I. Подготовка
- Конкурс на лучший рисунок, маску, стихотворение, песню о птицах
- Проведение бесед о пользе птиц в 1 – 4 классах.
- Изготовление скворечников и кормушек для птиц.
- Выпуск стенных газет.
- Написание лозунгов:
- Больше птиц – меньше вредителей урожая.
- Подкорми синиц зимой – они оплатят тебе летом.
- Больше птиц в садах – меньше червивых фруктов.
- Мы, птицы, помогаем вам бороться с вредителями. А чем вы, люди, нам помогли?
- Птицы наши друзья! Мы – друзья птиц!
- Ко дню птиц больше гнездовье!
- Берегите птиц!
II. Телеграммы
- Летим! Встречайте! Птицы.
- Каждый ученик должен изготовить кормушку и домик для птиц! Птицы.
- Будем друзьями! Птицы.
- Зимняя подкормка – спасение от голода зимой! Птицы.
III.Оформление
- Стенды с плакатами.
- Лозунги.
- Выставка книг о птицах.
- Выставка открыток с изображением птиц.
- Скворечники и кормушки.
- В середине зала стоят березки.
- Звукозапись весеннего лета.
IV. Проведение
1. Звучит звукозапись весеннего леса. Слышно пение птиц.
2. Выходят ведущие:
– Здравствуйте, ребята! Поздравляем вас с
весенним праздником – Днем птиц!
– Птицы дороги нам как часть чудесной природы
нашей Родины. Мелодичные, веселые, звонкие песни
ласкают наш слух. Яркое оперение оживляет
природу. Веселит нас и вселяет в нас бодрость и
веселое настроение.
– Свою любовь к птицам мы доказали большой
подготовительной работой к этому празднику.
– Каждый класс стенгазету, нарисовал рисунки,
изготовил скворечники и кормушки.
– Помните, ребята, что нельзя разорять птичьи
гнезда, стрелять в них из рогатки.
– Птицы охраняют лес от вредных насекомых мышей.
– Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать
Быть может, им на чужбине снялся
Мой дом среди густых ветвей
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомство встретит их.
– Мы рады, что на праздник прилетели пернатые друзья. Встречайте их ребята.
(На середину зала выходят дети в костюмах птиц)
Грач: Мы пришли к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела. Заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.
Дятел: Я доктор древесный. Я лесные
болезни лечу.
Всем зловредным букашкам известно,
Что я тот час же их проглочу!
Целый день я стучать не устану,
Под корой притаятся – достану.
Дятел каждому дереву друг!
Тук-тук-тук!
Тук-тук-тук!
Тук-тук-тук!
Мухоловка: У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселяюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 100 мух и комаров, я хоть и маленькая. Но аппетит у нас большой.
Сова: Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и спасла 20 тонн зерна.
Синица: Я круглый год отыскивают на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых и если бы не вы, ребята, то мы бы зимой умерли с голода. Спасибо вам большое от всех птиц! Мы благодарим вас за «птичьи столовые». Аппетит у нас немалый. За сутки я могу съесть такое количество вредителей, каков мой вес. Если бы у человека был такой аппетит. Ему бы пришлось за один день съесть 40 булок хлеба.
– Большую пользу вам приносят многие птицы.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуюсь весне.
И я, ребята, в этом грешен,
У всех соседей на виду,
Уже строительство скворечен,
В моем развернуто саду.
Дятел: Мне не нужны ваши домики. Мой клюв как долото. И я выдалбливаю в дереве отличное гнездо. А после меня в них селятся разные птицы.
Скворец: Мы поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.
Снегирь: Меня все знают! Всю зиму я прокормился рябиной и семенами разных растений. И теперь улетаю на север. Я не люблю жару. Прилечу я к вам с первым снегом.
Грач: Вы меня не забыли?
Переносы с белым кругом.
Важно я хожу за плугом.
Огороду, полю – врач,
Глянцевый черный грач.
Кукушка:
А вот и я, кукушка!
Была в большом густом бору
Там слышала, чего до селе не слыхала,
Как соловей поет.
Дивилась, право, я дивилась.
Однако же, не потаю
По-соловьиному и я петь научилась.
Для вас позволите спою,
Тихонечко. Хотите?
Голоса: Пропой, послушаем!
Кукушка:
Чур, не шуметь, молчите!
Вот выше сяду и спою
Ну слушайте: ку-ку, ку-ку, ку-ку.
– Тебе не петь, а помощь оказать в лесу растениям!
Кукушка: Я съедаю за день 39 кузнечиков, 48 гусениц, 5 личинок жука, 4 паука.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовью стаи птичьи.
Всем сердцем радуясь весне!
– Берегите птиц!
– Птицы – наши друзья!
3. – А сейчас мы с вами выясним, хорошо ли вы знаете птиц Забайкалья.
Викторина «Птицы Забайкалья»
- Какие птицы к нам с юга летят первыми? (грачи)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерев, рябчик)
- Какая из птиц хвойных лесов самая маленькая? (королек)
- Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (береговая ласточка)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи, ласточки)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
- Какая из наших птиц не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)
- У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (хищников)
- Какие птицы зимуют в Забайкалье? (вороны, воробьи, синицы, снегири, голуби)
- Какие птицы прилетают к нам первыми? (даурские галки)
- Что птицам зимой страшнее: голод или холод? (голод)
- Какая птица живет в лесу и ухает как разбойник? (филин)
- Почему нельзя трогать руками яйца птиц? (они их бросают)
- Из чего делают гнезда ласточки? (из смолы и грязи)
– День птиц в нашей стране проводится с 1923 года. В нашей школе этот праздник проводится каждый год.
– Птицы издавна привлекают внимание человека. Людей восхищает их яркое оперение, мелодичное пение и их стремительные полеты. Наблюдая за пернатыми, люди расширяют свои знания. Первые мысли о воздухоплавании. Стремление научиться летать зародилось у человека при взгляде на птиц. Наблюдая за жизнью птиц, человек развивает естественные науки
– До сих пор ученые работают над интересной научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.
– Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Большая синица в течение одно дня съедает до 600 различных насекомых , личинок, куколок и их яиц. А многоногий канюк в течение 50 дней съедает 115 грызунов. Дятлы потребляют громадное множество вершинных короедов, различных жуков и их личинок и других вредителей леса. Зимой из под коры деревьев дятлы достают вредных насекомых.
– Поселяясь вблизи жилья человека, мухоловки уничтожают за два месяца не менее 50 тысяч штук мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят дизентерию, брюшной тиф и другие болезни.
– Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно. Они быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две недели увеличивают свой вес.
– Неутомимо трудятся пернатые родители, добывая корм своим малышам. До 400 раз в день кормят насекомыми своих птенцов мухоловки. 350 раз в день подлетает к своему гнезду дятел со своей добычей. Трудно себе представить, какое количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы. Вот почему охрана птиц – забота общая, важная, полезная, имеющая государственное значение.
– Все птицы приносят пользу.
4. Подведение итогов различных конкурсов, приуроченных ко Дню птиц.
– Вот и закончилось наше мероприятие, но мы думаем, что вы будите и дальше заботиться о птицах.