День птиц

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


I. Подготовка

  1. Конкурс на лучший рисунок, маску, стихотворение, песню о птицах
  2. Проведение бесед о пользе птиц в 1 – 4 классах.
  3. Изготовление скворечников и кормушек для птиц.
  4. Выпуск стенных газет.
  5. Написание лозунгов:
  • Больше птиц – меньше вредителей урожая.
  • Подкорми синиц зимой – они оплатят тебе летом.
  • Больше птиц в садах – меньше червивых фруктов.
  • Мы, птицы, помогаем вам бороться с вредителями. А чем вы, люди, нам помогли?
  • Птицы наши друзья! Мы – друзья птиц!
  • Ко дню птиц больше гнездовье!
  • Берегите птиц!

II. Телеграммы

  • Летим! Встречайте! Птицы.
  • Каждый ученик должен изготовить кормушку и домик для птиц! Птицы.
  • Будем друзьями! Птицы.
  • Зимняя подкормка – спасение от голода зимой! Птицы.

III.Оформление

  1. Стенды с плакатами.
  2. Лозунги.
  3. Выставка книг о птицах.
  4. Выставка открыток с изображением птиц.
  5. Скворечники и кормушки.
  6. В середине зала стоят березки.
  7. Звукозапись весеннего лета.

IV. Проведение

1. Звучит звукозапись весеннего леса. Слышно пение птиц.

2. Выходят ведущие:

– Здравствуйте, ребята! Поздравляем вас с весенним праздником – Днем птиц!
– Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Мелодичные, веселые, звонкие песни ласкают наш слух. Яркое оперение оживляет природу. Веселит нас и вселяет в нас бодрость и веселое настроение.
– Свою любовь к птицам мы доказали большой подготовительной работой к этому празднику.
– Каждый класс стенгазету, нарисовал рисунки, изготовил скворечники и кормушки.
– Помните, ребята, что нельзя разорять птичьи гнезда, стрелять в них из рогатки.
– Птицы охраняют лес от вредных насекомых мышей.
– Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать
Быть может, им на чужбине снялся
Мой дом среди густых ветвей
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомство встретит их.

 – Мы рады, что на праздник прилетели пернатые друзья. Встречайте их ребята.

(На середину зала выходят дети в костюмах птиц)

Грач: Мы пришли к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела. Заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Дятел: Я доктор древесный. Я лесные болезни лечу.
Всем зловредным букашкам известно,
Что я тот час же их проглочу!
Целый день я стучать не устану,
Под корой притаятся – достану.
Дятел каждому дереву друг!
Тук-тук-тук!
Тук-тук-тук!
Тук-тук-тук!

Мухоловка: У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселяюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 100 мух и комаров, я хоть и маленькая. Но аппетит у нас большой.

Сова: Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и спасла 20 тонн зерна.

Синица: Я круглый год отыскивают на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых и если бы не вы, ребята, то мы бы зимой умерли с голода. Спасибо вам большое от всех птиц! Мы благодарим вас за «птичьи столовые». Аппетит у нас немалый. За сутки я могу съесть такое количество вредителей, каков мой вес. Если бы у человека был такой аппетит. Ему бы пришлось за один день съесть 40 булок хлеба.

– Большую пользу вам приносят многие птицы.

Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуюсь весне.
И я, ребята, в этом грешен,
У всех соседей на виду,
Уже строительство скворечен,
В моем развернуто саду.

Дятел: Мне не нужны ваши домики. Мой клюв как долото. И я выдалбливаю в дереве отличное гнездо. А после меня в них селятся разные птицы.

Скворец: Мы поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.

Снегирь: Меня все знают! Всю зиму я прокормился рябиной и семенами разных растений. И теперь улетаю на север. Я не люблю жару. Прилечу я к вам с первым снегом.

Грач: Вы меня не забыли?

Переносы с белым кругом.
Важно я хожу за плугом.
Огороду, полю – врач,
Глянцевый черный грач.

Кукушка:

А вот и я, кукушка!
Была в большом густом бору
Там слышала, чего до селе не слыхала,
Как соловей поет.
Дивилась, право, я дивилась.
Однако же, не потаю
По-соловьиному и я петь научилась.
Для вас позволите спою,
Тихонечко. Хотите?

Голоса: Пропой, послушаем!

Кукушка:

Чур, не шуметь, молчите!
Вот выше сяду и спою
Ну слушайте: ку-ку, ку-ку, ку-ку.

– Тебе не петь, а помощь оказать в лесу растениям!

Кукушка: Я съедаю за день 39 кузнечиков, 48 гусениц, 5 личинок жука, 4 паука.

Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовью стаи птичьи.
Всем сердцем радуясь весне!

– Берегите птиц!
– Птицы – наши друзья!

3. – А сейчас мы с вами выясним, хорошо ли вы знаете птиц Забайкалья.

Викторина «Птицы Забайкалья»

  1. Какие птицы к нам с юга летят первыми? (грачи)
  2. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерев, рябчик)
  3. Какая из птиц хвойных лесов самая маленькая? (королек)
  4. Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
  5. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (береговая ласточка)
  6. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи, ласточки)
  7. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
  8. Какая из наших птиц не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
  9. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)
  10. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (хищников)
  11. Какие птицы зимуют в Забайкалье? (вороны, воробьи, синицы, снегири, голуби)
  12. Какие птицы прилетают к нам первыми? (даурские галки)
  13. Что птицам зимой страшнее: голод или холод? (голод)
  14. Какая птица живет в лесу и ухает как разбойник? (филин)
  15. Почему нельзя трогать руками яйца птиц? (они их бросают)
  16. Из чего делают гнезда ласточки? (из смолы и грязи)

– День птиц в нашей стране проводится с 1923 года. В нашей школе этот праздник проводится каждый год.

– Птицы издавна привлекают внимание человека. Людей восхищает их яркое оперение, мелодичное пение и их стремительные полеты. Наблюдая за пернатыми, люди расширяют свои знания. Первые мысли о воздухоплавании. Стремление научиться летать зародилось у человека при взгляде на птиц. Наблюдая за жизнью птиц, человек развивает естественные науки

– До сих пор ученые работают над интересной научной проблемой – тайной ежегодных перелетов птиц.

– Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. Большая синица в течение одно дня съедает до 600 различных насекомых , личинок, куколок и их яиц. А многоногий канюк в течение 50 дней съедает 115 грызунов. Дятлы потребляют громадное множество вершинных короедов, различных  жуков и их личинок и других вредителей леса. Зимой из под коры деревьев дятлы достают вредных насекомых.

– Поселяясь вблизи жилья человека, мухоловки уничтожают за два месяца не менее 50 тысяч штук мух. А ведь мухи – наши злейшие враги, которые переносят дизентерию, брюшной тиф и другие болезни.

– Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно. Они быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две недели увеличивают свой вес.

– Неутомимо трудятся пернатые родители, добывая корм своим малышам. До 400 раз в день кормят насекомыми своих птенцов мухоловки. 350 раз в день подлетает к своему гнезду дятел со своей добычей. Трудно себе представить, какое количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы. Вот почему охрана птиц – забота общая, важная, полезная, имеющая государственное значение.

– Все птицы приносят пользу.

4. Подведение итогов различных конкурсов, приуроченных ко Дню птиц.

– Вот и закончилось наше мероприятие, но мы думаем, что вы будите и дальше заботиться о птицах.