Занятие по развитию речи в 1-м классе "В лесу родилась елочка…"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение.

Цели и задачи урока:

  • систематизировать полученные знания о многозначных словах, словах-признаках, родственных словах, синонимах, антонимах;
  • расширять кругозор, развивать речь детей, обогащать их словарный запас;
  • воспитывать чувство прекрасного, любознательность, интерес к русскому слову.

Оборудование: аудиозапись с песенкой “В лесу родилась елочка…”, компьютерная презентация по теме урока, искусственная елка.

Ход урока

I. Оргмомент

Проверка правильной осанки при посадке.

II. Постановка цели и задач урока

Вводная беседа учителя.

– В некотором царстве,
В некотором государстве
Волнуется народ:
“Скоро, скоро Новый год!”
Будет ель-красавица,
Которая всем нравится,
На ветках ее игрушки,
Бусы, звездочки, хлопушки.

– О чем стихотворение? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Приложение 1, слайды № 1-2)

– Главным украшением Новогодних праздников является елка. Знаете ли вы, что традицию украшать елку на Новый год ввел царь Петр 1?

– А мы с вами уже начали потихоньку готовиться к новогоднему празднику (показ необычной бумажной елки, выполненной коллективно с детьми).

– Вспомните, что помогло создать нам такую красивую и оригинальную елочку? (фантазия, трудолюбие, желание, взаимопомощь.)

– А чтобы было интересней, заглянем в страну “Разноцветных слов” и вспомним то, о чем мы с вами говорили ранее на занятиях по развитию речи.

III. Работа по теме урока.

1. – Послушайте отрывок из стихотворения о зиме и о елке.

(Рассказывает ниже напечатанное стихотворение заранее подготовленная ученица)

(Приложение 1, слайд № 3)

Невесомые хлопья белые
В тишине летят, летят.
Спят деревья поределые,
Сном волшебным лес объят.
Забрела в сугробы елочка,
Призадумалась в снегах.
Изумрудные иголочки
В серебре и жемчугах.

– О каких хлопьях говорится в отрывке? (ответы детей)

Анализ выделенных слов

– Как вы понимаете выделенные слова?

– Для чего автор использовал эти слова?

– Как называют слова для описания предметов? (слова-признаки)

– Подберите слова-признаки к слову “елка” (ответы детей)

2) – Ребята, мы недавно говорили с вами о словах – родственниках. Чтобы нашей елочке не было обидно, подберем ей родственные слова. (Ответы детей)

(Приложение 1, слайд №4)

– А если я подберу слово “ела”, это слово будет родственным к слову “ель”? Почему? Какие же слова называют родственными?

2) – Поиграем в игру “Найди лишнее слово” Объясните свой ответ.

(Приложение 1,слайд №5)

Ключ, ручка, стенка, кисть, ель.

– Какие слова называют многозначными? (слова, имеющие несколько значений)

4)

(Приложение 1,слайд №6)

– Прочтите слова, что интересного заметили?

– Для чего в русском языке нужны слова, близкие по своему значению?

– Расположите слова, близкие по значению в порядке усиления значения:

Стужа, мороз, холод
Влажный, мокрый, сырой
Гореть, пылать, полыхать

Физминутка

Мы заходим с вами в лес,
Сколько здесь полно чудес!
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
(1,2,3)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем хлопков
(1,2,3)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На носочках убежим.
(бег на месте)
Все вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

4) Отгадайте загадку.

(Приложение 1,слайд №7)

Зимой и летом
Одним цветом.

– Как вы понимаете смысл загадки?

– Какие еще вы знаете вечнозеленые деревья? (сосна, кедр, пихта)

– Эти деревья называют хвойными, т.к. вместо листьев у них хвоинки.

(Просмотр слайдов № 8,9,10,11 с изображениями сосны, кедра, пихты)

– Вернемся к загадке. Что интересного вы еще увидели? (слова – противоположные по смыслу зимой – летом)

Игра “Наоборот”

Скажу я слово “Высоко”,
А ты ответишь…
Скажу я слово “Далеко”,
А ты ответишь…,
Скажу тебе я слово “Трус”,
Ответишь ты…,
Теперь “Начало” я скажу
Ну, отвечай…

5) – Хотите поработать в парах? Повторим правило работы в паре. (На столах у ребят лежат листочки со словами – антонимами. Соединяют противоположные по смыслу слова)

(Приложение 1, слайд №12)

Физминутка для глаз

6) – Ребята, хотите сделать приятное всем, в том числе и елочке? Тогда поиграем в игру “Микрофон”. Расскажите о елочке (дети берут микрофон и говорят в него все, что придумают о елке)

IV. Самооценка

– Как мы сегодня поработали на уроке? Кого вы хотите отметить?

Мне очень понравилась работа класса, спасибо всем ученикам! Ребята, мы попросим вас нарядить елку игрушками (дети берут по одной игрушке и наряжают елку).

V. Итог урока.

– Что вам понравилось на уроке? Что узнали для себя интересного и полезного?

– В заключении предоставим слово нашим артистам, которые покажут нам спектакль по одноименной сказке “Маленькой елочке хорошо в лесу…”

(Приложение 2, слайд №13 из Приложения 1)