Тип урока: обобщение.
Цели и задачи урока:
- систематизировать полученные знания о многозначных словах, словах-признаках, родственных словах, синонимах, антонимах;
- расширять кругозор, развивать речь детей, обогащать их словарный запас;
- воспитывать чувство прекрасного, любознательность, интерес к русскому слову.
Оборудование: аудиозапись с песенкой “В лесу родилась елочка…”, компьютерная презентация по теме урока, искусственная елка.
Ход урока
I. Оргмомент
Проверка правильной осанки при посадке.
II. Постановка цели и задач урока
Вводная беседа учителя.
– В некотором царстве,
В некотором государстве
Волнуется народ:
“Скоро, скоро Новый год!”
Будет ель-красавица,
Которая всем нравится,
На ветках ее игрушки,
Бусы, звездочки, хлопушки.
– О чем стихотворение? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Главным украшением Новогодних праздников является елка. Знаете ли вы, что традицию украшать елку на Новый год ввел царь Петр 1?
– А мы с вами уже начали потихоньку готовиться к новогоднему празднику (показ необычной бумажной елки, выполненной коллективно с детьми).
– Вспомните, что помогло создать нам такую красивую и оригинальную елочку? (фантазия, трудолюбие, желание, взаимопомощь.)
– А чтобы было интересней, заглянем в страну “Разноцветных слов” и вспомним то, о чем мы с вами говорили ранее на занятиях по развитию речи.
III. Работа по теме урока.
1. – Послушайте отрывок из стихотворения о зиме и о елке.
(Рассказывает ниже напечатанное стихотворение заранее подготовленная ученица)
Невесомые хлопья белые
В тишине летят, летят.
Спят деревья поределые,
Сном волшебным лес объят.
Забрела в сугробы елочка,
Призадумалась в снегах.
Изумрудные иголочки
В серебре и жемчугах.
– О каких хлопьях говорится в отрывке? (ответы детей)
Анализ выделенных слов
– Как вы понимаете выделенные слова?
– Для чего автор использовал эти слова?
– Как называют слова для описания предметов? (слова-признаки)
– Подберите слова-признаки к слову “елка” (ответы детей)
2) – Ребята, мы недавно говорили с вами о словах – родственниках. Чтобы нашей елочке не было обидно, подберем ей родственные слова. (Ответы детей)
– А если я подберу слово “ела”, это слово будет родственным к слову “ель”? Почему? Какие же слова называют родственными?
2) – Поиграем в игру “Найди лишнее слово” Объясните свой ответ.
Ключ, ручка, стенка, кисть, ель.
– Какие слова называют многозначными? (слова, имеющие несколько значений)
4)
– Прочтите слова, что интересного заметили?
– Для чего в русском языке нужны слова, близкие по своему значению?
– Расположите слова, близкие по значению в порядке усиления значения:
Стужа, мороз, холод
Влажный, мокрый, сырой
Гореть, пылать, полыхать
Физминутка
Мы заходим с вами в лес,
Сколько здесь полно чудес!
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
(1,2,3)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем хлопков
(1,2,3)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим
На носочках убежим.
(бег на месте)
Все вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
4) Отгадайте загадку.
Зимой и летом
Одним цветом.
– Как вы понимаете смысл загадки?
– Какие еще вы знаете вечнозеленые деревья? (сосна, кедр, пихта)
– Эти деревья называют хвойными, т.к. вместо листьев у них хвоинки.
(Просмотр слайдов № 8,9,10,11 с изображениями сосны, кедра, пихты)
– Вернемся к загадке. Что интересного вы еще увидели? (слова – противоположные по смыслу зимой – летом)
Игра “Наоборот”
Скажу я слово “Высоко”,
А ты ответишь…
Скажу я слово “Далеко”,
А ты ответишь…,
Скажу тебе я слово “Трус”,
Ответишь ты…,
Теперь “Начало” я скажу
Ну, отвечай…
5) – Хотите поработать в парах? Повторим правило работы в паре. (На столах у ребят лежат листочки со словами – антонимами. Соединяют противоположные по смыслу слова)
Физминутка для глаз
6) – Ребята, хотите сделать приятное всем, в том числе и елочке? Тогда поиграем в игру “Микрофон”. Расскажите о елочке (дети берут микрофон и говорят в него все, что придумают о елке)
IV. Самооценка
– Как мы сегодня поработали на уроке? Кого вы хотите отметить?
Мне очень понравилась работа класса, спасибо всем ученикам! Ребята, мы попросим вас нарядить елку игрушками (дети берут по одной игрушке и наряжают елку).
V. Итог урока.
– Что вам понравилось на уроке? Что узнали для себя интересного и полезного?
– В заключении предоставим слово нашим артистам, которые покажут нам спектакль по одноименной сказке “Маленькой елочке хорошо в лесу…”