Обобщающее повторение по теме "Натуральные числа". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Обучающие:
    • обобщить и систематизировать теоретический материал;
    • отработать умения и навыки применения теоретических знаний при решении различных заданий;
    • проверить уровень усвоения материала.
  • Развивающие:
    • прививать интерес к предмету;
    • развивать познавательную и творческую активность учащихся;
  • Воспитательные:
    • воспитывать активность на уроке, логичность мышления;
    • воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок
Начинаем мы урок.

2. Актуализация знаний

– Сегодня  на уроке мы с вами повторим всё, что знаем о натуральных числах. (слайд 1)
– Какие числа называются натуральными?
– Является ли нуль натуральным числом?
– Прочитайте числа (Приложение 1, слайд 2).
– Назовите число следующее за числом 99? Предшествующее число 400?
– Следующее за числом 29999? На 1 больше числа 8999?

Кроссворд (слайд 3)

  1. Результат сложения чисел (сумма)
  2. Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти (уравнение)
  3. Компонент умножения (множитель)
  4. Арифметическое действие (деление)
  5. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  6. Единица измерения массы (грамм)
  7. Название второго разряда в классе единиц (десятки)
  8. Название числа, состоящего  из одной единицы и шести нулей (миллион)
  9. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство (корень)
  10. В ней есть условие и вопрос, требуется выполнить решение и найти ответ (задача)

Ключевое слово – математика.

Выполните цепочку вычислений (Приложение 1, слайд)

3. Основная часть урока

– На уроках литературы вы уже не раз встречались со сказками, а сегодня на математике мы отправимся в путешествие со сказочными героями.
«Сказка об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном» (Приложение 1, слайд)

В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич со своими сёстрами. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-Царевич сестёр своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил он без сестёр и сделалось  ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. (Слайд) Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-Царевич взял верных воинов и пошёл выручать Елену Прекрасную. (Слайд) Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. А около камня лиса сидит. «Если, говорит, решите уравнения, то камень освободит дорогу. (Приложение 1. Слайд).

Решить уравнения.

75 : у = 25      у + 26 = 74      8 .  у = 96     51 – у = 26       у : 16 = 5     у .   4 = 100
у = 3                у  = 48            у = 12           у = 25               у = 80         у = 25

Все сделали правильно, молодцы, сдвинули камни, освободили дорогу на мост. Долго шли они по лесу. (Приложение 1. Слайд)

4. Физкультминутка

– Как живешь?
– Как идешь?
– Как шалишь ?
– Как бежишь?
– Ночью спишь?
– Как сидишь?

Шли они шли, видят на пути избушка Бабы Яги. (Слайд)
Из-за двери раздался голос: «Ответьте на вопрос: сколько будет два плюс два умножить на два. Тогда я с вами буду беседовать». (6) (Приложение 1. Слайд)
Впустила Баба-Яга Ивана-Царевича, выслушала его и согласилась помочь ему, так как давно враждовала с Кощеем. Но с условием, что его воны решат задачу с помощью уравнения.

Задача (слайд):  Нам с Кощеем 250 лет. Я старше Кощея на 50 лет. Сколько лет ему? Сколько лет мне?

Решение: (слайд)

х + (х + 50) = 250
х = 100
100 лет Кощею
100 + 50 = 150 (лет) – Бабе-Яге

Ответ: 100 лет, 150 лет.

Прощаясь с Иваном-Царевичем, Баба-Яга рассказала, что кто знает сколько лет Кощею, тот имеет большую силу в открывании различных замков. Только нужно произнести это число, мигом всё исполнится. Чёрный ворон подслушал разговор и рассказал Кощею. (Приложение 1. Слайд) Тот подстерёг Ивана-Царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Закрыл на четыре замка. Разглядели воины на стенах подземелья задание.

Записать на математическом языке (Приложение 1. Слайд)

Против течения паром двигается у км/ч, а по течению в 2 раза быстрее.

а) по течению за 3 часа паром прошёл 12 км;
б) по течению за 2 часа паром прошёл расстояние на 2 км  большее, чем за 3 часа, двигаясь против течения;
в) скорость парома по течению больше скорости против течения на 2 км/ч;
г) двигаясь 3 часа по течению, паром прошёл расстояние, равное расстоянию его движения за 6 часов против течения.

(Ответ: а) 6у = 12     б) 4у – 3у = 2     в) 2у – у = 2      г) 3 .   2у = 6у)

Иван-Царевич справился и с этой задачей. Крикнул возраст Кощея, и открылись замки. Вышли из-под подземелья воины. А Елена Прекрасная была спрятана под семью замками. А чтобы открыть замки, надо найти слово хорошее. Давайте будем замки открывать. Каждому дан лист с заданием.

5. Самостоятельная работа

          Фамилия:                              Имя:              

Выполните действия, используя законы арифметических действий и заполните таблицу.

1457 46500 36000 793 168 1100
Д О Б Р Ы Й

О.        465 * 25 * 4 =
Й.        (250 + 25) * 4 =
Б.         36 * 184 + 36 * 816 =
Ы.        6 * 28 =
Д.        457 + 705 + 295 =
Р.         (853 + 293) – 351 =

6. Подведение итогов

Открыли замки Кащеего царства. Открылись и ворота. Победили Кощея Бессмертного, и освободили Елену Прекрасную. И стали Иван-Царевич с Еленой Прекрасной жить-поживать и добра наживать. (Приложение 1, слайд)

7. Домашнее задание

Учебник А.Г.Мордковича стр. 258-259 домашняя контрольная работа №3.