Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Закреплять ранее изученный материал о приставках и суффиксах, упражняться в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов, повторять правило написания разделительного твердого знака после приставок;
- Развивать мышление, память, внимание; расширять словарный запас; развивать мелкую мускулатуру рук;
- Прививать усидчивость, целеустремленность, работать над дисциплиной на уроках, прививать интерес и любовь к русскому языку.
Инвентарь:
- Карточки с приставками.
- Карточки с суффиксами.
- Изображения животных (кот, лиса, соловей, утка, поросенок, медведь, петух).
- Изображение паровоза.
- Карточки с надписью: “строить”, “ехать”.
Все иллюстрации и карточки могут быть как на бумажном носителе, так и в виде слайдов.
План работы:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к работе над темой урока:
1). Чистописание.
2). Словарная работа.
3). Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока.
1). Словообразование с помощью приставок (слово “ехать”).
2). Разделительный твердый знак после приставок.
3). Образование новых слов с помощью приставок (работа со словом “строить”)
4). Повтор правила о приставках.
5. Физическая минутка.
6. Продолжение работы над темой урока.
1). Словообразование с помощью суффиксов.
2). Повтор правила о суффиксах.
7. Обобщение.
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Ход урока1. Организационный момент.
2. Подготовка к работе над темой урока.
1). Чистописание: путь.
2). Словарная работа: вокзал, вагон, поезд, дорога, здравствуйте.
Рис. 1
Запись диктанта может проводится с помощью компьютера (показ слайдов).
Один ученик пишет эти слова на доске. Затем проводится проверка и обо– значение орфограмм.
Учитель по своему усмотрению ставит оценку за словарный диктант еще
двоим ученикам.
3). Сообщение темы урока.
– Что общего у всех этих слов? – все они связаны с дорогой, с путешествием.
– Мы с вами отправимся в путешествие в Страну Словообразования. Нам нужно помочь отвезти туда наших друзей:
кота, лису, петуха, соловья, утку и медведя.
На доске появляются изображения птиц и зверей.
Рис. 2
3. Работа над темой урока.
1). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “ехать”).
– На вокзале нас ждет паровоз (с названием “ехать”). Но у него отцеплены вагоны. Нужно их прицепить к паровозу, но они не все подходят (на вагонах написаны приставки). Найдите нужные вагоны и соберите весь поезд.
Дети собирают поезд:
Рис. 3
Убираются приставки из-, над-, без-.
– Мы сейчас составили новые слова. С помощью чего мы это сделали? – с помощью приставок.
– Какой вывод? – приставки помогают образовывать новые слова.
– Давайте записывают составленные слова, выделяя приставки.
2). Разделительный Ъ после приставок перед гласными е, ё, я.
– Чтобы наш поезд завелся, надо разделить составленные слова на две группы. Кто догадался, как можно разделить слова? – так как слово ехать начинается с гласной Е, то перед ними пишется разделительный Ъ.
– Вспомним правила, когда пишется разделительный Ъ.
– Запишем слова в два столбика:
Приехать |
Объехать |
Заехать |
Съехать |
Выехать |
Подъехать |
3). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “строить”).
– Пока наши гости едут, Поросенок Наф-Наф строит им дом из кирпичей. Но ему нужна наша помощь. Дело в том, что кирпичи нужны особенные. Догадались, какие?
Поросенок с именем “строить” собирает кирпичи с приставками, которые помогают нам образовать новые слова.
Получаются слова:
выстроить, построить, пристроить, устроить, застроить.
Рис. 4
5. Физическая минутка.
Ребята (под музыку) помогают поросенку строить дом, выполняя особые движения: взять кирпич, положить наверх, прибить гвоздь, подать кирпичи поросенку и т.д.
6. Продолжение работы над темой урока.1). Словообразование с помощью суффиксов.
– Мы построили красивый дом. А вот и наши гости прибыли. Они могут заселяться в свои квартиры. Но вот незадача. Им надо изменить свое имя, чтобы попасть в квартиру. Наши друзья не учились в школе, они не знают, как это сделать. Давайте поможем. Догадайтесь, как нужно изменить героев и в какой квартире им жить.
На доске домик с шестью квартирами:
-ик, -ок, -онок, -ёнок, -оньк, -ушк.
Рис. 5
Ребята изменяют животных:
Кот – котик |
петух – петушок |
Лиса – лисонька |
соловей – соловушка |
Медведь – медвежонок |
утка – утенок |
Одновременно ребята помещают героев в “квартиры”.
2). Повтор правила о суффиксах.
– Запишем получившиеся слова, выделим в них корень и суффикс.
7. Обобщение.– Вот и помогли мы нашим друзьям добраться до нового места и поселиться в теплых квартирах. Молодцы, ребята.
– Что мы делали на уроке? – образовывали новые слова с помощью приставок и суффиксов.
8. Оценивание.