Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- Образовательные: ввести и закрепить понятие о прямоугольном треугольнике, гипотенузе, катетов, дать некоторые свойства прямоугольных треугольников;
- Развивающие: развивать умение анализировать условие задачи;
- Воспитательные: воспитание аккуратности (аккуратное выполнение чертежей на доске и в тетрадях, рациональное распределение записей), рационального распределения времени, критичности.
Структура урока:
I этап. Организационный момент
II этап. Актуализация опорных знаний
- Математический диктант
III этап. Объяснение нового материала
- Определение прямоугольного треугольника
- Свойства 10, 20, 30
IV этап. Закрепление изученного материала
- Решение задач
V этап. Итоги урока
VI этап. Домашнее задание
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, доска, мел, компьютер, проектор.
Оценивание на уроке: за знания и умения ставятся баллы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие, сообщение темы (слайд 1), целей и
задач.
Учитель: Вам было задано домашнее задание:
повторить п.18, ответить на вопросы 10, 11, 12 и 13
(только формулировки). Сейчас проверим, как вы
подготовились к уроку. Математический диктант.
На этом этапе урока вы можете набрать мах
баллов.
II. Актуализация опорных знаний
Математический диктант с последующей проверкой (на экране):
Задание 1: вставить пропущенное слово (слайд 3):
– Прямой угол – это угол, равный…;
– Сумма углов треугольника равна…;
Задание 2: укажите сторону противолежащую указанному углу (чертеж 1 треугольника на задней стороне доски) (слайд 4):
3. Какой треугольник изображен на рис. (чертеж 2 на доске), кроме равных сторон, какие еще свойства имеет такой треугольник (слайд 5)?
4. Какой треугольник изображен на рис. (чертеж 3 на доске), кроме равных углов, какие еще свойства имеет такой треугольник (слайд6)?
Ответы: 1) 900; 1800 (слайд 8); 2) АВ (слайд 9); 3) Равнобедренный. У равнобедренного треугольника углы при основании равны (слайд 10); 4) Равносторонний. У равностороннего треугольника все стороны равны (слайд 11);
Учитель просит учащихся поменяться своими работами, затем все вместе проверяют, учащиеся сами проставляют «+», « – ».
III. Объяснение нового материала
Учитель: начертите треугольник, у которого один угол – прямой. Как называется этот треугольник? Мы сегодня рассмотрим прямоугольный треугольник свойства такого треугольника. По определению, в прямоугольном треугольнике один угол – прямой. Каковы остальные углы?
Учащиеся: в сумме составляют 900.
Учитель: почему?
Учитель: Теперь рассмотрим свойства сторон. Рассмотрим свойство прямоугольного треугольника, в котором один угол 300. Начертите такой прямоугольный треугольник. Каково соотношение сторон в треугольнике?
Учащиеся: разные гипотенузы
Учитель: дополнительное построение
пунктиром
Аналогично изучить свойства 20, 30.
Обобщить в виде таблицы.
Таблица 1
Вывод, рекомендации учащимся.
IV. Закрепление изученного материала
Устно:
1) (Слайд13)
2) (Слайд14)
3) Решение задач
Рис. 7
Рис. 8
V. Итоги
Оценить работу учащихся по сумме полученных ими на уроке баллов.
VI. Домашнее задание (слайд 15)
Изучить п.34. Повторить пункты 15-33; ответить на вопросы 10 и 11 на с. 90; решить №№ 256, 259.
Использованные источники:
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 – 11 кл. / Сост. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
- Геометрия 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян,]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Геометрия 7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Авторы составители Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. Геометрия 7-9 классы. 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2001.