В методике преподавания иностранных языков большое внимание уделяется проблемам контроля и оценки, в связи с тем, что контроль позволяет определить уровень обученности в соответствии с выдвигаемыми требованиями и стандартами, а также позволяет выявить недостатки в процессе обучения с целью их преодоления.
Проблема разработки приемов контроля чтения является в настоящее время весьма актуальной. Исходя из того, что такие приемы контроля чтения на иностранном языке, как чтение вслух, ответы на вопросы, пересказ, перевод, обладают рядом недостатков и не всегда предоставляют возможность точно оценить уровень успешности обучения чтению, необходимо разрабатывать наиболее адекватные и эффективные приемы контроля. К их числу можно отнести тестовый контроль.
Использование теста при контроле сформированнности умений чтения находит подтверждение в современной методической науке. Работы таких методистов как Ф.М. Рабинович, М.В. Розенкранц, В.С. Цетлин посвящены проблемам разработки тестов по чтению. Целесообразность использования теста как приема контроля чтения обусловлена рядом причин, которые в своей совокупности характеризуют тест как более объективный и экономичный прием контроля, позволяющий наиболее адекватно проверить сформированность умений чтения.
Несмотря на то, что тестовый контроль сформированности видов речевой деятельности, чтения в частности, находит свое признание в современной методической науке, данный вопрос является недостаточно изученным. Это обусловлено рядом причин, среди которых одной из важнейших является факт, что в отличие от западных стран, разработка методики тестового контроля в России проходила со значительными перерывами, что привело к отставанию от этих стран в плане недостаточного совмещения теории разработки тестов с практикой. Проведенный нами анализ сборников тестов, показал что в настоящее время существует большое количество тестов, построенных без учета основных требований, предъявляемых к их составлению.
На основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что необходимость использования тестового контроля видов речевой деятельности, в частности чтения, в практике преподавания иностранных языков, с одной стороны, и недостаточная изученность данной проблемы в современной российской методической литературе, с другой стороны делают исследования в области разработки тестового контроля наиболее актуальными.
Цель данной работы состоит в том, чтобы вооружить учителей – практиков технологией составления тестов по чтению на английском языке, помочь педагогам ориентироваться на сложившемся рынке тестовых материалов и разрабатывать свои тесты, разных уровней сложности с разными педагогическими целями в условиях отсутствия централизованной службы лингвистического тестирования.
Технология разработки теста по чтению на английском языке в 7 классе общеобразовательной школы.
На основе изучения теоретической литературы, а также проведенного анализа учебников и сборников тестов по английскому языку, были разработаны тесты по чтению в применении к книге для чтения к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений English 7 В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа, к тексту “Raccoons”.
Технология разработки теста по чтению включает в себя несколько этапов.
Определение цели тестирования. Разрабатываемый нами тест предназначен для текущего контроля успешности деятельности и имеет своей целью проверку умения ознакомительного чтения.
Следующим этапом является определение объекта тестирования.
Необходимо отметить, что при анализе объекта тестирования следует определить вид чтения, характер чтения и уровень его понимания. В качестве объекта данного теста выступает сформированность умения чтения про себя с пониманием основного содержания на уровне значения и смысла (ознакомительное чтение) дополнительного текста научно-популярного стиля.
Объект контроля включает в себя следующие факты на уровне значения:
- Raccoons live in towns near people.
- People don’t like raccoons.
- Raccoons sleep at night.
- Raccoons are clever animals.
- In the woods they live on trees.
- There are people who are trained to help raccoons.
Oбъекты контроля на уровне смысла:
- Raccoons are people’s neighbours, people have to learn not to get rid of them but help them to survive.
- Tolerance is necessary not only in human relationship but people – animal relationship too.
- Not only raccoons but other animals are to be protected by men.
- To help animals learn to survive in their natural surroundings people have to get special training.
- Each person should be concerned with nature protection not only specialists.
Определив объекты тестирования, целесообразно перейти к выбору тестовых заданий. С целью соблюдения требования валидности необходимо выбрать тестовые задания, соответствующие объектам контроля. Первые десять заданий представляют собой тестовые задания альтернативного выбора, направленные на проверку фактического содержания текста Значительным недостатком альтернативного выбора является высокая вероятность случайного угадывания, что снижает надежность теста, чтобы преодолеть этот недостаток нами увеличено количество заданий до 10.
Последующие шесть заданий – тестовые задания множественного выбора, пять из них контролируют понимание на уровне смысла и последнее задание понимание главной идеи текста.
При разработке тестовых заданий учитывались требования, предъявляемые к составлению основы и подбору дистракторов.
Основы заданий данного теста непосредственно направлены на выявление контролируемого объекта. Основой тестовых заданий множественного выбора являются незавершенные предложения:
According to the passage people are afraid.
Основы заданий данного теста зависят от объектов контроля. При контроле фактического содержания основа является конкретной при контроле понимания идейного замысла и стиля автора текста основа носит более обобщенный характер:
- Raccoons usually live in towns near people.
- In this passage the author makes clear that raccoons…
При подборе вариантов ответа мы руководствовались требованиями предъявляемыми к подбору дистракторов. В разрабатываемом нами тесте варианты ответа соотносятся с характером основы (конкретно-обобщенной):
There are people who prepare baby raccoons for life in the woods.
I. Choose the sentence which is the main idea of the text
- wild animals should live near people to become domestic animals
- people should help animals by giving them shelter
- raccoons should avoid people’s houses
- people should protect nature by helping to all animals
Определяя соотношения дистракторов и правильного ответа мы руководствовались требованием, которое подчеркивает, что правильный ответ должен представлять конкретную реализацию проблемной ситуации, а дистракторы – ее неверную трактовку:
II. According to the third and fourth passages
- wild animals should live in the wild
- people should help animals by giving them shelter
- raccoons should avoid people’s house
- people should protect nature by helping to all animals
В данном случае правильном является вариант ответа d выражен имплицитно, хотя выражены его части help animals, и не имеет конкретной локализации в абзаце.
Дистрактор a выражен эксплицитно в вербальной форме preparing the cubs baby raccoons for life in the wild.
Дистрактор b является синонимом выражения are trained to help homeless animals и возможное следствие помощи бездомным животным как предоставление им крова (shelter).
Дистрактор с подразумевает один из возможных вариантов первого предложения people usually want to get rid of it хотят избавиться от енотов если они обнаруживают их дома и как следствие енотам следует избегать людей чтобы не иметь неприятностей.
При составлении заданий альтернативного выбора в каждом из них предусматривалась одна законченная мысль, одно явление:
Raccoons usually live in towns near people кроме того использовался достаточный контекст с тем, чтобы выбрать правильный ответ:
- But the raccoons were there the first
- Cities grow. Houses move into woods.
- Raccoons usually stay on.
Все тестовые задания формулировались точно и просто.
На заключительном этапе разработки теста составляется ключ, лист для ответов и шкала оценок.
Оценка результатов тестирования проводиться на основе специально разработанной шкалы с учетом сложности («весов») заданий. Какой должна быть степень трудности входящих в тест заданий? В исследованиях, посвященных тестированию, установлено, что задания, правильно выполненные всеми испытуемыми, следует признать очень легкими; задания, не выполненные ни одним из учащихся, являются очень трудными. Ни те, ни другие не должны быть включены в тест. Степень трудности считается нормативной, если задание правильно выполнили не более 80-85% и не менее 10-15% испытуемых. ( Бернштейн М.С.,1968). Если имеются основания ожидать высокого уровня обученности то эти цифры могут быть несколько изменены, а именно: 75-80% и 5-10%. Большая часть заданий должна быть выполнена 40-45 % испытуемых (Шкляева Н.Н., 1971).
Для объективности результатов тестирования на основе разработанной шкалы оценок необходимо дифференцировать тестовые задания и вопросы внутри отдельно взятого тестового задания по весу.
В отношении чтения М.В.Розенкранц предлагает оценивать тестовые задания множественного выбора для контроля эмплицитно выраженной информации в 1 балл, в то время как понимание имплицитной информации или авторского стиля в тех же заданиях множественного выбора оценивать в 2 балла. В тестах на расстановку пунктов плана каждый пункт плана, правильно поставленный на свое место, оценивается в 0,5 балла. В тестовых заданиях на соотнесение(matching type) каждое правильное соотнесенное задание оценивается в 0,5 балла, если оно контролирует понимание эксплицитной информации; понимание же имплицитной информации оценивается в 1 балл.
В тестировании общеизвестна формулы вычисления критерия оценки (К):
К = А/E где А – количество правильных ответов, Е – общее количество заданий.
С психологической точки зрения существенно, чтобы при оценке учебной деятельности внимание было обращено на положительный результат, а не на отрицательный, поэтому при подсчете баллов рекомендуется исходить не из количества допущенных ошибок, а количества правильно выполненных заданий. Чтобы соотнести количественный показатель тестирования (к) с четырехбалльной системой субъективной оценки, определяют следующее:
При K = 0,9 и выше – «отлично»,
К = 0,8–0,89 – «хорошо»,
К = 0,6–0,79 – «удовлетворительно»,
К = 0,59 и ниже «неудовлетворительно».
В процентном соотношении это может быть представлено следующим образом:
100%–90% правильных ответов (т.е. от 0 до 10% ошибок ) – «отлично»,
89% – 80% – «хорошо»,
79%–60% – «удовлетворительно»,
59% и ниже – «неудовлетворительно».
В сложившейся практике тестирования существуют и более «щадящие» нормы: нижний порог «удовлетворительно» соответствует 50%. Тогда «отлично» выставляется за правильное выполнение не менеее90% всех заданий, «хорошо» – не менее 70%, «удовлетворительно» – не менее 50% ( Шкляева Н.Н.,1971).
Данный тест является валидным, так как тестовые задания соответствуют цели и объектам контроля. Кроме того, данный тест является экономичным, в силу того, что он не требует больших затрат времени на его проведение (15-20 минут), и проверку результатов, у каждого тестируемого можно проверить весь объем материала, подлежащего проверке.
На основании проведенного в настоящей работе исследования, представляется целесообразным определить обязательными основные этапы разработки и применения тестов по чтению:
- Определение целей тестирования.
- Отбор и анализ объектов контроля.
- Определение типа теста.
- Составление тестовых заданий, определение «весов» заданий и подготовка измерительного инструментария.
- Определение и расчет показателей качества теста.
- Апробация тестовых заданий.
- Составление окончательного варианта теста, определение оснащения и условий тестирования.
- Экспериментальная проверка теста (осуществление измерения).
- Стандартизация теста.
- Интерпретация результатов измерения (нормирование, вывод о достижении / недостижении поставленных целей).
Тест по чтению на английском языке к книге для чтения к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа (Приложение 1)