Цели:
- создать условия для формирования в памяти учащихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы “С”;
- продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять ударный звук в слове; анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями;
- учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);
- развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.
- Воспитывать аккуратность.
Формирование УУД
Личностные УУД:
- Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний
Познавательные УУД:
- Обучение работе с информацией, представленной в табличной форме
- Проводить сравнение, выбирая верное решение (выбор из предложенных элементов тех, которые входят в состав буквы С).
- Работа с маркированными в тексте словами и строчками
Регулятивные УУД:
- Самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма. Использование речи для регуляции своего действия (письмо под счет).
- Применять установленные правила в планировании способа решения (продолжение заданного узора).
- Сравнивать способ действия и результат (написанное предложение) с заданным эталоном (предложением: “У Симы сани”) с целью обнаружения отклонений от эталона.
Коммуникативные УУД:
- Умение строить монологическое высказывание
Оборудование: тетрадь по письму № 2, тетрадь для формирования УУД “Пишу и проверяю себя” №2, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, доска, модели слов для моделирования схемы предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал 1 Б на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
К нам пришли гости. Они хотят посмотреть чему вы научились и порадоваться за вас. Поздоровайтесь с ними и подарите свою улыбку.
1). Разминка (на доске полузакрытые буквы).
– Посмотрите, какие буквы тут спрятались. (Э, З, Е, Р, д).
– А как вы догадались? (По элементам.)
! На букву д (возможна у).
– Какая буква лишняя? Найдите два доказательства (Строчная, нет полуовала)
– Какую цель мы ставили себе на прошлом уроке письма? (Научиться писать
строчную букву с.)
– Кто может назвать тему урока?
– Откройте прописи, переклейте стик на 29 страницу.
– Определите цель нашего урока.
– Для чего нужны заглавные буквы в русском языке? (В названии городов, рек,
морей, фамилии, имени, отчестве людей, клички животных . А так же в начале
предложения.) Приведите примеры.
2). Актуализация опорных знаний. (Слайды 1–6) (Приложение)
Учитель проводит игру “Доскажи словечко”.
- То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый… (светлячок). - Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я… (свекла). - Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это? ... (Слон.) - И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши: прячутся, дрожа.
Очень уж суровы
Филины и… (совы). - Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ... (Соловей.)
– Проанализируйте слова-отгадки. Чем они похожи? На какой звук начинаются эти
слова? (Звук [с].)
– О чем говорят вам эти знаки? (Слайд 7)
III. Повторение звуков [с], [с’], изученных на уроках чтения.
– Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [с], [с’]. (Слоненок, Зоя, санки, матрос, семена, золото, усы, сено, соль, сумка, и т. д.)
IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы “С” в памяти учащихся. (Работа с сенсорными крестами.)
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы “С”: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных. (Слайд 8.)
– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы “С”.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква “С”.
(Полуовал.)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только
те, из которых состоит заглавная буква “С”.
– Каким по счету слева находится этот элемент?
– А если посчитать справа налево?
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. – Кто сможет без моего объяснения написать заглавную букву С ?
– А кто сможет сам объяснить своим товарищам, как правильно и красиво написать заглавную букву С?
Начинаем ниже дополнительной линейки. Справа налево прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки . Опускаем ее вниз , закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.
Справа налево, вниз, вправо.
2. – Сможете ли вы самостоятельно написать букву С под счет?
3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала “в воздухе”, а затем под счет по тетради
4. Имитация учащимися начертания буквы “С” по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).
Физкультминутка.
VI. Письмо учащимися в тетради.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы “С” по алгоритму.
– Подчеркните самую красивую и правильную букву, которую вы написали.
– Поменяйтесь тетрадями и найдите у товарища самую красивую букву. Выскажите
друг другу замечания.
– А для чего нужно стремиться писать правильно и красиво?
2. Упражнение в письме соединений:
а) нижнего – Са, Со;
б) верхнего – Си, Су.
– Для чего нужны слоги?
Физкультминутка.
VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и предложений.
– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?
– Что делают девочки?
– Проанализируйте звукобуквенные схемы слов, и вы узнаете, как зовут девочек.
– Перекодируйте звуки в письменные буквы.
– С какой буквы надо писать имена людей?
– Какой звук обозначает буква “с” в слове “Сима”? (Звук [с’].)
– Прочитайте предложение и запишите к нему схему.
– Назовите слово-помощник в этом предложении.
– Найдите на рисунке Симу.
– Составьте по этой же схеме предложение про Зину.
У Зины коньки.
– Правильно ли подготовлено предложение для списывания? (Слайд 9)
– Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо по образцу.
VIII. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
– Какие элементы письменных букв “спрятаны” в этом узоре? (Полоска в форме
овала; полоска в форме прямой линии.)
– Раскрасьте угаданный предмет в узоре.
IX. Работа в прописи “ Пишу и проверяю себя” С. 23. № 1, № 2.
Рефлексия.
Что нового сегодня изучили или мы все знали?
С какой целью? Где будем применять?
Что понравилось на уроке? Какое настроение было у вас?
Поднимите руку, кто узнал что-то новое. А остальные?
Итог урока.
Литература.
- Агаркова Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 класс: Методическое пособие/ Н.Г.Агаркова. Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Лаврова Н.М. Обучение грамоте и письму. Поурочно – тематические разработки: методическое пособие/ Н.М. Лаврова. – Изд.2-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.