Урок разработан с учетом
дифференцированного подхода в обучении:
ключевые моменты урока составлены на основе
конструктора урока, где учитываются
психологические особенности учащихся – тип
мышления. Здесь можно увидеть организацию
ситуации успеха с учетом психофизиологических
особенностей учащихся поэтапно, так как учение,
как и любую деятельность, можно представить в
виде следующей последовательности действий:
установка на деятельность; обеспечение
деятельности ученика с учетом его
индивидуальных психологических особенностей;
сравнение полученных результатов с
предполагаемыми. Поэтому на данных этапах урока
распределена работа между правополушарными и
левополушарными учащимися.
Набор материалов для левополушарных и
правополушарных учащихся отличается.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: объяснительно-иллюстративный
Цель урока:
- Образовательный аспект: дальнейшее формирование основ функциональной линии через введение понятия координатной прямой; создание ориентировочной основы для умений находить координаты прямой и строить точки по заданным координатам;
- Развивающий аспект: создание условий для развития умения переноса известных способов действий в новую ситуацию;
- Воспитательный аспект: воспитание чувства ответственности за свои действия (бездействие), сопричастности ко всему происходящему в классе.
Структура урока:
1 этап: Постановки учебной задачи
2 этап: Актуализации знаний
3 этап: Введение новых понятий и
способов действий
4 этап: Первичное закрепление
5 этап: Подведение итогов урока
6 этап: Инструктаж по домашнему
заданию
Основные методы: беседа, демонстрация
Оборудование и дидактические материалы:
- Компьютер,
- Проектор,
- Магниты
- Презентация по теме «Координаты на прямой»,
- Дидактические материалы: карточка для определения координатной прямой,
- Набор карточек с тестовыми заданиями для «левополушарных» учащихся.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ИКТ |
Особенности применения заданий для учащихся с разной функциональной асимметрией мозга | ||
Левополушарные | Правополушарные | ||||
Организационный тап | Записывают число, классная работа |
||||
1 этап Задачи этапа:
|
|||||
Перед вами шесть уравнений, ваша задача решить их и сказать какое действие помогло найти корни. (Левополушарным дать самостоятельно решить 6 уравнение). | Самостоятельно решают уравнение №6, участвуют в решении уравнений. | Устно решают уравнения 1-5 | Слайд 2 | Для левополушарных задание, направленное на глубину знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Для сформированности потребности в дальнейшем образовании. Для правополушарных творческие задания (составить предложение) | |
Пока ребята находят корни уравнения №6, составьте из данных слов предложение, которое будет эпиграфом сегодняшнего урока | Решают уравнение, участвуют в составлении предложения | Составляют предложение, высказывают свои версии | Слайд 3 | ||
Данное высказывание принадлежит древнегреческому ученому Пифагору. Я предлагаю записать эпиграф в тетради | Записывают в тетради | Слад 4 | |||
Вернемся к уравнениям и решим
последнее. Какие уравнения мы не смогли бы решить в начальной школе, почему? |
Предлагают свои варианты ответов. Отвечают на вопросы |
Записывают в тетради. Отвечают на вопросы |
Слайды 5-6 | ||
Итак, раз мы не пришли к единому ответу, и у нас возникли трудности. Может есть новые числа, которые помогут найти корень уравнения. И сегодня какая задача предстоит на уроке? | Познакомиться с новыми числами, которые не изучали ранее. | ||||
2 этап Задачи этапа:
|
|||||
А для того, чтобы узнать новые числа, вспомним, где можно разместить все числа, которые вы изучили. Что является «домом» для всех чисел? | Координатный луч. | Левополушарные – задания связанные непосредственно с теорией. | |||
Постройте координатный луч. Что необходимо для его построения? | Строят координатный луч Единичный отрезок, начало, направление. |
||||
Вызвать учащегося отметить точки с координатами 5; 3,5; 1/2 | Отмечают точки | ||||
3 этап Задачи этапа:
|
|||||
Что будет если продолжить луч,
построить дополнительный луч к данному? Сделайте
это. Простая ли прямая получится? |
Получится прямая. |
||||
Как вы думаете число 5 имеет одно и то же значение для зимы и лета? | Выходят на новые числа со знаком минус. | ||||
Может, вы знаете, как называются такие числа со знаком минус? Где эти числа существуют? | Высказывают свои версии. Эти числа располагаются слева от 0. |
||||
Так каким же числам посвящен урок? (если
не смогут, то назвать эти числа). Запишем тему урока. |
Отрицательным.
Записывают тему урока. |
||||
Давайте проанализируем, как мы получили отрицательные числа, новую прямую. | Воспроизводят все действия. Называют все элементы. Выходят на и координатная прямая. |
Слайд 7 | |||
Кто сможет сформулировать определение
координатной прямой. Итак, как будем называть числа слева? Справа? |
Формулируют определение. Слева
– отрицательные числа. |
Слайд 7 | |||
Возьмите карточку №1. (Приложение 1) Можете сделать для себя пояснения, чтобы не забыть, как формулируется определение. | Дописывают необходимую информацию для формулировки | Формулируют по карточке | |||
В каком расположении вы встречали координатную прямую? Приведите примеры из жизни и решите задачу. | В вертикальном | Приводят примеры. | Слайд 8 | ||
Проверьте верно ли отмечены точки на координатной прямой? Поднимите руки, кто согласен. | Называют точки, рассказывают, на каком расстоянии от начала отсчета нужно отметить данные точки | Поднимают руки, кто согласен. | Слайд 9. | ||
Определите температуру, назовите координату. | Записывают ответы в тетради. (самостоятельная работа) |
Слайд 10. | Правополушарные – задания, демонстрирующие связь с жизнью. | ||
Проверьте себя! | Проверяют, исправляют ошибки. | Слайд 11. | |||
4 этап Задачи этапа:
|
|||||
Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие за положительными и отрицательными числами «По горам и океанам» | Да |
Слайд 12 |
Правополушарные и левополушарные работают в паре, так как у каждого есть свой способ донесения информации до другого, что приносит пользу обоим участниками образовательного процесса. | ||
Выполните задание из учебника №902 страница 151.Заполните карточку №2 (Приложение 2) Работаете в паре. | Заполняют таблицу. | Слайд 13. | |||
А теперь совершим путешествие и проверим, как вы справились с заданием. | Проверяют, исправляют ошибки | Называют ответы. | Слайды 14-24 | ||
Следующие путешествие будет по городам разных стран. Возьмите карточку №3. (Приложение 3). Я буду показывать вам город с соответствующей температурой на момент 10 января, а ваша задача отметить на координатной прямой значения соответствующей температуры и название города. (спросить правополушарных) | Отмечают на координатной прямой. | Читают название города и температуру. Отмечают на координатной прямой. |
Слайды 25-32 | ||
Я, надеюсь, что вы успешно справились с этим заданием, проверьте, пожалуйста. | Проверяют | Слайд 34 | Приверженность к теории. Установление координат | ||
Следующее путешествие «По температурной шкале». | Смотрят на слайд | Слайд 35 | |||
Возьмите карточку №4 (Приложение 4). Заполните её самостоятельно, используя знания из области географии, собственную интуицию, так как не все значения даны, а таблицу необходимо заполнить всю | Заполняют таблицу | Слайд 36 | |||
Кто из вас обладает совершенными знаниями? Поднимите руки, кто заполнил всю таблицу верно? | Сверяют ответы. | Слайды 37-38 | |||
Путешествие не закончилось, сейчас вы окажетесь в роли подводника или снайпера. А кто есть кто, вы узнаете по карточке №5 (Приложение 5). Выполните задание. | Устанавливают соответствие между точкой и её координатой. Расшифровывают слово. | Решают задачу, записывают в тетради. | |||
Проверяем снайперов. | Называют точки и координаты. Расшифрованное слово | Смотрят, проверяют. | Слайды 38-40 | ||
Проверяем подводников | Смотрят, слушают, проверяют. | Дают ответ задачи | Слайд 41 | Приверженность к практике. Задача из жизни. | |
Путешествие заканчивается на олимпийских играх. Что может сказать нам таблица? | Отвечают на вопросы. Дают ответ. | Слайды 42-44 | |||
5 этап Задачи этапа: |
|||||
Итак, проделано много работы. Вернемся к началу урока, какая проблема была? | Не могли решить уравнение. | Слайд 45 | |||
Может, сейчас мы решим это уравнение? | -1 | ||||
Как запишем решение уравнения? | Диктуют решение. | Слайд 46 | |||
С решением уравнений вы познакомитесь позже, а сейчас каждый проверит, как он поработал на уроке. Возьмите карточку №6 (Приложение 6) (левополушарные), а остальные работают устно. | Выполняют тест | Отвечают на вопрос. Рассказывают все про числа. | Слайд 47 | Для правополушарных необходимы задания устного типа, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ). Для левополушарных – вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа) | |
Проверим тех, кто выполнял тест. | Читают вопрос и дают свой ответ. | Смотрят, слушают, возражают, если неверный ответ. | Слайды 48-52 | ||
Замечательно, что вы открыли для себя на этом уроке? | Делятся собственными впечатлениями. | Слайд 53 | |||
6 этап Задачи этапа:
|
|||||
Домашнее задание: научиться
строить точки с заданными координатами,
устанавливать координаты точек. №898, №897 Ваши помощники: текст на стр. 147 -148 прочитать, ответить на вопросы после пункта. |
Записывают задание в дневник. |
Слайды 54-55 | |||
Вы сегодня работали замечательно.
Спасибо за урок! Возьмите цветные магниты и установите на координатной прямой в той части, какое ваше настроение от урока (отрицательное или положительное) |
Крепят магниты на доску, где изображена координатная прямая. | Слайды 56-57 |