Тип урока: комбинированный
Класс: 9
Цели:
- охарактеризовать период «оттепели» в духовной сфере, на конкретных примерах показать достижения советской культуры и спорта, проанализировать противоречивый характер «оттепели»;
развитие исследовательских умений, выделять главное и систематизировать свои знания, заполняя таблицу.
ХОД УРОКА
1. План изучения нового материала
- Духовное развитие страны в период «оттепели».
- Советская культура середины 1960-1980 годов.
- Конституция 1977 г. И развитое правозащитное движение
- Спорт в СССР.
2. Проблемный вопрос: В чем состояли основные принципы метода социалистического реализма?
3. Выступление учителя
Потепление «политического климата» в стране
оказало благотворительное влияние на стране
оказало благотворное влияние на творчество
писателей, художников, композиторов. Официальная
литература «социалистического реализма»
продолжала существовать, но одновременно с ней в
печатных изданиях стали появляться смелые
произведения, вызвавшие живой отклик у миллионов
людей. В 1954 году Илья Эренбург описал
освобождение врачей в ставшей широко известной
повести «Оттепель». В 1956 г. Роман Владимира
Дудинцева «Не хлебом единым», довольно робко
вскрывавший природу бюрократизма. Стал поводом
для оживленной дискуссии о сущности советской
системы.
С разоблачением преступлений сталинизма на XX
съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря
на накладывающиеся сверху ограничения, начало
набирать силу течение критического реализма,
представители которого касались тех сторон
жизни общества, о которых ранее не принято было
не только писать, но и говорить. Была
опубликована повесть «Один день Ивана
Денисовича» А.И. Солженицына, посвященная жизни
заключенных в послевоенных лагерях.
Работа с учебником
– Какие новые тенденции духовной жизни
проявились в СССР в конце 1960-х – начале 1980-х
годов?
Несмотря на все ограничения и всеохватывающего
контроля партийно-государственных структур за
культурой, развитие различных направлений
культуры не остановилось.
Общественность получила возможность
ознакомиться с творениями выдающихся
композиторов современности Д.Д.Шостаковича, С.С.
Прокопьева, А.И. Хачатуряна, В.Я. Шебалина, Г.В.
Свиридова и др., многие из которых были
заклеймены как антинациональные.
Импульс, данный периодом «оттепели»,
способствовал дальнейшему развитию
отечественного кинематографа. Кинофильмы «Война
и мир». «Судьба человека», «Они сражались за
Родину» С.Ф. Бондарчука, «Тихий Дон» и «У озера»
С.А. Герасимова, «Печки-лавочки» и «Калина
красная» В.М. Шукшина, комедии « Операция Ы»,
«Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л.И.
Гайдая, фильмы А.А. Тарковского «Андрей Рублев» и
«Зеркало» представлялись на международных
фестивалях, где они получили высокую оценку.
Выдающихся успехов и мирового признания
добились мастера советского балета Г.С. Уланова,
М. М.Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В, Васильев,
Е.С.Максимова и др.
Всемирную известность приобрели советские
оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская,
Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко,
Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
В живописи и скульптуре произошлио четкое
размежевание на официальное искусство и
альтернативные художественные направления.
Подлинных вершин в творчестве достигли
художники И. Глазунов и А. Шилов. Среди
художников, работавших в реалистической манере,
можно выделить Т. Салахова, Т. Яблонскую, В.
Попкова.
Известными скульпторами Н. В. Томским и
Л. Е. Кербелем были созданы яркие
скульптурные композиции. В числе наиболее
значимых можно назвать
монументально-декоративные скульптурные
ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в
Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.
Работа с учебником.
– Какое место занимали физкультура и спорт в Советском Союзе?
4. Закрепление
– Чем характеризовалась духовная жизнь
советского общества в период «оттепели»?
– Почему идеи «оттепели» не получили развития?
5. Рефлексия
6. Задание на дом: § 37 прочитать, найти из других источников материалы по теме и заполнить таблицу «Культура СССР»
Урок-повторение. Деловая игра.
Тип урока: урок-повторение.
Цель урока: закрепление ранее изученной темы «Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х годов».
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальное оформление, столы, стулья, таблички с названиями команд.
Задачи урока:
- Учебные:
- умение различать влияния государства на все стороны жизни советского человека, раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.
- Развивающие:
- развитие способностей к анализу, выделять главное;
- развивать коммуникативных и интеллектуальных навыков школьников;
- развитие аналитического мышления.
- Воспитательные:
- развитие умения работать в группе;
- воспитать умения выслушивать и уважать мнение оппонента;
- развитие стремления к познанию.
Основные этапы урока:
1. Подготовительный этап – разбивка на группы, постановка задания перед участниками, общее описание деловой игры, подготовка материального обеспечения.
2. Основная часть – работа в группах, выбор темы заданий по вопросам:
- литература;
- театр, балет, искусство;
- спорт в СССР;
- политика;
- кинематография.
3. Рефлексия
Ход игры:
Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры (Первый слайд):
1. По жребию одна из групп называет категорию и
сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
2. После правильного ответа она получает данную
сумму и продолжает играть до тех пор, пока не
ошибается, и ход переходит другой группе.
3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.
4. Если группа не может ответить, за нее может
ответить другая группа и получить данную сумму
баллов, она же затем выбирает категорию.
5. Если никто не может ответить на вопрос, на него
отвечает желающий из зрителей или ведущий, а
следующая группа по очереди продолжает игру.
Примечание: Если в классе сидят зрители, их
привлекают к игре.
6. Победителем считается та группа, которая в
сумме набирает большее количество баллов.
Звучит музыка... Игра начинается.
1 этап. Приветствие групп.
2 этап. Заполнение через участие в игре группами
игрового поля (на экране).
3 этап. Подведение итогов.
Материалы, необходимые для проведения игры:
- Игровое табло (через проектор выводится на экран).
- Вопросы для команд участников в разных номинациях: «Литература», «Театр, балет, искусство», «Спорт в СССР», «Политика», «Киноматография».
Игровое табло:
Литература | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Театр, балет, искусство», | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Спорт в СССР | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Политика | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Киноматография | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
4. Подведение итогов
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия. История России. XX век.
Москва .Аванта. 2003.
2. Загладин Н.В. и др. История России.9 класс . XX
век. Москва. Русское слово. 2007.
3. Солженицын А.И. В круге первом. Москва.
Дрофа. 2002