Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в 1960–1980-х годах

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: комбинированный

Класс: 9

Цели:

  • охарактеризовать период «оттепели» в духовной сфере, на конкретных примерах показать достижения советской культуры и  спорта, проанализировать противоречивый  характер «оттепели»;
  • развитие исследовательских умений, выделять главное и систематизировать свои знания, заполняя таблицу.

ХОД УРОКА

1. План изучения нового материала

  1. Духовное развитие страны в период «оттепели».
  2. Советская культура середины 1960-1980 годов.
  3. Конституция 1977 г. И развитое правозащитное движение
  4. Спорт в СССР.

2. Проблемный вопрос: В чем состояли основные принципы метода социалистического реализма?

3. Выступление учителя

Потепление «политического климата» в стране оказало благотворительное влияние на стране оказало благотворное влияние на творчество писателей, художников, композиторов. Официальная литература «социалистического реализма» продолжала существовать, но одновременно с ней в печатных изданиях стали появляться смелые произведения, вызвавшие живой отклик у миллионов людей. В 1954 году Илья Эренбург описал освобождение врачей в ставшей широко известной повести «Оттепель». В 1956 г. Роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», довольно робко вскрывавший природу бюрократизма. Стал поводом для оживленной дискуссии о сущности советской системы.
С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на накладывающиеся сверху ограничения, начало набирать силу течение критического реализма, представители которого касались тех сторон жизни общества, о которых ранее не принято было не только писать, но и говорить. Была опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, посвященная жизни заключенных в послевоенных лагерях.

Работа с учебником

– Какие новые тенденции духовной жизни проявились в СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов?
Несмотря на все ограничения и всеохватывающего контроля партийно-государственных структур за культурой, развитие различных направлений культуры не остановилось.
Общественность получила  возможность ознакомиться с творениями выдающихся композиторов современности Д.Д.Шостаковича, С.С. Прокопьева, А.И. Хачатуряна, В.Я. Шебалина, Г.В. Свиридова и др., многие из которых были заклеймены как антинациональные.
Импульс, данный периодом «оттепели», способствовал дальнейшему развитию отечественного кинематографа. Кинофильмы «Война и мир». «Судьба человека», «Они сражались за Родину» С.Ф. Бондарчука, «Тихий Дон» и «У озера» С.А. Герасимова, «Печки-лавочки» и «Калина красная» В.М. Шукшина, комедии « Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л.И. Гайдая, фильмы А.А. Тарковского «Андрей Рублев» и «Зеркало» представлялись на международных фестивалях, где они получили  высокую оценку.
Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета Г.С. Уланова, М. М.Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В, Васильев, Е.С.Максимова и др.
Всемирную известность приобрели советские оперные певцы И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, А. Эйзен и др.
В живописи и скульптуре произошлио четкое  размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления. Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. Глазунов и А. Шилов. Среди художников, работавших в реалистической манере, можно выделить Т. Салахова, Т. Яблонскую, В. Попкова.
Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.

Работа с учебником.

– Какое место занимали физкультура и спорт в Советском Союзе?

4. Закрепление

– Чем характеризовалась духовная жизнь советского общества  в период «оттепели»?
– Почему идеи «оттепели» не получили развития?

5. Рефлексия

6. Задание на дом: § 37 прочитать, найти из других источников материалы по теме  и заполнить таблицу «Культура СССР»

Урок-повторение. Деловая игра.

Тип урока: урок-повторение.

Цель урока: закрепление ранее изученной темы «Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х годов».

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальное оформление, столы, стулья, таблички с названиями команд.

Задачи урока:

  • Учебные:
    • умение различать влияния государства на все стороны жизни советского человека, раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.
  • Развивающие:
    • развитие способностей к анализу, выделять главное;
    • развивать коммуникативных и интеллектуальных навыков школьников;
    • развитие аналитического мышления.
  • Воспитательные:
    • развитие умения работать в группе;
    • воспитать умения выслушивать и уважать мнение оппонента;
    • развитие стремления к познанию.

Основные этапы урока:

1. Подготовительный этап – разбивка на группы, постановка задания перед участниками, общее описание деловой игры, подготовка материального обеспечения.

2. Основная часть – работа в группах, выбор темы заданий по вопросам:

  • литература;
  • театр, балет, искусство;
  • спорт в СССР;
  • политика;
  • кинематография.

3. Рефлексия

Ход игры:

Ведущий (учитель) кратко знакомит с правилами игры (Первый слайд):

1. По жребию одна из групп называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой группе.
3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.
4. Если группа не может ответить, за нее может ответить другая группа и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.
5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зрителей или ведущий, а следующая группа по очереди продолжает игру.
Примечание: Если в классе сидят зрители, их привлекают к игре.
6. Победителем считается та группа, которая в сумме набирает большее количество баллов.

Звучит музыка... Игра начинается.

1 этап. Приветствие групп.
2 этап. Заполнение через участие в игре группами игрового поля (на экране).
3 этап. Подведение итогов.

Материалы, необходимые для проведения игры:

  • Игровое табло (через проектор выводится на экран).
  • Вопросы для команд участников в разных номинациях: «Литература», «Театр, балет, искусство», «Спорт в СССР», «Политика», «Киноматография».

Игровое табло:

Литература 10 20 30 40 50
Театр, балет, искусство», 10 20 30 40 50
Спорт в СССР 10 20 30 40 50
Политика 10 20 30 40 50
Киноматография 10 20 30 40 50

4. Подведение итогов

Список использованной литературы:

1. Энциклопедия. История России. XX век. Москва .Аванта. 2003.
2. Загладин Н.В. и др. История России.9 класс . XX век. Москва. Русское слово. 2007.
3. Солженицын А.И. В круге первом. Москва. Дрофа. 2002