Цели урока:
- формирование представлений о правовом государстве и гражданском обществе;
- продолжить знакомство с Декларацией прав человека и гражданина;
- объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;
- подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.
Задачи образовательные:
– расширить знания учащихся о нормативно-правовых актах и системе защиты человека;
– на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью.
Задачи воспитательные:
– воспитывать уважение к законам;
– воспитывать чувство гордости за свою страну;
– воспитывать чувство ответственности.
Оборудование:
- Учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”.
- Тексты Декларации прав человека и гражданина.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Карта РФ.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Форма урока: урок с элементами игры.
- Основные понятия урока: государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство, гражданское общество.
План урока.
Повторение пройденного:
– что такое права человека;
– в каких документах зафиксированы права человека.
1) История признания прав человека.
2) Гражданское общество и его роль.
3) Правовое государство, его признаки.
4) Защита прав человека в современном мире.
5) Соблюдение прав ребенка в школьном сообществе города Москвы.
Проблема урока: “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам” (Ж. Даламбер). Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? Дайте свой ответ в конце урока.
Ход урока
Слово учителя: Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, наделенного определенным комплексом прав и свобод и несущего перед обществом ответственность за свои действия. Следовательно, началом формирования гражданского общества и правового государства можно считать XVIII век, когда началось признание прав человека.
Характерным явлением для процесса становления гражданского общества были общественные движения, направленные против абсолютизма. Их результатом стало появление в 1789 году “Декларации прав человека и гражданина” во Франции.
Работа с текстом “Декларации прав человека и гражданина”.
- Какие права мы называем личными, политическими? Сформулируйте определение, зачитайте их.
- Появление какого права, по вашему мнению, способствовало развитию гражданского общества?
Учитель подводит итоги работы:
Важнейшим правом, способствовавшим развитию гражданского общества, было признание права человека на частную собственность.
Еще один важный шаг, сделанный в XIX веке в развитии гражданского общества, – это отделение церкви от государства. Таким образом, религия стала частным делом, что дало толчок развитию науки и искусства, а так же упразднило единство политики и идеологии.
Признание этих прав разделило общество и государство, утверждая приоритет общества. Это мнение прижилось в западном обществе, и к началу XX века многие страны эти права включили в свои конституции.
Учитель:
Т.о. мы можем сформулировать условия существования гражданского права:
1) Разграничение собственности и власти.
2) Светское государство.
3) Законодательное закрепление прав человека.
Рассмотрим несколько определений гражданского общества:
– гражданское общество это сфера самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов и удовлетворение частных интересов и потребностей;
– гражданское общество является воплощением неправительственных институтов, достаточно сильных для того, чтобы противостоять государству, одновременно не препятствуя ему сохранять мир и выступать арбитром между различными интересами;
– гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.
Разделение общества и государства способствовало развитию гражданского общества. В XIX веке граждане сами начали объединяться для решения своих проблем.
В 1864 г. В Женеве была подписана первая Женевская конвенция о помощи раненым и пленным во время войн.
Но значительная часть граждан по-прежнему чувствовала себя незащищенной, так как эти люди не сумели добиться финансовой независимости. Поэтому развернулась борьба за расширение уже имеющихся прав.
На признание социально-экономических прав – прав второго поколения – во всем мире повлияла Октябрьская революция. После прихода к власти большевиков в России, правительства других стран предпочли пойти навстречу требованиям трудящихся, не желая провоцировать социальные волнения. В результате в индустриально развитых странах возникли и стали расширяться социальные программы. А регулировали их силы гражданского общества.
В современном мире есть общественная организация – Красный крест, она оказывает помощь нуждающимся в ней людям. Наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень его зрелости.
В странах с развитым гражданским обществом люди редко обращаются к государственным органам, т.к. государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности общества. Такое государство принято называть правовым.
Правовое государство – государство, ставящее своей целью обеспечение гарантий прав и свобод граждан во всех сферах социальной жизни и во всей своей деятельности подчиняющееся праву.
Право обеспечивает взаимосвязь государственного механизма, общественных структур и индивидов. Все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции, которая гарантирует незыблемость прав и свобод человека.
Отталкиваясь от конституции, государство разрабатывает законы, принимая на их основе политические решения. Претворяя их в жизнь, государство берет на себя определенные обязательства. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим законам государства и выполнять свои конституционные обязанности. Т.о. утверждается взаимная ответственность государства и личности.
Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей.
Работа с учащимися. Давайте попробуем определить признаки правового государства:
– верховенство права во всех сферах жизни общества;
– гарантия основных прав личности, возможности ее свободного развития;
– взаимная ответственность гражданина и государства;
– реальное разделение властей;
– осуществляемый гражданским обществом контроль действий государства.
Гражданское общество и правовое государство не могут существовать без признания прав человека. Разработка этой идеи прошла долгий путь, пока 10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея ООН – не приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый шаг к созданию международных стандартов прав человека.
Сегодня на территории Европы действуют следующие защиты прав человека:
– система ООН;
– система Совета Европы, он принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Этот документ признается самым совершенным.
Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством – лучшего человечество пока не придумало.
Игра – Заседание Парламентской Ассамблеи по вопросу “Соблюдение прав человека в школьном сообществе”.
Учащимся предлагается разделиться на группы, которым предлагаются для рассмотрения следующие ситуации:
1) Дежурные старшеклассники останавливали бегущих детей, слегка шлепали их, чтобы те успокоились.
2) Ученикам запрещают курить в школе и на территории школы.
3) Школьная администрация заставила учеников стереть со стола название футбольной команды.
4) Учитель после звонка на перемену задержал всех учеников до начала следующего урока.
5) В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю.
Из предложенного списка ребята должны выделить ситуации, которые, по их мнению, чаче всего встречаются в жизни.
Задание:
1. Найти в Конституции РФ (глава 2) описание соответствующих прав и обязанностей.
2. Подготовить выступление и предложить свои рекомендации по разрешению ситуации.
Подводим итоги: Должна ли Парламентская Ассамблея рекомендовать принять меры с целью обеспечить соблюдение прав человека в школьном сообществе (если да, то какие)?
Домашнее задание: п.31, 32, задание на стр.198-199 (4, 5), стр. 205 (1,2).