Последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознанно на мировом уровне.
Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, “ экологизация” всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Экологическое образование должно решать следующие задачи:
– учить понимать взаимосвязи в природе;
понимать, что природа– это непреходящая
ценность, среда обитания и дом человека;
– развивать потребность общаться с природой,
наслаждаться ее красотой и величием;
– овладевать практическими знаниями и умениями,
позволяющими правильно строить свои
взаимоотношения с природой.
Данный урок разработан по изучению темы “Экологическая система в 6-м классе”.
К новой теме дети подводятся постепенно. Начинается урок с разгадывания кроссворда, где ключевым словом является слово экология. Дети четко должны усвоить, что экология – это наука о взаимодействии живых организмов со средой обитания. Так же идет повторение основных групп-царств живой природы (их 6) и основных сред жизни (их 4). В ходе урока повторяются основные экологические факторы, которые влияют на жизнедеятельность живых организмов, живущих в той или иной среде обитания.
На уроке вводится новое понятие – экосистема, которое знать очень важно, так как на этом определении держится вся наука экология. Важно разъяснить, какая совокупность может возникнуть между живыми организмами и неживыми компонентами среды обитания и как они вовлекаются в круговорот обмена веществ. Дается так же понятия как микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкосистема. Объясняется, что одна экосистема входит в другую, и существовать одна без другой не может. Природная экосистема устойчива, если в нее не вмешивается человек.
Во время урока используются игровые и информационно-коммуникационные технологии, что немало важно, так как это дает основание для лучшего представления и запоминания изученного нового материала.
Цели и задачи урока:
- Повторить основные понятия экологии.
- Дать новое понятие экосистемы.
- Развивать мышление, речь, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.
Ход урока
I. Разминка (повторение).
А). Сегодняшний урок начнем с разгадывания кроссворда. В кроссворде есть ключевое слово, но свое действие оно начнет тогда, когда будут отгаданы все слова.
1). Во дворе – шест, на шесте – дворец, во дворе – певец, а зовут его .... (скворец) 2).Маленький мальчишка (воробей) 3). "Домашний" добытчик меда. (пчела) 6). Стоит Егорка, (земляника). |
4). Не зверь, не птица, Нос как спица. Летит – пищит, Сядет – молчит. Кто его убьет – свою Кровь прольет. (комар). 5). Сероспинный, красногрудый, (снегирь).
7). Стучу – голова болит, (дятел). |
– Хорошо!
Б). Какое же получилось слово?
– А что такое "экология"? (Наука о взаимодействии живых организмов со средой обитания).
– Назовите группы живых организмов: (6 групп).
– Сколько мы выделяем сред обитания? (3).
– Назовите. Хорошо!
Картинки. Теперь посмотрите сюда. У меня две картинки. Одна и та же это среда обитания? Или нет? (Водная). У меня есть изображение живых организмов, попробуйте заселить данные объекты живыми организмами.
(лягушка, рыба, щука, тростник) |
(дельфин, звезда, акула, водоросли) |
– Почему произошло такое расселение? (Различные экологические факторы).
– Что это такое?
– Что относится к свойствам экологических факторов?
– А что должен уметь каждый живой организм, чтобы жить в той или иной среде обитания? (Приспосабливаться). Назовите некоторые приспособительные признаки у живых организмов.
– Кто может подтвердить стихотворением?
... Ты зачем такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
– А как вы думаете, кто из живых организмов лучше и быстрее приспосабливается к тем или иным факторам? (Человек). Действительно.
Итак, мы все приспособленцы. |
III. Сообщение темы урока.
Сегодня мы познакомимся еще с одним понятием экологии. Экосистема или экологическая система. На этом определении стоит, как на фундаменте, вся экология.
Название это предложил в 1935 г. Английский ученый А. Тенсли.
Под экосистемой понимают совокупность живых организмов и неживых компонентов среды обитания, между которыми происходит круговорот веществ.
– Что значит совокупность? (связь, множество)
– Что значит неживых компонентов среды обитания? (свет, тьма, минеральные вещества, газы и т.д.)
Но между живыми организмами должен обязательно происходить круговорот, т.е. обмен веществ.
Растения, например, существуют только за счет солнечной энергии, поступления кислорода и углекислого газа, минеральных веществ. Но запасы всего этого пополняют те же растения: они выделяют в воздух кислород, а, отмирая, постепенно разлагаются до воды, углекислого газа и минеральных веществ. Таким образом, и получается круговорот.
Такие кольца круговоротов могут быть очень широкими, а могут быть совсем узкими в каком-то маленьком ограниченном месте.
Например, любое озеро с его водорослями, рыбами, мелкими водяными жучками, пиявками, бактериями, и даже песком и камешками на дне – экосистема, и в ней идет свой круговорот.
Какой-нибудь старый гнилой пень в лесу – тоже маленькая экосистема (микроэкосистема). Населяющие его личинки, жуки короеды – питаются сгнившим деревом. Разлагают его на мельчайшие частички, т.е. труху. А на ней, как на почве, вырастают какие-нибудь грибы, например опята.
Но эта замкнутость (маленьких экосистем) не слишком большая. Прилетела птица, выклевала часть насекомых пня. Или человек проходил мимо и собрал кучку грибов (опят). Вот и ушла на сторону часть продуктов маленькой экосистемы. Чтобы восполнить ее, нужен приток продуктов извне.
А большая экосистема – например, лес – питает себя почти целиком сама и существует устойчиво и долго.
Ну что же подведем итог. – Найдите доказательства круговорота и взаимодействия живых организмов.
Такая устойчивая экосистема – когда один живет за счет другого, пополняя экосистему неживыми компонентами может существовать при одном условии.
– Как вы думаете, при каком? (если не вмешивается человек).
Наглядно экосистему можно представить в виде куклы неваляшки. Если в экосистеме все круговороты проходят так как нужно в природе, то она находится в равновесии. Но если происходит какое-либо нарушение (влияние человека, пожар, стихийное бедствие и т.д.), то равновесие нарушается. Конечно, большие экосистемы иногда с трудом могут самовосстанавливаться, хотя для этого может понадобиться очень много времени (возможно десятки, сотни, а то и тысячи лет). А вот некоторые – так восстановиться не могут. И тогда на помощь должен прийти человек, но обязательно с добрыми намерениями. Так исчезают с лица земли чистые реки, пруды, озера, моря. Исчезают "легкие планеты" и т.д.
IV. Итог,
– С каким новым понятием познакомились сегодня?
– Что это такое?
– Что может быть экосистемой?
V. Оценки
V. Домашнее задание.
Нарисовать любую экосистему (фрагмент).