Цель урока: Содействие развитию отношений партнёрства и сотрудничества между детьми и родителями.
Задачи:
– оценить значимость процесса общения и
выявить его особенности при взаимодействии с
детьми.
– вооружить родителей навыками развития общения
с детьми для использования их в практике
семейного воспитания.
Форма проведения: беседа с элементами практических заданий.
Категория участников: родители.
Количество участников: 15-20 человек.
Методический материал: памятки для родителей, с практическими советами и рекомендациями, задание для родителей: “Я – высказывание”, Ты – высказывание”, тест для родителей: “Оцените своё умение слушать”, вопросы из “записной книжки”, мини-анкета “Общение детей и родителей в лицах”.
Ход урока
Вступительное слово педагога
Доброе утро уважаемые родители, коллеги! Пусть весенние лучи солнца помогут нам создать благоприятную обстановку для беседы. У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы”. Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Тема нашей беседы называется “Общение родителей и детей как условие успеха воспитания”
Работа над понятием — общение
Как вы думаете, что же такое общение? Я предлагаю вам разделиться на две группы и обсудить понятие общение (после обсуждения родители высказывают свое мнение). Вы достаточно широко раскрыли это определение. А вот какое определение понятию даёт психолог Занков: Общение вообще, а в семье в частности — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности. Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности?
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!
У каждого из вас на столах листочки. Я прошу вас ответить, не указывая фамилии, на один вопрос: “Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребёнком?” Листочки собрать в коробку, из которой попеременно достать и озвучить.
Как видим проблемы в общении с детьми есть. Давайте обратимся к вопросу: “Как понять собеседника ребёнка в процессе общения?”
Выступление психолога.
Механизмы оценки одного человека другим в процессе общения ученые разделяют на три группы: во-первых, механизмы познания и понимания людьми других людей (идентификация, эмпатия, аттракция);
– во-вторых, познания самого себя (рефлексия);
– в-третьих, прогнозирования поведения партнера
по общению (казуальная атрибуция).
При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Идентификация с другим человеком дает возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки. Эмпатия основана на умении правильно представить себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства. Способность человека представить то, как оно воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии.
Понять собеседника помогут, прежде всего, употребляемые им слова. Важно для понимания и выражение лица, интонация, поза, жесты. И, наконец, следует понять, почему ребенок обратился именно к вам. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях и желаниях. Они первоначально возникают у нас как “я – мысли”: я хочу слушать музыку, я люблю это делать, я чувствую голод и т.д. Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе.
Однако по разным причинам “я – высказывание” в разговоре превращается в “ты – высказывание”, и это становится одним из барьеров общения, потому что “ты – высказывание” уже не является ни простым, ни ясным.
Например, взрослый, говоря ребенку “Оденься потеплее, сегодня холодно” (ты высказывание), может иметь в виде “Я люблю тебя и не хочу, что ты заболел” (я – высказывание), а ребенок может услышать “Вечно ты не можешь о себе позаботиться!”. Таким образом, сама многозначность “ты – высказывания” дает просмотр различным толкованиям собеседника. Реакция ребенка, объяснившего наши намерения не так, как мы ожидали, кажется не адекватной, за ней, с нашей точки зрения, стоит упрямство ребенка, его “вредность”, невоспитанность. Как видите, овладеть умением “я – высказываний” достаточно важно для родителей, это позволяет избежать непонимания, последствия которого могут быть самыми серьезными.
Даётся задание родителям преобразовать “Ты – высказывание” в “Я – высказывание”.
“Ты – высказывание” | “Я – высказывание” |
Почему я должна краснеть за тебя в школе? | Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе. |
Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки? | Когда я вижу, что ты вместо выполнения домашних заданий играешь на компьютере, я не знаю, как на это реагировать. |
Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках? | Я сегодня весь день расстраивалась по поводу записи в твоём дневнике о нарушении дисциплины. |
Тебе всё равно, что я переживаю из-за твоей учёбы. | Я очень переживаю за каждый промах в учёбе. |
Когда ты, наконец, поймёшь, что учишься прежде всего для себя? | Я беспокоюсь о твоём будущем, для которого очень важно быть образованным человеком. |
Когда ты перестанешь поздно приходить домой? | Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься. |
“Я – высказывание” – это ключ к началу разговора, к улучшению взаимоотношений с детьми.
Тест для родителей: “Оцените своё умение слушать”
На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:
“почти всегда” | – 2 балла, |
“в большинстве случаев” | – 4 балла, |
“иногда” | – 6 баллов, |
“редко” | – 8 баллов, |
“почти никогда” | – 10 баллов. |
Вопросы:
- Стараетесь ли вы “свернуть” беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?
- Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
- Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
- Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
- Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
- Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
- Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
- Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятного для вас?
- Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, названия, вульгаризмы?
- Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?
Обработка: Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Более 62 баллов – “выше среднего уровня”. Средний балл-55.
Советы педагога.
- Дайте возможность ребёнку высказаться.
- Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
- Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребёнка, ход его мыслей.
- Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.
- Поддержите ребёнка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
- Покажите ребёнку, что вы поняли его. Перескажите словами его мысли. Это обычно начинается со слов “Как я тебя понял…”, “По твоему мнению…”, “Ты считаешь…”, “Ты, наверное, расстроен тем, что…”
- Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут “пошаговые” действия (во-первых, во-вторых и т.д.).
- Утолите “тактильный голод” ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе.
Давайте поделимся опытом “слушания” наших детей, возможно, какими-то ошибками, а, возможно, находками и победами. У меня в руках – отрывной блокнот, на каждой странице которого записан вопрос. Я отрываю первый лист и этот вопрос мне, я тоже мама, поэтому поделюсь с вами опытом. Блокнот передаётся по цепочке.
Вопросы “из записной книжки” для родителей:
- Вы умеете терпеливо выслушать ребёнка от начала и до конца, не прерывая?
- Является ли манера членов семьи слушать друг друга образцом для ребёнка?
- Раздражаетесь ли вы в процессе разговора с ребёнком и умеете ли сдерживаться при этом?
- Какие ошибки допускаете при общении с ребёнком?
- Кого из известных всем “публичных людей” вы считаете хорошим собеседником и почему?
- Сформулируйте себе самому совет по продуктивному “слушанию” в процессе общения с ребёнком?
Высказывания родителей, обмен мнениями.
Внимательно посмотрите на мимические выражения лица (показываются картинки с разными выражениями лица) и ответьте на следующие вопросы:
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- С каким лицом общается с вами ваш ребёнок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Выражение глаз в общении имеет большое значение, возьмём на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда:
– широко открытые (“вытаращенные”) глаза –
удивление, изумление;
– полностью открытые глаза – мечтательность,
сентиментальность;
– закрытые, “занавешенные” глаза – скука,
покорность;
– суженный или прищуренный взгляд – хитрость,
коварство;
– сверкание глазами – нервозность, агрессия;
– сужение или расширение зрачка – возбуждение,
страх.
Кроме степени “открытости” глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:
– прямой взгляд – готовность к контакту;
– взгляд, направленный в даль, – раздумье,
сомнение;
– взгляд, направленный “сквозь” партнёра,–
скрытая агрессия;
– взгляд, направленный мимо партнёра, –
эгоцентризм;
– взгляд с боку, – скепсис, цинизм;
– суженный взгляд с боку – пренебрежение,
презрение;
– взгляд снизу – покорность;
– взгляд сверху вниз – гордость, высокомерие;
– “уклоняющийся взгляд” – робость,
боязливость.
Наблюдайте за мимикой своего ребёнка и вы многое сможете понять. Всмотритесь в выражение своего лица в разных эмоциональных состояниях дома и представьте себе, как это может повлиять на результат общения с ребёнком.
Заключение
Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению, об этом говорят и детские рисунки и ваши семейные газеты.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. “Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”. Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы.