Сенсорное воспитание младших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.

Каждое знакомство с предметом и явлением – урок развития детского ума, чувств, творчества, это восприятие ребенком окружающего мира.

Сущность восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание предметов, их свойств и признаков, назначения, помогает отличить один предмет от другого, выделять признаки сходства и различия. Разнообразная информация поступает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос. Это, так называемое чувственное познание свойств окружающих предметов, является непременным условием формирования полноценных представлений ребенка об окружающем мире.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Задачи сенсорного воспитания дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, имеющих место в этом возрасте. Это – ознакомление детей с эталонами цвета, формы и величины, обучение детей способам их использования, обучение планомерному обследованию предметов.

Теорию и практику сенсорного воспитания рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи как: А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.

В учебнике психологии под редакцией Л.А. Венгера и В.С. Мухиной есть определение, что сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия и представлений детей о внешних свойствах предметов, – должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.

По словам Л.А. Венгера и В.С. Мухина сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развития у него сложных мыслительных и сенсорных процессов.

Комплексное исследование вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.П. Усовой, показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактических игр дают эффект в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают свойства предметов – форму, размер, цвет, плотность совершенствуют навыки восприятия.

Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают “целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)”. Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Д. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом, некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращение повседневной жизни в дидактический процесс.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культуры.

Понятие “сенсорная культура” вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала что, развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем “социального наследования”, которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.

В начале XX в. Монтессори разработал систему сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин. Используемые ею дидактические материалы были созданы в соответствии с принципом самоконтроля, что давало возможность детям заниматься самостоятельно, без участия педагога. Однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, мышления. Упор делался на развитие мелкой мускулатуры рук, формирование способности на ощупь определять незначительные различия в величине и форме, улавливать тонкую разницу в оттенках цвета. Монтессори не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки. Воспитатель на прогулке останавливает детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг. Он предлагает им игру “Кто услышит больше звуков?”. С целью развития зрительных ощущений педагог организует наблюдение: “Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?”. Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый и т.д.
Воспитатель побуждает младших детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т.д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием “твёрдый” или “мягкий”.
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: “Давай польём песок: он будет сырой, и мы из него будем строить тоннель”. “Не поднимай это ведро: в нём песок, он очень тяжёлый”.
Воспитатель, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.