Цели урока:
- патриотическое воспитание учащихся,
- расширение знаний учащихся по краеведению,
- обогащение нравственного опыта школьников примерами героических личностей,
- пропаганда книг о Великой Отечественной войне, произведений художников и композиторов на военную тему с целью обогащения духовного мира школьников через освоение эстетических категорий,
- формирование активной жизненной позиции "Я знаю, я помню, я расскажу другому".
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово (знакомство с целями и задачами урока)
Учитель:
(Cлайд №1)
Увековеченные имена стали для нас именами нарицательными, мы воспринимаем их лишь как часть своей будничной жизни. Часто слышим: “Я живу на Видова”, “встретимся на Куникова”, “находится на Луначарского”… И лишь изредка задумываемся, почему эта улица носит имя снайпера Рубахо, Вити Новицкого, Толи Масалова? Почему Вити, а не Виктора, и чем отличился снайпер, что в его честь названа улица? Многое стерлось из памяти. Но это дело поправимое. Сегодняшний урок мы посвятим этой важной теме: “ Их именами названы улицы города”. Мы обязаны знать героев, навечно прописанных в нашем городе.
(Cлайд №2)
Сегодня на уроке будем работать в группах, т. к. вы готовились к уроку группами, используя свои творческие идеи, интересные подходы к данной теме.
Итак, слово предоставляется группе фотокорреспондентов.
1 ученик: Мы подготовили к уроку фотовыставку, где вы можете увидеть виды Новороссийска в прошлом и настоящем.
2 ученик: И расскажем Вам сейчас об основателях города.
(Cлайд №3)
3 ученик: (сообщение об М.П.Лазареве)
2ученик: (сообщение о Н.Н.Раевском)
1 ученик: (сообщение о Л.М.Серебрякове)
3 ученик: В историческом сквере на Форумной площади возведён монумент основателям города. Их именами названы улицы, и набережная города.
Учитель: Свою работу представит вторая группа историков-литераторов.
1 ученик: Перед вашими глазами выставка книг, газет, журналов, плакатов, посвящённых детям героям.
(Cлайд №4)
2 ученик: Согласно международной конвенции на фронте не должны были находиться лица моложе призывного возраста. Но жизнь вносила свои коррективы. Так случилось и в годы В.О. войны.
3 ученик: Вглядитесь в эти лица юных защитников Родины! Они внесли свой немалый вклад в Победу! Среди них и те, чьими именами названы улицы Новороссийска.
1 ученик: Витя Новицкий ….(сообщение о нём)
2 ученик: Толя Масалов… (сообщение о нём)
3 ученик: Витя Чаленко…(сообщение о нём)
1 ученик: Вечная память юным героям!
(Cлайд №5)
Учитель: Свою работу представляют ребята из группы журналисты – корреспонденты.
1 ученик: Мы задали вопрос жителям микрорайона и ученикам нашей школы: “А что они знают о названиях улиц города?” И вот что мы узнали…
(Cлайд №5)
2 ученик: Да, не очень много знают опрошенные о людях, чьими именами названы улицы нашего города…
3 ученик: Поэтому мы решили познакомить вас с улицами микрорайона, а также разобраться чьи же имена носят эти улицы.
1 ученик: улица им. М.К. Видова (сообщение о Видове) (Cлайд №6)
2 ученик: улица им. Анатолия Луночарского (сообщение о Луночарском)
(Cлайд №7)
3 ученик: улица им. Д.В. Гордеева (сообщение о Гордееве) (Cлайд №8)
(Cлайд №9)
4 ученик: улица им. снайпера Филиппа Рубахо…
5 ученик: улица им. Леселидзе …
6 ученик: улица им. Ц.Л.Куникова…
7 ученик: улица им. Сипягина…
8 ученик: улица им. Савицкого…
9 ученик: улица им. Холостякова…
Ученики: короткая перекличка героев В.О. войны и заполнение макета стелы.
Учитель:
Сколько их — моряков, пехотинцев, летчиков, танкистов, командиров, санитарок и подпольщиков… Именами своими стали частью нашего города, вросли в его живую ткань… И каждый раз, называя их, мы невольно возвращаем им долг: ведь больше того, что отдал каждый из них, отдать невозможно. А мы делимся такой малостью — работаем рядом с ними, переживаем, любим, радуемся… Живем. Именно этого для нас они и хотели.
Учитель: четвёртая группа – это гиды-экскурсоводы, они подготовили экскурсию по памятным местам города Новороссийска. Работа оформлена ученицей нашего класса Литвиной Катей в виде презентации.
(Катя показывает презентацию, комментируя каждый слайд)
(Слайд №1)
Новороссийск – это город-герой, город—воин, город-труженник. Все жители города любят его, восхищаются его красотой и и историческим прошлым. Названия его улиц напоминают нам о людях живших здесь когда то, любивших свой город, защищавших его в трудные, страшные годы войны, совершавших для него подвиги.
(Слайд №2)
В городе огромное количество памятников и памятных мест, связанных с именами людей навечно вошедших в списки героев Новороссийска.
Это мемориальный комплекс на Малой земле, посвящённый героической высадке морского десанта на стенах монумента – названия воинских частей, и имена участников сражений.
(Слайд №3)
В “долине смерти” – есть памятники: “ колодец “жизни”, монумент изготовленный из множества осколков мин, снарядов, авиабомб по форме напоминает взрыв.
(Слайд №4)
У цементного завода “Октябрь– вторая часть мемориального комплекса “Рубеж”, высоко над шоссе есть стела– руки воинов, крепко сжимающие автоматы, здесь плечом к плечу сражались солдаты, матросы, офицеры и политруки. Враг был остановлен. Рядом на пьедестале железнодорожный вагон изрешечённый более чем 100 тысячами пробоин.
(Слайд №5)
Штурмовик ИЛ-2. он напоминает о подвигах военных летчиков, сражавшихся в небе над городом. На углу улиц Советов и Свободы стоит бронзовый монумент защитникам города в годы Великой Отечественной войны.
(Слайд №6)
Посмотрите как красив город! И это благодарность тем, кто отдал свои жизни за наш город.
(Слайд №7)
Торпедный катер – символ всех катеров, принимавших участие и погибших в боях за Новороссийск. На Форумной площади установлен памятник основателям города
(Слайд №8)
На площади героев – Вечный огонь, зажжённый 16 сентября 1958 г. в день 15-летия освобождения г. Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.
(Слайд №9)
Долго ещё можно перечислять памятные места города, связанные с именами людей, отдавшими свои жизни за наше мирное и счастливое будущее. Не раз ещё мы побываем у этих памятников, не раз вспомним имена героев, ведб это история, это память наша
(Слайд №10)
Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Помните!
Пусть
Не все герои –
Те,
Кто погибли, –
Павшим
Вечная слава!
Вечная слава!..
Вспомним всех поименно,
Горем
Вспомним
Своим…
Это нужно –
Не мертвым!
Это надо –
Живым!
Учитель: Каждая группа ребят подготовила к уроку макет памятника под названием “Ваши имена – в наших сердцах навечно”. Представьте их.
7 ученик:
Читайте имена на обелисках,
Героев много в этих списках.
Остановите плавный бег машин.
Остановите быстрого коня,
И поклонитесь доблести былинной,
Багряным всплеском Вечного огня!
И в заповедные минуты эти,
Без громких слов подумайте о них:
Не потому ли живы мы на свете –
Что их сегодня нет в живых?!
1 ученик: Мы создали макет памятника, посвящённого основателям города Новороссийска. На боковых сторонах памятника изображения Лазарева, Раевского и Серебрякова. На верхней части – огонь славы. Мы думаем, что такой памятник можно установить на улице имени Лазарева или Раевского.
2 ученик: Наш памятник посвящён детям –защитникам города Новороссийска. Он символизирует память народную. Весь российский народ помнит и чтит юных героев
3 ученик: Наш макет посвящён защитникам города в годы В.О. войны. Эта стела напоминает нам о подвигах героев.
4 ученик : Этот букет из наших сердец символизирует вечную память, которая никогда не исчезнет, а будет передаваться из поколения в поколение, и имена героев навечно останутся в сердцах нашего народа.
(Звучит мелодия. “Новороссийские куранты”)
Учитель: урок памяти Мы закончим возложением цветов к памятнику освободителям города.