Урок кубановедения по теме "Их именами названы улицы города". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • патриотическое воспитание учащихся,
  • расширение знаний учащихся по краеведению,
  • обогащение нравственного опыта школьников примерами героических личностей,
  • пропаганда книг о Великой Отечественной войне, произведений художников и композиторов на военную тему с целью обогащения духовного мира школьников через освоение эстетических категорий,
  • формирование активной жизненной позиции "Я знаю, я помню, я расскажу другому".

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово (знакомство с целями и задачами урока)

Учитель:

(Cлайд №1)

Увековеченные имена стали для нас именами нарицательными, мы воспринимаем их лишь как часть своей будничной жизни. Часто слышим: “Я живу на Видова”, “встретимся на Куникова”, “находится на Луначарского”… И лишь изредка задумываемся, почему эта улица носит имя снайпера Рубахо, Вити Новицкого, Толи Масалова? Почему Вити, а не Виктора, и чем отличился снайпер, что в его честь названа улица? Многое стерлось из памяти. Но это дело поправимое. Сегодняшний урок мы посвятим этой важной теме: “ Их именами названы улицы города”. Мы обязаны знать героев, навечно прописанных в нашем городе.

(Cлайд №2)

Сегодня на уроке будем работать в группах, т. к. вы готовились к уроку группами, используя свои творческие идеи, интересные подходы к данной теме.

Итак, слово предоставляется группе фотокорреспондентов.

1 ученик: Мы подготовили к уроку фотовыставку, где вы можете увидеть виды Новороссийска в прошлом и настоящем.

2 ученик: И расскажем Вам сейчас об основателях города.

(Cлайд №3)

3 ученик: (сообщение об М.П.Лазареве)

2ученик: (сообщение о Н.Н.Раевском)

1 ученик: (сообщение о Л.М.Серебрякове)

3 ученик: В историческом сквере на Форумной площади возведён монумент основателям города. Их именами названы улицы, и набережная города.

Учитель: Свою работу представит вторая группа историков-литераторов.

1 ученик: Перед вашими глазами выставка книг, газет, журналов, плакатов, посвящённых детям героям.

(Cлайд №4)

2 ученик: Согласно международной конвенции на фронте не должны были находиться лица моложе призывного возраста. Но жизнь вносила свои коррективы. Так случилось и в годы В.О. войны.

3 ученик: Вглядитесь в эти лица юных защитников Родины! Они внесли свой немалый вклад в Победу! Среди них и те, чьими именами названы улицы Новороссийска.

1 ученик: Витя Новицкий ….(сообщение о нём)

2 ученик: Толя Масалов… (сообщение о нём)

3 ученик: Витя Чаленко…(сообщение о нём)

1 ученик: Вечная память юным героям!

(Cлайд №5)

Учитель: Свою работу представляют ребята из группы журналисты – корреспонденты.

1 ученик: Мы задали вопрос жителям микрорайона и ученикам нашей школы: “А что они знают о названиях улиц города?” И вот что мы узнали…

(Cлайд №5)

2 ученик: Да, не очень много знают опрошенные о людях, чьими именами названы улицы нашего города…

3 ученик: Поэтому мы решили познакомить вас с улицами микрорайона, а также разобраться чьи же имена носят эти улицы.

1 ученик: улица им. М.К. Видова (сообщение о Видове) (Cлайд №6)

2 ученик: улица им. Анатолия Луночарского (сообщение о Луночарском)

(Cлайд №7)

3 ученик: улица им. Д.В. Гордеева (сообщение о Гордееве) (Cлайд №8)

(Cлайд №9)

4 ученик: улица им. снайпера Филиппа Рубахо…

5 ученик: улица им. Леселидзе …

6 ученик: улица им. Ц.Л.Куникова…

7 ученик: улица им. Сипягина…

8 ученик: улица им. Савицкого…

9 ученик: улица им. Холостякова…

Ученики: короткая перекличка героев В.О. войны и заполнение макета стелы.

Учитель:

Сколько их — моряков, пехотинцев, летчиков, танкистов, командиров, санитарок и подпольщиков… Именами своими стали частью нашего города, вросли в его живую ткань… И каждый раз, называя их, мы невольно возвращаем им долг: ведь больше того, что отдал каждый из них, отдать невозможно. А мы делимся такой малостью — работаем рядом с ними, переживаем, любим, радуемся… Живем. Именно этого для нас они и хотели.

Учитель: четвёртая группа – это гиды-экскурсоводы, они подготовили экскурсию по памятным местам города Новороссийска. Работа оформлена ученицей нашего класса Литвиной Катей в виде презентации.

(Катя показывает презентацию, комментируя каждый слайд)

(Слайд №1)

Новороссийск – это город-герой, город—воин, город-труженник. Все жители города любят его, восхищаются его красотой и и историческим прошлым. Названия его улиц напоминают нам о людях живших здесь когда то, любивших свой город, защищавших его в трудные, страшные годы войны, совершавших для него подвиги.

(Слайд №2)

В городе огромное количество памятников и памятных мест, связанных с именами людей навечно вошедших в списки героев Новороссийска.

Это мемориальный комплекс на Малой земле, посвящённый героической высадке морского десанта на стенах монумента – названия воинских частей, и имена участников сражений.

(Слайд №3)

В “долине смерти” – есть памятники: “ колодец “жизни”, монумент изготовленный из множества осколков мин, снарядов, авиабомб по форме напоминает взрыв.

(Слайд №4)

У цементного завода “Октябрь– вторая часть мемориального комплекса “Рубеж”, высоко над шоссе есть стела– руки воинов, крепко сжимающие автоматы, здесь плечом к плечу сражались солдаты, матросы, офицеры и политруки. Враг был остановлен. Рядом на пьедестале железнодорожный вагон изрешечённый более чем 100 тысячами пробоин.

(Слайд №5)

Штурмовик ИЛ-2. он напоминает о подвигах военных летчиков, сражавшихся в небе над городом. На углу улиц Советов и Свободы стоит бронзовый монумент защитникам города в годы Великой Отечественной войны.

(Слайд №6)

Посмотрите как красив город! И это благодарность тем, кто отдал свои жизни за наш город.

(Слайд №7)

Торпедный катер – символ всех катеров, принимавших участие и погибших в боях за Новороссийск. На Форумной площади установлен памятник основателям города

(Слайд №8)

На площади героев – Вечный огонь, зажжённый 16 сентября 1958 г. в день 15-летия освобождения г. Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.

(Слайд №9)

Долго ещё можно перечислять памятные места города, связанные с именами людей, отдавшими свои жизни за наше мирное и счастливое будущее. Не раз ещё мы побываем у этих памятников, не раз вспомним имена героев, ведб это история, это память наша

(Слайд №10)

Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Помните!
Пусть
Не все герои –
Те,
Кто погибли, –
Павшим
Вечная слава!
Вечная слава!..
Вспомним всех поименно,
Горем
Вспомним
Своим…
Это нужно –
Не мертвым!
Это надо –
Живым!

Учитель: Каждая группа ребят подготовила к уроку макет памятника под названием “Ваши имена – в наших сердцах навечно”. Представьте их.

7 ученик:

Читайте имена на обелисках,
Героев много в этих списках.
Остановите плавный бег машин.
Остановите быстрого коня,
И поклонитесь доблести былинной,
Багряным всплеском Вечного огня!
И в заповедные минуты эти,
Без громких слов подумайте о них:
Не потому ли живы мы на свете –
Что их сегодня нет в живых?!

img1.jpg (17525 bytes)

1 ученик: Мы создали макет памятника, посвящённого основателям города Новороссийска. На боковых сторонах памятника изображения Лазарева, Раевского и Серебрякова. На верхней части – огонь славы. Мы думаем, что такой памятник можно установить на улице имени Лазарева или Раевского.

2 ученик: Наш памятник посвящён детям –защитникам города Новороссийска. Он символизирует память народную. Весь российский народ помнит и чтит юных героев

3 ученик: Наш макет посвящён защитникам города в годы В.О. войны. Эта стела напоминает нам о подвигах героев.

4 ученик : Этот букет из наших сердец символизирует вечную память, которая никогда не исчезнет, а будет передаваться из поколения в поколение, и имена героев навечно останутся в сердцах нашего народа.

(Звучит мелодия. “Новороссийские куранты”)

Учитель: урок памяти Мы закончим возложением цветов к памятнику освободителям города.

Презентация