ЦЕЛИ УРОКА:
- продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
- выявить основные свойства почвы;
- в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- кроссворд;
- мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3; класс" из серии "Начальная школа";
- мультимедийная установка;
- персональный компьютер учителя.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания по теме "Вода".
Все дети отгадывают кроссворд:
Задания к кроссворду:
1, 2, 3 - различные состояния воды;
4 - условие, при котором вода может менять своё состояние.
(Ответы:
1 - жидкое;
2 - твёрдое;
3 - газообразное;
4 - температура.)
А 2 человека (по очереди) подходят к компьютеру и отвечают на вопросы:
1 - Состояние воды в природе: Урок 1 - задание 5.
2 - Круговорот воды в природе: Урок 2 - задание 8
2. Сообщение темы и целей урока.
- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
Правильно, Земля.
У слова "земля" несколько значений. Одно из них - "почва", верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет поча. Вы узнаете состав почвы, ее свойства.
3. Практическая работа "Состав почвы".
- Почва - это верхний плодородный слой земли.
- Основное свойство почвы - плодородие.
- Сейчас с помощью нашего мультимедийного учебника мы проведем опыты и выясним состав почвы. А помогать нам в этом будет наш знакомый инопланетянин.
Далее несколько ребят проводят на компьютере опыты из урока 3 "Экологическая система - ячейка живой оболочки Земли" по заданиям 3,4,5,6 и делают выводы после каждого опыта, что в почве содержатся воздух, вода, перегной, глина и песок. Все выводы ребята записывают в Рабочую тетрадь № 1 ( стр. 27, задание № 1).
4. "Что растения получают из почвы?" Работа по учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас. 3 класс".
По учебнику читается статья "Что растения получают из почвы?" (стр. 67). Далее ученики заполняют схемы в рабочей тетради (стр. 28, задание 3)
5. Лекция учителя "Как образуется почва", с использованием заданий 7("Обитатели почвы"), 8 ("Составление схемы состава почвы") 10 ("Образование почвы") из урока 3.
Образование почвы началось только с появлением на земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется де тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Круговорот веществ. Используются задания 12("Круговорот веществ в природе") из урока 2 и задание 13("Факторы, воздействующие на почву") из урока 3.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.
Вот почему замечательный русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва - дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы - нет.
Почва многого "боится". Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят много удобрений или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.
6. Итог урока.
- Что вы узнали о почве? Из чего она состоит? Как к ней надо относиться? Почему?
7. Домашнее задание.