Пояснительная записка.
Психологу часто приходится решать проблемы детей, которые значительно отличаются от других детей своим поведением. Как воздействовать на трудного ребенка? Этот вопрос возникает не только у родителей, но и у педагогов. В категорию трудных, попадают разные дети. Это и конфликтные дети и дети, которые не умеют общаться со сверстниками, взрослыми или трудновоспитуемые и т.д. Во всех этих случаях речь идет о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, то есть дети активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.
Работа с трудными детьми на сегодняшний день является актуальной темой, так как современное “цивилизованное” общество систематически страдает от накаленного уровня криминогенной обстановки, особенно в подростковой среде. В погоне за материальными благами, взрослые упускают тот момент, когда у подростка начинается переход к девиантному типу поведения (физическая, вербальная, агрессия, не желание подчиняться правилам поведения). Отсутствие внимания, общения со стороны родителей создают предпосылки для благоприятных условий формирования у подростков, отклоняющихся от нормы поведения.
Затрудняют общение ребенка и взрослого многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье и различных приставок к ним, компьютеров, других бытовых новшеств, интернета и т.д.
Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Формирование и развитие у обучающихся основ знаний, умений, навыков эффективного взаимодействия с окружающими, с самим собой.
Название игры: социально-психологическая игра “Почта” (для детей девиантного поведения).
Длительность игры: рассчитана на длительный период, пока не исчезнут письма из города зла.
Цель: формирование коммуникативных навыков и собственных ценностей, принятие себя и других, как личности; развивать умение договариваться, приходить к единому решению, помогать другому, учитывать мнения партнера, распределять обязанности с учетом интересов каждого.
Задачи:
- Создать условия для свободного выражения эмоциональных состояний, чувств.
- Создать условия для разрешения психотравмирующих ситуаций, связанных с детскими переживаниями.
- Осознать собственную ценность, уметь принимать себя таким, какой есть.
- Формировать сплоченность в коллективе.
- Развивать навыки эффективного общения.
- Формировать навыки управления эмоционально – волевой сферы.
- Формировать толерантное отношение друг к другу.
- Формировать жизненную позицию.
- Развивать письменную речь.
Оборудование: стулья, лист бумаги А 4, или тетрадный лист бумаги, ручка или карандаш (на каждого ребенка), один ящик из картона размером 50 на 50 см. (ставится в цент круга) и два ящика из картона 30 см. на 60 см. (город зла и город добра, можно использовать коробки из под обуви).
В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.
Примечание для ведущего:
- Учитывать возраст детей. Если обучающиеся 8 лет, то письма читать лучше педагогу или психологу.
- Минимизировать количество запретов и ограничений, кроме обязательных: не бить друг друга и не выражаться нецензурно.
- Не оценивать деятельность детей.
- Демонстрировать положительное отношение к детям.
- Проводить игру в сформированном классе, группе.
Данная игра имеет два направления:
- Развивающее направление направленно на создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения. Создание ситуации достижения успеха предоставляет возможность высказывать свое отношение к негативному поведению.
- Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции у школьников неадекватной самооценки, асоциального поведения, отклонений эмоционально-волевой сферы, конфликтности и агрессивности в общении, сплочение коллектива.
- Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения, способов травмобезопасного поведения и формирование у детей активной жизненной позиции. Эти задачи решаются в процессе игры.
Предполагаемый психологический результат:
В результате игры в городе зла становится все меньше писем, со временем исчезают совсем. Дети перестают проявлять девиантное поведение (физическая и вербальная агрессия, негативное поведение и т.д.) налаживает взаимоотношение между одноклассниками и педагогами. Коллектив становится сплоченным. Появляется взаимопомощь. Улучшается успеваемость.
Ход игры
Дети садятся в круг на стулья. В центр круга ставится почтовый ящик размером 50 на 50 см. Детям выдают карандаш или ручки с листком бумаги. Дети пишут друг, другу письма, излагая негативное отношение друг к другу или негативную ситуацию, которая произошла с детьми. Письма-листочки складываются пополам, подписывают адресанта (кому адресовано это письмо) и отправляются в почтовый ящик. Письма могут подписываться отправителем, а могут оставаться анонимными. Кто не получил писем, тот становится почтальоном. Если почтальона не оказалось среди детей, то педагог должен взять на себя роль почтальона. Почтальон вынимает письма из почтового ящика и раздает детям. Письма могут отправить психологу или педагогу(тому кто ведет эту игру), для разрешение конфликтной ситуации. Как правило, письма к ведущему приходят от детей с низкой самооценкой или от застенчивых, тревожных детей. Дети читают письма и начинают вести переписку.
В процессе игры дети могут проявлять вербальную агрессию, негативное высказывание разного рода. Необходимо детей возвращать к высказыванию через написание письма. Переписка ведется 1 час. Следующий час направлен на обсуждение ситуаций и нахождение вместе с классом выхода из конфликтной ситуации.
Ведущий просит детей прочитать свои письма по желанию. Не называя фамилии, имени, ведущий обсуждает только ситуацию и пытается найти решение вместе с классом.
Вопросы для поиска решений из конфликтной ситуации.
Как бы ты решил эту ситуацию?
Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?
Исходя из ситуации вопросы могут быть разные.
В результате игры детям приходится учиться общаться друг с другом, учиться договариваться, потому что рейтинг положительных отзывов об обучающихся и об хороших поступках растет, и дети стремятся быть в числе положительного рейтинга, так как ребенку хочется слышать о себе не критику, а что то приятное. Более того дети на подсознательном уровне имеют возможность избавиться от психотравмирующих ситуаций, связанных с детскими переживаниями, пережитых ранние (критика родителей и конфликтные ситуации). Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, такими, какие они есть. Более того, у каждого ребенка есть возможность узнать о себе от других, как положительные качества, так и отрицательные. Точнее получить оценку со стороны, что дает возможность ребенку изменить свои худшие стороны. По окончании игры педагог или психолог просит детей написать письмо своим обидчикам, но написать для них что-нибудь положительное. Например:
– Ты, Петров, драчун и эгоист, но у тебя есть и хорошее качество. Ты, Петров, можешь помочь в трудную минуту.
Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты в любой ситуации. Ведущий должен заострить внимание детей на том, что в каждом ребенке есть положительные качества.
Педагог или психолог предлагает продолжить переписку в течение недели.
– Ребята, у вас есть возможность продолжить переписку в течение недели. Но письма будете отправлять в два города. Первый город – город добра, второй город – город зла. В письмах вы будете писать о человеке, который совершил зло по отношению к вам или описывать ситуацию, свидетелем которой вы стали. Отправлять эти письма нужно в город зла. В город зла можно отправлять и пожелания определенному человеку, который совершил зло. Во второй город вы отправляете письма определенному человеку, который совершил хороший поступок, а также пожелание этому человеку, можете даже похвалить человека.
В течение месяца можно достать письма из ящика и прочитать. Срок, когда письма можно достать и прочитать, устанавливают дети. Ситуации и поступки, обсуждаются детьми, и каждый делает вывод для себя. В конце каждого месяца подсчитываются хорошие поступки, и дают похвальную грамоту детям, которые получили высокий рейтинг положительных отзывов. Эту грамоту дети могут придумать сами или выдает администрация.
Список литературы.
- А. Коэна [22, с. 520–521].
- [Электронный ресурс]: Режимдоступа:hhh./ viewtopic.php?p=367 &sid=389518a97429229b526086675a3b6c7a Re: Из опыта работы по профилактике девиантного поведения среди подростков.Ольга Барашок".
- [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121076.html, свободный.