Цели.
1. Продолжить работу над внетабличными случаями умножения и деления, совершенствовать умение решать задачи.
2. Развивать гибкость мышления, внимание; формировать навыки контроля и взаимоконтроля.
3. Воспитание культуры умственного труда, развитие познавательного интереса.
Форма проведения: урок-путешествие “Путешествие на остров сокровищ”.
(Перед уроком учитель распределяет детей на 2 группы с приблизительно одинаковым уровнем обученности в каждой группе. Каждая группа в течение урока получает задания соответствующего уровня сложности, что позволяет всем детям справиться с предложенными заданиями и испытать ситуацию успеха).
Ход урока
I. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в путешествие. Путешествие далёкое, интересное, но опасное. И нужно быть очень внимательными, чтобы преодолеть все препятствия, которые будут встречаться на нашем пути.
- Проверим, готовы ли вы к путешествию.
II. Устный счёт
1. - Найдите произведение чисел 7 и 8, 9 и 9, 4 и 7.
- Найдите частное чисел 18 и 2, 24 и 3, 49 и 7.
- 17 увеличить в 3 раза? 36 уменьшить в 3 раза?
- 48 увеличьте на 5?
- Во сколько раз90 больше 30?
- На сколько единиц 54 меньше 80?
2. Геометрический материал.
- Посчитайте, сколько прямоугольников на чертеже? (9)
- Сколько треугольников на чертеже?
III. Закрепление изученного материала
- Мы поплывём в путешествие на кораблях. Для этого мы разделимся на 2 команды (по рядам).
1. Но, прежде, чем отправиться в путешествие, надо знать, куда плыть.
Ваша первая задача – расшифровать название острова, который является конечным пунктом нашего путешествия (у детей на столах лежат карточки с примерами, различными по уровню сложности).
I группа – карточка №1.
II группа – карточка №2.
(Примеры записываются в тетради)
1 группа
51 | 5 | 39 | 18 | 51 | 14 | 5 | 51 | 20 | 18 | 51 | 14 | 13 | 96 | |
о | с | т | р | о | в | с | о | к | р | о | в | и | щ |
17x3 – о 70: 5 - в 40: 2 – к 75:15 – с |
78: 6 – и 54: 3 – р 13x3– т 48x2 – щ |
2 группа
24 | 20 | 2 | 45 | 24 | 10 | 20 | 24 | 32 | 45 | 24 | 10 | 11 | 68 | |
о | с | т | р | о | в | с | о | к | р | о | в | и | щ |
12x2 – о 30: 3 – в 16x2 – к 40: 2 – с |
66: 6 – и 15x3 – р 26: 13 – т 34x2 - щ |
Отгадка: Остров сокровищ.
- Верно, на этом острове зарыты несметные сокровища. На пути к острову сокровищ перед нами будут лежать и другие острова (вывешиваю маршрутную карту).
2. Теперь маршрут известен, осталось только подготовить шлюпки, на которых мы доберёмся до бухты, где стоят наши корабли.
(Перед детьми карточки с изображением кораблика, который надо раскрасить в зависимости от результата записанного примера. Затем по команде учителя дети выходят к доске со своими кораблями, держа их перед собой. Правильно раскрашен – значит правильно решены примеры)
3. Физкультминутка.
(Упражнения для тренировки мышц глаз.)
- Ну, что же, давайте занимать места в наших кораблях.
- Осмотритесь. (Подвигать зрачками слева направо, потом справа налево. Повторить 3 раза.
Переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот – 3 раза.)
Затем дети по очереди через обруч, имитируя вход на корабль и занимают свои места.
4. Итак, в путь! Наши корабли подходят к острову Обезьян. Хозяйка острова приготовила для вас испытание.
- Начертите прямоугольник со сторонами 7 см и 5 см.
1 гр.: Найдите его периметр и площадь.
2 гр.: Найдите периметр прямоугольника.
(Коллективная проверка.)
5. Хозяйка острова прощается с вами, и мы снова отправляемся в путь.
– Но почему стало так темно? Чёрные и синие тучи заволокли небо. Нужно их разогнать.
(На обратной стороне тучек задания: №2(2) с.20, №7 с. 21)
1 тучка:
1 гр. – Решить задачу двумя способами.
2 гр. – одним способом.
2 тучка: №7 с. 21
1 гр. – ответить на два вопроса.
2 гр.: - ответить на один вопрос.
6. Молодцы, ребята, вот мы и разогнали тучи и можем плыть дальше. Перед нами остров попугаев.
Попугай Гоша просит нас решить уравнения №10 с.21.
1 гр. – три уравнения
3 x X=42
X-16=54
68:X=4
2 гр. – два уравнения
3 x X=42
X-16=54
7. Физкультминутка “Весёлые человечки” способствует расширению зрительно-двигательной активности.
На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка.
8. Перед нами остров Слонов. Маленький слонёнок просит вас решить примеры №11 с. 21.
1 гр. – 3, 4 столбик.
2 гр. – 1, 2 столбик.
(Коллективная проверка.)
9. Мы прощаемся со слонёнком и отправляемся в путь.
- А вот и остров сокровищ, а на нём заветный сундучок.
- Что же в нём? (В нём лежит письмо с таким содержанием “Здоровье – лучшее богатство”)
IV. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
V. Домашнее задание.