Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: развивать умение решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз; формировать вычислительный навык; развивать умение решать задачи изученных видов; воспитывать интерес к предмету на основе разноуровневых и игровых технологий.

1. Организационный момент.

– Ребята, начнем урок. Будьте внимательны, сосредоточенны. Откроем тетради.
– Запишем число, классная работа.
– Отгадайте загадку.

У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает.
За пальцы хватает, за уши дерет.

Но вечер приходит счастливый в году
Сердитого дедушку в гости все ждут.
Подарки приносит он, добрый на вид,
И все веселятся, никто не ворчит.
(Дедушка Мороз)

2. Устный счет.

– Дедушка Мороз пришел с большим мешком.
– Что лежит в мешке?
– Названия подарков зашифрованы. Нужно выполнить задания, тогда узнаем, какие подарки лежат в мешке Деда Мороза.

Группа № 1 выполняет тест. (Приложение 1)

Из правильных ответов вы составите слова (хлопушки, сюрпризы).

Группа № 2.

Исправьте ошибки, допущенные в примерах. Расположите полученные числа в порядке возрастания и с помощью ключа отгадайте слово. (Приложение 2). (Игрушки, конфеты.)

Группа № 3.

Дайте ответ (устно) к задачам:

1. На новогодней елке сверкало 36 зеленых и 48 красных огней. Сколько всего огней сверкало на елке? (84)
На сколько красных огней было больше? (12)

2. В подарке у Васи было 58 конфет, а у Насти на 6 больше. Сколько конфет было у Насти? (64)

3. Высота ели 6 м., она на 3 м. короче сосны. Сколько метров высота сосны? (9 м.)

4. Новогодний утренник начался в 10ч. 30мин., а закончился в 12ч. Сколько времени длился утренник? (1ч. 30мин.)
Сколько это минут? (90мин.)

5. Сколько часов составляют 120 минут? (2 часа)

6. Санта Клаус разнес 800 подарков за 10 дней. Сколько подарков он разносил каждый день, учитывая, что разносил одинаковое количество подарков в день?

7. Ступа Бабы-Яги развивает скорость 40 км/час, что на 60 км меньше скорости печи Емели. С какой скоростью едет печь? (100 км/час)

Проверка 1 и 2 групп.

2. Решение примеров.

– Ребята, Деду Морозу трудно одному раскладывать конфеты по подаркам. Поможем ему, решив примеры на деление.

Вариант № 1 решает примеры, где в частном 3 цифры

Вариант № 2 решает примеры, где в частном 4 цифры. (Приложение 3)

Вспомним, как определить количество цифр в частном?

Взаимопроверка.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы.

Идет проверка примеров.

Работа над новым.

Дед Мороз принес нам краткое условие задачи.

– Составьте задачу по 1 краткому условию.

Хлопушек – 15 шт.

Шаров – ? шт., в 3 раза больше

– Назовите решение задачи (15∙3). Почему нужно умножить?
– Сколько получится? (45 шаров)
– Составьте задачу по 2 краткому условию

Хлопушек – 15 шт., их в 3 раза больше

Шаров – ? шт.

– Чем похожи задачи? (Главные слова, числовые данные, вопросы.)
– Чем отличаются?
– Подумайте, как по другому можно сказать про шары?
– Может ли краткое условие быть другим? Каким?
– К задаче мы можем записать любое из данных условий.
– Запишите краткое условие в тетрадь.
– Можем ли мы решить такую задачу? Как? (15:3) Почему?
– Запишите решение и ответ. Ведет класс …
– Ребята, встречались ли мы с задачами такого типа?
– Кто помнит, как они называются?
– С какими знаками действия мы решали такие задачи? (±)
– Назовите тему урока: “Решение косвенных задач”

Чему мы должны научиться? (Решать задачи косвенного вида.)

3. Физкультминутка.

– Устали? Отдохнем. Отложите ручки, сядьте поудобнее. Физкультура для глаз. Следите за движущимися предметами.

4. Закрепление.

– Принимаемся за дело. Проверим, как вы поняли, как решить косвенную задачу.

Группа № 3: работает с выражением 15∙3

Измените косвенную задачу, записанную в тетради так, чтобы она решалась 15∙3

Запишите краткое условие.

Группа № 2: прочитайте задачу, оформите ее решение в тетради.

“На почту к Деду Морозу прислали 150 писем. Их в 2 раза меньше, чем открыток. Сколько открыток прислали Деду Морозу?”

Группа № 3: ваше задание самое сложное. Составьте косвенную задачу по выражению 300:3+300

Работаете вместе. (1 человек у доски оформляет)

Проверка.

5. Решение геометрической задачи.

– Знаете ли вы, в каком городе живет Дед Мороз?

В старинном граде Устюге Великом в бору сосновом стоит терем узорчатый. В тереме том живет добрый волшебник – Дед Мороз.

В любое время года ждет гостей он в своей резиденции.

– Какое слово непонятно? Что это такое? (Дети высказывают предположения.)

Обратимся к толковому словарю. (1 ученик ищет значение слова.)

– Узорчатый дом Деда Мороза привлекает в первую очередь тайной. Словами не описать великолепие дворца – это нужно увидеть.

Задача:

Длина терема Деда Мороза – 72 м, это в 8 раз длиннее , чем ширина. Найдите ширину терема.

Вопрос:

  1. Найдите ширину терема – группа № 3.
  2. Найдите периметр терема – группа № 2.
  3. Найдите площадь терема – группа № 1.

Задание: оформите и решите задачу, со своим вопросом.

(1 человек из 1 группы оформляет у доски.)

Проверка .

– Кто без ошибок решил задачу?
– Что вызвало затруднение?

6. Итог урока.

– Сегодня мы хорошо поработали.
– Какие знания и умения нам пригодились для решения задач косвенного вида?
– Кому было сложно? Что вызвало затруднения?

7. Домашнее задание:

– Составить 1 задачу косвенного вида по любому из предложенных – Запишите все 3 выражения. По тому выражению, которое вам по силам, составьте задачу и запишите в тетрадь.

24 ∙ 2
40 : 5 + 40
134 ∙ 2 – 134

8. Релаксация.

– Перед вами разноцветные шарики.
– Это шарики настроения.
– Нарядим елку тем шариком, который будет обозначать, как вы чувствовали себя на уроке.

(Дети наряжают елку.)