Космическая азбука

Разделы: Внеклассная работа


Цель: прививать любовь к Родине, развивать интерес к окружающему миру.

Оборудование: презентация Power Point о космосе, экран, мультимедийная установка, раздаточный материал.

Ход урока

Приложение.

– Сегодня мы с вами немного “прикоснемся” к известному и неизвестному космосу.

А поможет нам в этом АЗБУКА.

(Показ слайдов по алфавиту.)

А – астрономы.

Ученик.

Астрономы.

Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры
И трактат сочинить непременно –
“Изучайте глубины Вселенной”

Б – большая медведица.

Ученик.

Большая Медведица.

У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды – и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звезд, больших и ярких,
Чуть видна еще одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конем.
А малышка рядом с нею –
Всадник,
Скачущий на нем.
Замечательный наездник,
Этот звездный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золоченую узду. Правит
Всадник молчаливый
На Полярную звезду.

В – вселенная.

Ученик Светятся звезды, светятся...
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете...
А все-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.

В– Венера.

Ученик.

Венера.

Чернели грозно кратеры
и россыпи камней,
но были скалы дикие
мрачнее и грозней!
они, как пики, врезались
в безоблачный простор.
ни кустика, ни травки,
ни речек, ни озер.

Г – Гагарин Ю.А.

Ученик.

В космической ракете.
С названием “Восток”
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Д – Деймос.

Учитель: Деймос – астероид длинной 16 км. Его приравнивают к малым планетам.

Е – Европа.

Учитель: Европа – это самый красивый спутник Сатурна.

Ж – животные –космонавты.

Ученик.

На площадке во дворе
Вместе с малышами
Бегал ма-а-а-ленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Теплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шел ученый человек:
– Песик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луной золотою?
В ракете хочешь полететь?
А вы меня возьмете?
Ты капитаном можешь стать
Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолете!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растет,
Вот-вот отправится в полет.
Марсик нарядный в костюме зеленом.
Отнес его лично в кабину ученый:
Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, зайчик и еж.
(Зверюшек таких
На Луне не найдешь!)
Рабочие с крысами
Клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!

З – земля.

Ученик.

Земля.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

И – Ио.

Учитель: ИО – это один из четырех , самый большой, спутник Юпитера.

К – кометы.

Ученик.

Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звезд. –
Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!

Л – луна.

Ученик.

Луна.

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с Луной,
Погулять на ней немножко
И вернуться вновь домой.

М – Малая медведица.

Ученик. Малая медведица.

Мы слыхали:
Две медведицы
По ночам
На небе светится
Ночью вверх мы взглянули –
Увидали
Две кастрюли

М – Марс.

Ученик. Марс.

А во тьме,
Горя багровым светом,
Из глубин космического льда
Смотрит Марс –
Безлюдная планета,
Хмурая военная звезда.

М – Метеориты.

Ученик. Метеориты.

Так темно и тихо стало,
Звезды на небе блестят!
Погляди, звезда упала
Прямо-прямо-прямо в сад!
Мы искали на площадке
Золотистую звезду,
Отыскали мы на грядке
И левкой и резеду.
– я нашла! – сказала Тоня
И разжала кулачок,
А у Тони на ладони –
Золотистый светлячок.

Н – Нептун.

Учитель: Нептун – восьмая планета нашей системы, считая от Солнца. Нептун была открыта в 1846 году. Эта планета не видна невооруженным глазом, но ее можно разглядеть в бинокль.

О – орбита.

Учитель: это определенный путь, который проделывает планета всю свою жизнь.

П – Плутон Плутон – девятая, последняя планета солнечной системы. Он расположен в 40 раз дальше от Солнца, чем земля и значит, что Солнце светит там в 1600 раз слабее.

П – протуберанцы.

Учитель: Довольно часто на Солнце, даже при небольшом увеличении, можно рассмотреть детали, сильно отличающиеся по яркости от окружающего фона – пятна, факелы, протуберанцы.

Р – ракета.

Учитель: это космический корабль, который запускают с различными целями, направлениями в космос.

С – Сатурн.

Ученик. Сатурн.

Есть в небе звездочка одна,
Какая не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.

С – Созвездия.

Ученик.

Созвездия.

Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор,
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, – Водолей,
Стрелец и Лебедь, Лев, Пегас и Геркулес.
Ю.Синицын

Т – Туманности.

Учитель: Туманности – мерцающие “островки”, похожие на облачка тумана. На ясном ночном небе их можно рассмотреть и они все имеют разную природу. Есть туманность – Улитка, Кошачий глаз, Эскимос, Розетка.

У – уран.

Учитель: Уран – седьмая планета солнечной системы. Эта планета отличается от других тем, что она вращается в противоположную сторону.

Ф – Фобос.

Учитель: Фобос – спутник Марса, длиной 28 километров.

Х – Харон.

Учитель: Харон – спутник Плутона.

Ц – Центавр

Учитель: Центавр А – эллиптическая галактика. Галактика это “звездные острова” и даже “звездные материки”, которые существует параллельно нашей солнечной системы.

Ч – Черные дыры.

Учитель: Черные дыры – это мертвые звезды, вернее последняя стадия их существования. Так считают ученые – астрономы.

Э – Эридан.

Учитель: Эридан – это спиральная галактика. Галактика это “звездные острова” и даже “звездные материки”, которые существует параллельно нашей солнечной системы.

Ю – Юпитер.

Ученик. Юпитер.

Над крышами квадратными
Космическими картами
Мерцают небеса.
Над нами звезды ясные,
Далекие и близкие.
Мальчишки остроглазые
На них давно прописаны.

Учитель: Чтобы закрепить, проведем небольшую викторину.

Вопросы:

  1. Что такое земля?
  2. Сколько планет в солнечной системе? Назовите их.
  3. Кто был первым космонавтом?
  4. Когда Ю.А.Гагарин полетел в космос?
  5. Назовите женщин – космонавтов.
  6. Назовите самую большую планету.
  7. Назовите самую маленькую планету.
  8. Назовите созвездия.

(Показ слайдов с картинками на тему: “космос”.)

Учитель: Приготовьте свои компьютеры. Изобразите в программе “рисование” рисунки на тему: “космос”.

(Показ слайдов с рисунками и выполненными работами учащихся.)