Цель: прививать любовь к Родине, развивать интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация Power Point о космосе, экран, мультимедийная установка, раздаточный материал.
Ход урока
– Сегодня мы с вами немного “прикоснемся” к известному и неизвестному космосу.
А поможет нам в этом АЗБУКА.
(Показ слайдов по алфавиту.)
А – астрономы.
Ученик.
Астрономы.
Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры
И трактат сочинить непременно –
“Изучайте глубины Вселенной”
Б – большая медведица.
Ученик.
Большая Медведица.
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды – и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звезд, больших и ярких,
Чуть видна еще одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конем.
А малышка рядом с нею –
Всадник,
Скачущий на нем.
Замечательный наездник,
Этот звездный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золоченую узду. Правит
Всадник молчаливый
На Полярную звезду.
В – вселенная.
Ученик Светятся звезды, светятся...
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете...
А все-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.
В– Венера.
Ученик.
Венера.
Чернели грозно кратеры
и россыпи камней,
но были скалы дикие
мрачнее и грозней!
они, как пики, врезались
в безоблачный простор.
ни кустика, ни травки,
ни речек, ни озер.
Г – Гагарин Ю.А.
Ученик.
В космической ракете.
С названием “Восток”
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Д – Деймос.
Учитель: Деймос – астероид длинной 16 км. Его приравнивают к малым планетам.
Е – Европа.
Учитель: Европа – это самый красивый спутник Сатурна.
Ж – животные –космонавты.
Ученик.
На площадке во дворе
Вместе с малышами
Бегал ма-а-а-ленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Теплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шел ученый человек:
– Песик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луной золотою?
В ракете хочешь полететь?
А вы меня возьмете?
Ты капитаном можешь стать
Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолете!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растет,
Вот-вот отправится в полет.
Марсик нарядный в костюме зеленом.
Отнес его лично в кабину ученый:
Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, зайчик и еж.
(Зверюшек таких
На Луне не найдешь!)
Рабочие с крысами
Клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!
З – земля.
Ученик.
Земля.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
И – Ио.
Учитель: ИО – это один из четырех , самый большой, спутник Юпитера.
К – кометы.
Ученик.
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звезд. –
Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Л – луна.
Ученик.
Луна.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с Луной,
Погулять на ней немножко
И вернуться вновь домой.
М – Малая медведица.
Ученик. Малая медведица.
Мы слыхали:
Две медведицы
По ночам
На небе светится
Ночью вверх мы взглянули –
Увидали
Две кастрюли
М – Марс.
Ученик. Марс.
А во тьме,
Горя багровым светом,
Из глубин космического льда
Смотрит Марс –
Безлюдная планета,
Хмурая военная звезда.
М – Метеориты.
Ученик. Метеориты.
Так темно и тихо стало,
Звезды на небе блестят!
Погляди, звезда упала
Прямо-прямо-прямо в сад!
Мы искали на площадке
Золотистую звезду,
Отыскали мы на грядке
И левкой и резеду.
– я нашла! – сказала Тоня
И разжала кулачок,
А у Тони на ладони –
Золотистый светлячок.
Н – Нептун.
Учитель: Нептун – восьмая планета нашей системы, считая от Солнца. Нептун была открыта в 1846 году. Эта планета не видна невооруженным глазом, но ее можно разглядеть в бинокль.
О – орбита.
Учитель: это определенный путь, который проделывает планета всю свою жизнь.
П – Плутон Плутон – девятая, последняя планета солнечной системы. Он расположен в 40 раз дальше от Солнца, чем земля и значит, что Солнце светит там в 1600 раз слабее.
П – протуберанцы.
Учитель: Довольно часто на Солнце, даже при небольшом увеличении, можно рассмотреть детали, сильно отличающиеся по яркости от окружающего фона – пятна, факелы, протуберанцы.
Р – ракета.
Учитель: это космический корабль, который запускают с различными целями, направлениями в космос.
С – Сатурн.
Ученик. Сатурн.
Есть в небе звездочка одна,
Какая не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
С – Созвездия.
Ученик.
Созвездия.
Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор,
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, – Водолей,
Стрелец и Лебедь, Лев, Пегас и Геркулес.
Ю.Синицын
Т – Туманности.
Учитель: Туманности – мерцающие “островки”, похожие на облачка тумана. На ясном ночном небе их можно рассмотреть и они все имеют разную природу. Есть туманность – Улитка, Кошачий глаз, Эскимос, Розетка.
У – уран.
Учитель: Уран – седьмая планета солнечной системы. Эта планета отличается от других тем, что она вращается в противоположную сторону.
Ф – Фобос.
Учитель: Фобос – спутник Марса, длиной 28 километров.
Х – Харон.
Учитель: Харон – спутник Плутона.
Ц – Центавр
Учитель: Центавр А – эллиптическая галактика. Галактика это “звездные острова” и даже “звездные материки”, которые существует параллельно нашей солнечной системы.
Ч – Черные дыры.
Учитель: Черные дыры – это мертвые звезды, вернее последняя стадия их существования. Так считают ученые – астрономы.
Э – Эридан.
Учитель: Эридан – это спиральная галактика. Галактика это “звездные острова” и даже “звездные материки”, которые существует параллельно нашей солнечной системы.
Ю – Юпитер.
Ученик. Юпитер.
Над крышами квадратными
Космическими картами
Мерцают небеса.
Над нами звезды ясные,
Далекие и близкие.
Мальчишки остроглазые
На них давно прописаны.
Учитель: Чтобы закрепить, проведем небольшую викторину.
Вопросы:
- Что такое земля?
- Сколько планет в солнечной системе? Назовите их.
- Кто был первым космонавтом?
- Когда Ю.А.Гагарин полетел в космос?
- Назовите женщин – космонавтов.
- Назовите самую большую планету.
- Назовите самую маленькую планету.
- Назовите созвездия.
(Показ слайдов с картинками на тему: “космос”.)
Учитель: Приготовьте свои компьютеры. Изобразите в программе “рисование” рисунки на тему: “космос”.
(Показ слайдов с рисунками и выполненными работами учащихся.)