Тема урока: «Основные моменты работы над этюдом».
Учащаяся: Гассамова Марьям, 2 класс.
Предмет: общее фортепиано.
Цели: научить разбираться в основных моментах работы над этюдом, помочь приобрести определённые технические навыки.
Задачи:
- Образовательная: овладеть определёнными техническими навыками.
- Воспитательная: расширить музыкальный кругозор, побудить учащегося к самостоятельной работе, привить любовь к инструменту.
- Развивающая: обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащегося.
Методы проведения урока:
- рассказ
- объяснение
- беседа
- показ
- упражнение
Инструмент: фортепиано
Методический материал: ноты
Музыкальное произведение: А. Лемуан – Этюд C-dur соч. 37 № 35
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
Цели и задачи: дать теоретические знания, заинтересовать учащуюся предстоящей работой на уроке.
Объявление темы урока. Краткое знакомство с творчеством А. Лемуана. Значение жанра этюда. Композиторы, пишущие в жанре этюда.
Тема нашего урока: «Основные моменты работы над
этюдом». Прежде чем начать работу над этюдом, я
хотела бы познакомить тебя с творчеством
французского пианиста, педагога, композитора
(1786-1864) Анри Лемуана. Это один из наиболее
известных фортепианных педагогов первой
половины XIX века. Игре на фортепиано учился в
Парижской консерватории. Автор многих
фортепианных произведений, пользовавшихся
большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации,
этюды). Издал школу игры на фортепиано и
педагогическое пособие «Таблицы пианиста –
памятка фортепианного педагога».
В 1817 году возглавил нотоиздательскую фирму,
основанную его отцом. Под руководством А. Лемуана
эта фирма стала одним из крупнейших французских
музыкальных издательств.
Музыкальный язык Лемуана отличает особая
мелодичность и изящество. Мы будем работать над
жанром этюда. Что такое этюд?
– Быстрая пьеса.
– Не только!! Каждый этюд заключает в себе
определённые технические трудности и служит для
их преодоления.
Такие трудности – триоли, пунктирный ритм,
различные виды арпеджио, аккордов, гаммаобразные
пассажи, хроматические гаммы, октава, скачки и
т.д.
Жанр этюда известен с XVII века. Наиболее известные
композиторы и педагоги, писавшие в жанре этюда:
Карл Черни – австрийский пианист и композитор
чешского происхождения. Создатель множества
литературно-методических книг, посвященных
проблемам преподавания игры на фортепиано. Более
800 произведений, связанных с разработкой техники
игры на фортепиано (ежедневные упражнения оп.337,
Большая фортепианная школа оп. 500, Школа беглости
оп.299, Искусство беглости пальцев оп.740).
Людвиг Шитте – датский композитор и пианист.
Большой популярностью пользовались лёгкие пьесы
Шитте, широко использовавшиеся в репертуаре
музыкальных школ.
Елена Гнесина – русская пианистка и педагог.
Автор фортепианных пьес и упражнений.
Герман Беренс – шведский пианист, дирижёр,
композитор и педагог. Широко до сегодняшних дней
распространён сборник его фортепианных этюдов
«Новейшая школа беглости».
В основном этюды этих композиторов проходят
учащиеся в музыкальной школе.
II. Основная часть
Цели и задачи: доступно и грамотно объяснить учащейся основные моменты работы над этюдом, настроить ее на активную работу на уроке, показать на практике и закрепить некоторые технические приёмы
В ходе урока предстоит сделать:
– определить характер этюда
– определить форму
– взаимосвязь характера и формы
– определить оттенки
– определить штрихи
– определить лад, тональность, размер
– определить основные технические трудности
– провести работу над аккордами
– провести работу над штрихами
– определить зависимость штриха и темпа
– провести работу над аккомпанементом в левой
руке
– провести работу над педалью
– определить роль каждой руки
Пример: А. Лемуан, этюд C-dur, соч. 37 № 35
Учащаяся исполняет этюд. Этюд находится на
начальной стадии работы. Сразу же исправляем
текстовые ошибки, аппликатуру. Чтобы иметь более
ясное представление об этюде, педагог
проигрывает этюд сам.
Учащаяся сама характеризует этюд: нежный,
изящный, похожий на танец. Сравниваем мелодию с
тихим весенним дождиком, который становится ярче
и активнее в середине. А затем снова
успокаивается, и звучат лёгкие тихие капельки.
Определяем на слух форму этюда – трёхчастная,
где первая и третья часть одинаковые [Da capo
al Fine]. Находим эти части в нотном тексте.
Их определить несложно. 1 и 3 часть написаны в
оттенке p, вторая часть – mF и F, учащаяся
сама быстро их находит и уточняет, что в этюде
основные оттенки: p,mF и F.
Педагог спрашивает:
– Что создаёт иллюзию дождя?
– Отрывистые, отскакивающие звуки.
– Как называется такой способ звукоизвлечения?
– Стаккато.
– Какой штрих противоположный стаккато ты
знаешь?
– Легато.
– Какой штрих играется несвязно, но не отрывисто?
– Нонлегато.
Важно выдержать весь этюд в одном штрихе. (Надо постараться не переходить на штрих нонлегато – исходим из характера этюда – лёгкий дождик {стаккато}, не превращающийся в тяжёлые «градинки» [нонлегато])
Определяем с учащейся, что пьеса написана в
мажорном ладе. Определяем основную тональность
C-dur. Уточняем по тексту: 1 и 3 части написаны в C-dur.
Смотрим вместе, в какой тональности написана 2
часть: G-dur (находим фа#, определяем границы
тональности, затем обращаем внимание на знаки
альтерации, интервал ми бемоль – фа #, который
звучит немного с грустью и разрешается в светлый
тонический аккорд G-dur.)
Закрепляем тональности – проигрываем гаммы C-dur и
G-dur, аккорды – T, T6, T64, S, S6, S64. Следим за
правильностью аппликатуры в аккордах.
Определяем размер – 6/8 (танцевальный характер учащийся определил в самом начале урока). Сравниваем размер 3/4 и 6/8 (более мелкие длительности и отсюда более подвижный темп, на танцевальную первую долю приходится 6 нот, а не 3).
В самом начале мы говорили, что каждый этюд заключает в себе определённые технические трудности и служит для её преодоления.
– Какая техническая трудность в этом этюде?
– Игра аккордами.
– Давай с тобой определим, к какому виду техники
относятся аккорды?
– К крупной технике.
Перечисляем, что относится к крупной технике,
здесь же уточняем, что относится к мелкой
технике.
Играем аккорды в правой руке (определяем –
звучат 2 вида аккордов – T и S.). Тоническое
трезвучие – в последовательности T-T64,
субдоминантовое трезвучие в последовательности
– S64-S6.
В конце первой части – ломанные аккорды.
Главное в аккордах – полная
одновременность звучания, ровность всех звуков.
Прошу учащуюся сыграть начальные аккорды
медленно, всей рукой. Следим, чтобы рука не
зажималась, снимаем аккорд свободным локтём.
Чтобы полностью слышать аккорд, играем
поочередно: два крайних звука, два верхних звука
и т.д.
Группируем аккорды по 2. Второй аккорд как бы
исходит из 1 аккорда, первый аккорд берётся с
большим весом руки, второй – с меньшим.
Чтобы запомнить комбинацию из 2 аккордов,
проигрываем их в разных октавах. Пробуем играть
их разными оттенками. Замечаем что аппликатура в
аккордах такая же, какую мы играли в гаммах.
Прошу учащуюся спеть основную мелодию этюда.
Учащаяся поёт мелодию верхнего звука аккорда.
Уточняем, что аккорд содержит мелодию в верхнем
голосе. Проигрываем эту мелодию отдельно, затем
играем эту мелодию пятым пальцем (т.е. тем
пальцем, который в аккорде). Теперь играем
аккорды, прислушиваясь и контролируя мелодию в
верхнем голосе. Верхний голос должен звучать
ярче, два других более матово. Пятый палец
прижимает более плотно клавишу, а другие с
меньшей силой.
Определяем с учащейся ещё одну трудность – игра
аккордов штрихом стаккато. Существует два приёма
стаккато: по принципу ударных и по принципу
щипковых. Показываю эти варианты, прошу учащуюся
повторить.
– Как ты считаешь, какой вариант больше
подходит к нашему этюду?
– К 1 и 3 части – второй вариант (щипковый), ко
второй части – 1 вариант (ударный)
(Опять же исходим из характера этюда).
Играем аккорды легкими, «пружинистыми»
движениями, пальцы при этом должны быть
активными и словно схватывать аккорд. Это
придаёт большую точность звукоизвлечения и
отчётливость звучания.
Обращаем внимание учащейся на штрих-акцент,
который нужно играть подчёркнуто (ставим крепко
палец, с замахом сверху).
Определяем с учащейся темп allegretto (чуть медленнее
чем allegro). Отмечаю, что стаккато единственный вид
артикуляции, который имеет темповый потолок.
Обращаем внимание на замедление – poco rall – в
конце второй части.
Теперь рассмотрим партию левой руки:
– Из чего состоит партия левой руки?
– Из баса и аккорда.
– Левая рука выполняет роль аккомпанемента.
– Сыграй, пожалуйста, мелодию баса.
Учащаяся играет мелодию баса (5 пальцем).
Педагог играет аккорды. Затем учащаяся играет
бас левой рукой, аккорды правой. Затем учащаяся
играет бас и аккорды одной левой рукой. Бас –
более глубоким звуком, погружаясь до глубины
клавиши, аккорды – лёгкими пальцами, на
«кистевом снятии».
Чтобы быстрее находить скачок между басом и
аккордом, пробуем, как вариант проиграть с
закрытыми глазами.
Чтобы углубить бас, пробуем взять на него
«прямую» педаль. Сравниваем варианты с педалью и
без неё. Учащаяся отмечает, что бас с педалью
звучит ярче, насыщеннее, легче подготовить руку к
аккорду.
Пробуем играть этюд двумя руками. Это трудно!
Учащаяся ещё пока не охватывает и не может
выполнить все требования сегодняшнего урока.
Отмечаем, что прежде чем соединить обе руки,
учащаяся должна хорошо знать партии обеих рук и
уметь выполнять все требования, предъявляемые к
каждой партии. Определяем роль каждой руки: левая
рука – опорная, как бы лежащая всё время на
клавиатуре, выполняет роль фундамента, правая –
более подвижная, лёгкая, ведущая основную
мелодическую линию.
III. Заключительная часть
Цели и задачи: закрепить пройденный на уроке материал, настроить учащуюся на полноценную домашнюю работу.
– Отметить положительные моменты урока.
– Обратить внимание учащейся на трудные моменты,
которые нужно учесть при домашней работе.
– Оценить урок. Высказать пожелания. Перечислить
все основные моменты урока (над чем конкретно
работали)
– Сделать запись в дневнике.
Литература:
- Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М. 1965.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Муз. 1978 .
- Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве Л. Муз 1985.
- Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. М.: Муз. 1991.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика XXI. 1999.
- Либерман Е. Работа над фортепианной техникой изд. М.: «Классика» – XXI. 2003.
- Коган Г. У врат мастерства М. Классика – XXI. 2004 г.
- Агарёва Г. Работа над фортепианной техникой. Каталог статей.
- Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано. Сборник статей.