Продолжительность: 2 урока по 40 минут.
Класс: 10.
Технологии: презентации на разных этапах урока.
Цель: Формирование навыков составления уравнения касательной к графику функции.
Задачи:
- Систематизировать навыки применения геометрического и физического смысла производной.
- Закрепить такие понятия, как “угловой коэффициент касательной”, “тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ”, значение производной в точке касания”.
- Продолжить развивать навыки вычисления производных с использованием формул и правил дифференцирования.
Тип урока: закрепление ранее изученного материала.
Форма проведение: урок-игра, деловая игра “Коммерсант”.
2-й урок по данной теме.
I. Организационный момент урока (тема, цели, условия игры).
II. 1-й этап “Создание фирмы”.
Директора фирм занимают свое место, решают задание, подтверждая свой статус директора. (Приложение 1)
Остальные сидят за компьютером по 2 человека:
– проверка домашнего задания с помощью (Презентация
“Проверка домашнего задания”);
– устный счет “Нахождение производных” (Презентация
“Устный счет”);
– повторяют теорию “Уравнение касательной” (Презентация
“Уравнение касательной”).
Проверка выполненных заданий у директоров фирм.
Кто повторил теорию, подходят, выбирая себе директора, для поступления на работу. Директора ведут прием на работу с помощью собеседования по теории урока.
Поступившие в фирму, занимают место за столом и выполняют задание №43.3(б), 43.7(б), 43.8(а).
Постепенно фирма заполняется сотрудниками, директора присоединяются к ним. Проводится самопроверка выполненных заданий.
III. 2-й этап “Начальный капитал”. (Приложение 2)
№ 43.14(г) – 1000 рублей.
№ 43.12(а) – 2000 рублей.
№4 3.22(б) – 3000 рублей.
Фирма выбирает себе задание (стоимость соответствует уровню сложности).
Выполнили задание – заработали деньги, не выполнили – …
Решения обсуждаем все вместе, вслух.
IV. 3-й этап “Получение гранта”. (Приложение 3)
1. Ставка 1000 рублей.
Составьте уравнение касательной к графику функции у = f(х) в точке с абсциссой х = а, если
f(х) = , а = 2.
Выполняют все одновременно, первая выполнившая фирма объясняет решение. Если без замечаний – получают 1000 рублей. С замечаниями – 1000 рублей уходит фирме, сделавшей замечание.
2. Ставку делают сами. Выполнили правильно – вернули деньги в двойном размере, не выполнили – потеряли деньги.
№ 43.29 (а) (б) (в) (г).
Решив, оформляют на доске решение.
(Взаимопроверка.)
V. 4-й этап. “Конкуренция”.
Выставляют на торги свою продукцию разной стоимости и сложности. (1000 руб, 2000 руб, 3000 руб) 1 – 2, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 1.
Если конкуренты решили предлагаемое задание – фирма получает 50% от стоимости заказа.
В это время от фирмы по 1 человеку отправляются в командировку для заключения выгодного контракта (Презентация “Геометрический смысл производной”). Выполнил без ошибок – фирма получает 1000 рублей.
VI. 5-й этап. “Место в бизнесе”
Итоги урока подводятся в форме игры “Своя игра”. (Приложение 4)
Три категории:
- Формулы и правила дифференцирования.
- Физический смысл производной.
- Геометрический смысл производной.
200 р 300 р 500 р в каждой категории.
- 200 р – найти производную функции у = 2х –
– х6.
300 р – чему равно значение производной функции у = 4х в точке х = 1?
500 р – при каком х значение производной функции у = (2х + 1)(3х – 6) равно 3? - 200 р – найдите скорость изменения функции у =
в точке х0
= 9.
300 р – тело движется согласно закону х(t) = t3 – t4 – 19. Найдите скорость движения тела в момент t0 = 2.
500 р – при каких значениях аргумента скорость изменения функции f(х) = 2х + 1 равна скорости изменения функции g(х) = 3х2 + 5х – 6? - 200 р – Чему равен угловой коэффициент касательной, проведенной к графику
функции у = х4 – 8х3 в точке с абсциссой х = 0?
300 р – Найдите тангенс угла наклона к графику функции у = Cos23x – Sin23x, х0 = .
500 р – Какой угол образует с осью х касательная, проведенная к графику функции у = 4 + х2, в точке с абсциссой х = 1/2?
VII. Подведение итогов, подсчет капитала. Обратная связь.
Синие карточки – чувствовал себя комфортно, было легко, справился со всеми заданиями.
Зеленые карточки – было не всегда легко, с некоторыми заданиями не справился.
Красные карточки – было трудно, с заданиями справлялся лишь с посторонней помощью.
Домашнее задание: № 43.8 (б) № 43.31 (а) № 43.30 (а) № 43.43 (а) (учебник А.Г. Мордкович 10 класс профильный уровень.)