Решение тригонометрических уравнений

Разделы: Математика


Тип урока: урок – обобщения знаний.

Цель урока: создание условий для:

  • систематизации знаний обучающихся по теме: “Решение тригонометрических уравнений”;
  • контроля и самоконтроля усвоенных знаний и умений;
  • формирования интереса к математике;
  • обобщения, анализирования обучающимися учебного материала;
  • совершенствования умения обучающихся работать в команде.

Формы организации работы учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), тестовая проверка уровня знаний, работа по опорным схемам, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.

Оборудование и источники информации: Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы (плакаты) по теме “Решение тригонометрических уравнений”, на партах учащихся: опорные схемы по решению тригонометрических уравнений, листы учета знаний (находятся у педагога).

1. Организационный момент.

Уважаемые обучающиеся, сегодня на уроке мы подведем итоги по теме: “Решение тригонометрических функций”. Повторим, обобщим, приведем в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений.

2. Актуализация знаний:

Вопросы к обучающимся:

  1. Определение тригонометрического уравнения.
  2. Алгоритм решения тригонометрических уравнений
  3. Общий вид простейших тригонометрических уравнений?

3. Выполнение теста.

Обучающиеся меняются работами и проверяют друг друга. Ответы размещены на доске.

Вариант 1 Вариант 2
1) Каково будет решение уравнения
cos x = a  при |a| > 1?
1) Каково будет решение уравнения
sin x = a при |a|> 1?
2) При каком значении a уравнение
sin x = a имеет корни?
2) При каком значении a уравнение
cos x = a имеет корни?
3) Какому промежутку принадлежат значения arccos a? 3) Какому промежутку принадлежат значения arcsin a?
4) Какой формулой выражается решение уравнения tgx = a? 4) Какой формулой выражается решение уравнения ctgx = a?
5) Каким будет решение уравнения cos x =1  ? 5) Каким будет решение уравнения sin x = 1?
6) Чему равен arccos(-a) ? 6) Чему равен arcsin(-a)?
7) Какой формулой выражается решение уравнения sin x = a? (общая формула при -1<a<1 ) 7) Какой формулой выражается решение уравнения cos x = a? (общая формула при -1<a<1 )

Результаты заносятся педагогом в лист учета знаний.

Выполняется работа над ошибками.

4. Устная работа.

Учитель: “Исправьте ошибки на доске и подумайте об их причинах”.

5. Работа в группах.

Математическая эстафета “Вертушка”.

Каждая группа получает набор из 6 карточек с уравнением. Решив уравнение, ученик передает карточку своему соседу. Карточки проходят по кругу, поэтому эстафета называется “ Вертушка”.

Проводится взаимопроверка работ. Группы обмениваются тетрадями.

Результаты записываются педагогом в лист учета знаний обучающихся. (по одному баллу за каждое задание).

1-й способ. Приведение к однородному уравнению.

4-й способ. Преобразование разности в произведение.

6. Рефлексия:

Желающие обучающиеся подводят итог урока (высказывают свое мнение). Педагог выставляет оценки обучающимся с учетом листа учета. Записывают домашнее задание: А.Г.Мордкович “Алгебра и начала математического анализа” 10 класс. № 23.3, № 23.5