Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7–8-летних школьников и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 33 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Тематическое планирование.
№ | темы | Количество часов | ||
всего | аудиторные занятия | внеаудиторные занятия | ||
1 | Введение. | 3 ч | 2 | 1 |
2 | Осенние мотивы. | 5 ч | 3 | 2 |
3 | Оранжерея на окне. | 16 ч | 15 | 1 |
4 | Весеннее пробуждение. | 8 ч | 7 | 1 |
5 | Заключение. | 1 ч | 1 | – |
Содержание программы.
Тема 1. Введение. 3 часа.
Введение в экологию. Экология и мы. Понятие об экологии как науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Законы экологии. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.
Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении.
Игра “Угадай растение по описанию”.
Тема 2. Осенние мотивы. 5 часов.
Что расскажут нам деревья? Почему деревья сбрасывают листву.
Игра “Путешествие в страну “Золотая осень””.
Практические работы. Изготовление пакетов для семян. Сбор семян однолетников на пришкольном участке. Заготовка почвы на зимний период.
Тема 3. Оранжерея на окне. 16 часов.
Особенности зимнего периода. Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Солнце – источник тепла и света. Влияние Солнца на жизнь Земли.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие растений.
Значение воды и тепла для комнатных растений.
Опыты и наблюдения.
Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях.
Практические работы.
Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений. Пересадка комнатных растений. Размножение черенками.
Тема 4. Весеннее пробуждение. 8 часов.
Особенности весеннего периода. Условия для прорастания семян. Семена однолетников и подготовка их к посеву. Агротехника выращивания рассады.
Практические работы.
Подготовка ящиков и почвы. Посев семян. Уход за рассадой. Проектирование клумб пришкольного участка.
Экскурсия – практикум “Выявление повреждений деревьев”.
Тема 5. Заключение. 1ч.
Подведение итогов за год. Творческий отчет.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Сроки изучения | Примечание |
Введение | 3 ч | |||
1 (1) | Понятие об экологии как науке. Законы экологии. | 1 | ||
2 (2) | Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Экскурсия на пришкольный участок | 1 | ||
3 (3) | Игра “Угадай растение по описанию” | 1 | ||
Осенние мотивы | 5 ч | |||
4 (1) | Что расскажут нам деревья? Почему деревья сбрасывают листву. | 1 | ||
5 (2) | Игра “Путешествие в страну “Золотая осень””. | 1 | ||
6 (3) | Пр.р. “Изготовление пакетов для семян. | 1 | ||
7 (4) | Пр.р. Пр.р. “Сбор семян однолетников на пришкольном участке”. | 1 | ||
8 (5) | Пр.р. “Заготовка почвы на зимний период”. | 1 | ||
Оранжерея на окне | 16 ч | |||
9 (1) | Особенности зимнего периода. | 1 | ||
10 (2) | Многообразие комнатных растений. | 1 | ||
11 (3) | Правила ухода за комнатными растениями. | 1 | ||
12-13 (4-5) | Солнце – источник тепла и света. Влияние Солнца на жизнь Земли. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие растений. | 2 | ||
14-15 (6-7) |
Исследовательская работа о значении воды и тепла для комнатных растений. | 2 |
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Сроки изучения | Примечание |
16-18 (8-10) |
Пр.р. “Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений”. | 3 | ||
19-21 (11-13) |
Пр.р. “Пересадка комнатных растений”. | 3 | ||
22-24 (14-16) |
Пр.р. “Размножение черенками”. | 3 | ||
Весеннее пробуждение. | 8ч | |||
25 (1) | Особенности весеннего периода. Условия для прорастания семян. Агротехника выращивания рассады. | 1 | ||
26 (2) | Подготовка ящиков и почвы. | 1 | ||
27 (3) | Проектирование клумб пришкольного участка. | 1 | ||
28 (4) | Посев семян. | 1 | ||
29-31 (5-7) |
Уход за рассадой. | 3 | ||
32 (8) | Экскурсия – практикум “Выявление повреждений деревьев”. | 1 | ||
Заключение | 1ч | |||
33 (1) | Подведение итогов за год. Творческий отчет. | 1 |
Литература для учителя.
- Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002. – 256с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. \ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 240с., ил. – (Серия: “Расширяем кругозор детей”).
- Рошаль И.В.Азбука цветов. – СПб.:Кристалл; Терция, 1998.
- Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе: (из опыта работы)/Г.Ф.Суворова. –М.: Просвещение, 1980.
- Бочкарев Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996.
- Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: 2003
- Цветкова И.В. Экология в начальной школе. – Ярославль, 1997
- Пономарева О.Н., Давыдова Т.Г. Групповая работа на уроках природоведения // Начальная школа. – 1993. – № 5.
- Трайтак Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. – М.: Педагогика, 1975. – 72с.
- Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе: Учебное пособие. – Свердловск: Свердловский пед. ин-т, 1983.
- Мельчаков Л.Ф. Возможности воспитывающего и развивающего обучения по природоведению // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Литература для учащихся.
- Кропочева Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. – 126 с.
- Атлас для школьников. Кемеровская область. Роскартография, 2002 г., при участии ФГУП “Издательство “Просвещение”.
- Гуленкова М. А. Растения в городе: учеб. пособие для школьников младших и средних классов / М. А. Гуленкова, М. Н. Сергеев. – М.: Эгмонт Россия, 2001. – 64 с.: ил. – (Атлас родной природы).
- Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких / Ю. Д. Дмитриев; худож. Г. Коптелова, Н. Кондаков; фото Б. Машкова. – М.: Педагогика, 1982. – 175 с.: ил.
- Бианки В. В. Зеленые страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы / В. В. Бианки, К. Гарновский, А. Ливеровский, Н. Павлова, З. Пирогова, С. В. Сахарнов, Н. И. Сладков; сост. С. Сахарнов; худож. Т. Капустина. – СПб.: Детгиз, 2005. – 143 с.: ил.
- Лаврова С. А. Занимательная ботаника для малышей / С. А. Лаврова. – М.: Белый город, 2008. – 143 с.: ил.– (Моя первая книга).