Цель: Формирование у учащихся социальных, нравственных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, подготовку к будущей семейной жизни, активную деятельную жизнь, как помощь себе и ближним.
Задачи:
- Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
- Формировать у обучающихся основные категориальные понятия “любовь” и др.
- Осуществлять ориентацию обучающихся на духовно-нравственные ценности семьи.
- Вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения и помощи ближним.
- Закреплять гигиенические навыки и привычки.
- Обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
- Информационно – просветительская работа среди обучающихся.
- Формировать культуру общения.
Тематический план к программе.
№ п/п | Тема | Основное содержание | Количество часов |
Раздел 1. Нравственные основы семьи и брака. 10-й класс. | |||
1 | Любовь… Что в этом слове! | Дать определение понятия любви, раскрытие ее сущности. Любовь как высшая человеческая ценность. | 1 |
2 | Безответная любовь за и против… | Рассматриваются психологические и нравственные аспекты безответной любви; сущность невротической любви. | 1 |
3 | Любовь и нравственные опасности | На примерах художественной литературы разбираются
случаи 1) негативного влияния любимого человека, 2) любви и ревности, 3) роковой любви в жизни человека. |
1 |
4 | Ранние добрачные отношения и их негативные последствия. | Знакомство с негативным влиянием ранних интимных отношений. | 1 |
5 | “Кто же в доме главный?” | Рассмотрение функционально-ролевых обязанностей мужчины и женщины в семье; ознакомление с православным взглядом на семейную иерархию. | 1 |
6 | “Дом, в котором я живу” | Раскрыть содержание ценности внутрисемейных отношений (супружеская и родительская любовь, взаимоуважение, забота, единство взглядов и интересов, семейные традиции и уклад). Научить выстраивать модель “своего дома”, в котором участникам психологически комфортно находиться. | 1 |
7 | Особенности межличностного отношения юношества. | Через использование игры – “арбузник”: 1 часть “В кругу симпатий”, 2 – “Конверт дружеских отношений”, 3 – “Упражнение без маски” формируется культура межличностных отношений старшеклассников, воспитание доброжелательности и уважительного отношения к друг к другу. | 1 |
8 | “Спешите любить или не торопитесь любить?” | Воспитание культуры проявления чувств, ответ на вопрос чем отличается любовь от влюбленности | 1 |
9 | Современные формы брака | Рассмотрение юридического, социального, психологического, религиозно-нравственного аспектов гражданского брака, зарегистрированного в ЗАГСе, церковного браковенчания и “пробного” брака, содействие в выборе формы брака | 1 |
Раздел 2. Фототерапия. | |||
10 | Основные правила заготовки растений | Знакомство с правилами сбора различных частей лекарственных растений: почки, кора, листья, травы, цветки и соцветия, плоды и семена, корни и корневища. Календарь сбора лекарственных растений. | 1 |
11 | Приготовление лекарственных средств из растений. | Знакомство с особенностями приготовления настоев и отваров, настоек, напаров, порошков, соков, сборов (чаи). | 1 |
12 | Дозировка лекарственных препаратов. | Знакомство с дозировкой лекарственных препаратов в зависимости от возрастного периода. | 1 |
13 | Противопоказания к приему лекарственных растений. | Знакомство с противопоказаниями к приему лекарственных растений | 1 |
14 | Сильнодействующие и ядовитые лекарственные растения. | Знакомство с перечнем сильнодействующих и ядовитых лекарственных растений. | 1 |
15 | Лечебные средства. Заболевания дыхательной системы. Болезни верхних дыхательных путей. | Знакомство с лечебными травами при болезни верхних дыхательных путей: ангине, простуде, насморке, фарингите. Чайные сборы. | 1 |
16 | Лечебные средства. Болезни бронхов и легких | Знакомство с лечебными травами при болезни бронхов и легких: бронхите, кашле, воспалении легких. Чайные сборы | 1 |
17 | Лечебные средства. Заболевания пищеварительной системы. Болезни желудка. | Знакомство с лечебными травами при болезни желудка: изжоге, гастрите, рвоте и тошноте, снижении и отсутствии аппетита. Чайные сборы | 1 |
18 | Лечебные средства. Болезни желчных путей, кишечника. | Знакомство с лечебными травами при болезни желчных путей: желчнокаменной болезни; – при болезни кишечника: глистах и гельминтозе, запорах, колитах, метеоризме, поносе. Чайные сборы | 2 |
19 | Лечебные средства. Заболевания мочевыделительной системы. Болезнь почек, мочевого пузыря. | Знакомство с лечебными травами при болезни почек: мочекаменной болезни; – мочевого пузыря: недержании мочи, цистите. Чайные сборы | 1 |
20 | Лечебные средства. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Заболевания сердца и артерий. | Знакомство с лечебными травами при болезни сердца и артерий: гипертонической болезни, гипотонии, обмороке. Чайные сборы | 1 |
21 | Лечебные средства. Заболевания вен. | Знакомство с лечебными травами при заболеваниях вен: варикозном расширение вен, геморрое. Чайные сборы | 1 |
22 | Лечебные средства. Заболевания опорно-двигательного аппарата. Болезни костей. | Знакомство с лечебными травами при болезни костей: переломах кости, шпорах костных. Чайные сборы | 1 |
23 | Лечебные средства. Болезни мышц. | Знакомство с лечебными травами при болезни мышц: грыже, миозите. Чайные сборы | 1 |
24 | Лечебные средства. Болезни суставов | Знакомство с лечебными травами при болезни суставов: артрите, вывихе сустава, растяжении связок суставов. | 1 |
25 | Лечебные средства. Заболевания эндокринной системы. | Знакомство с лечебными травами при заболеваниях эндокринной системы: диабете сахарном, зобе, истощении и ожирении. Чайные сборы | 1 |
26 | Лечебные средства. Болезни нервной системы. | Знакомство с лечебными травами при болезни нервной системы: бессоннице, головной боли, головокружении, остеохондрозе, судорогах. Чайные сборы | 1 |
27 | Лечебные средства. Психические расстройства. | Знакомство с лечебными травами при психических расстройствах: депрессивных и тревожных состояниях. Чайные сборы | 1 |
28 | Лечебные средства. Заболевания кожи. | Знакомство с лечебными травами при заболеваниях кожи: аллергии, бородавках, веснушках, вросших ногтях, выпадении волос, жирной коже, избыточном потоотделении, мозолях, нарывах, педикулезе, ранах, синяках, трещинах, сухой коже, угрях. Чайные сборы | 3 |
29 | Написание сочинения “Какой ты хотел бы видеть свою будущую семью”. | Письменная работа – сочинение “Какой ты хотел бы видеть свою будущую семью”. | 1 |
Итого: 33 часа. | |||
11-й класс. Раздел 1. Фототерапия. | |||
1 | Лечебные средства. Заболевания ушей. | Знакомство с лечебными травами при заболеваниях ушей: отите, или воспалении среднего уха, шуме в ушах. | 1 |
2 | Лечебные средства. Заболевания глаз. | Знакомство с лечебными травами при заболеваниях глаз: конъюктивите, ослаблении зрения, ячмене. | 1 |
3 | Лечебные средства. Заболевания зубов и полости рта. | Знакомство с лечебными травами при болезнях полости рта: стоматите; – болезни зубов: зубной боли, кариесе, пародонтозе. Чайные сборы. | 1 |
4 | Лечебные средства. Общие заболевания. | Знакомство с лечебными травами при общих заболеваниях: авитаминозе, алкоголизме, анемии, высокой температуре, лихорадке, гриппе, икоте, курении, усталости и утомлении. Чайные сборы | 2 |
5 | Лечебные средства. Детские болезни. | Знакомство с лечебными травами при детских болезнях: беспокойном сне, ветряной оспе, пупочной грыже у младенцев, коклюше, кори, молочнице, прорезывании зубов, рахите, паротите, скарлатине. Чайные сборы | 3 |
Раздел 2. Природная косметика. | |||
6 | Косметические маски и кремы для лица | Знакомство с приготовлением масок для сухой, дряблой, нормальной, жирной кожи; – витаминных масок, питательных смягчающих масок, лечебных масок, отбеливающих масок. | 2 |
7 | Косметические кремы. | Знакомство со способами приготовления косметических кремов: для сухой кожи, жирной, стареющей, любого типа, очищающие кремы. | 2 |
8 | Уход за шеей. Уход за кожей вокруг глаз. |
Знакомство со способами ухода за шеей: компрессы для
шеи, крем для шеи. Знакомство со способами ухода за кожей вокруг глаз: примочки и компрессы для глаз, кремы для век. |
1 |
9 | Уход за руками и ногами. | Знакомство со способами ухода за руками и ногами: приготовление ванночек, масок и кремов. | 1 |
Раздел 3. Целебные растения. | |||
10 | Целебные растения Нижегородской области (травы). | Знакомство с перечнем целебных растений– трав Нижегородской области и области их применения. Особенности приготовления чайных напитков. | 4 |
11 | Целебные растения Нижегородской области (деревья и кустарники). | Знакомство с перечнем целебных растений– деревьев и кустарников Нижегородской области и области их применения. | 2 |
12 | Целебные растения – фрукты и ягоды, овощи и злаки | Знакомство с перечнем целебных растений: фруктов и ягод, овощей и злаков и области их применения. | 2 |
Раздел 4. Пособие по уходу за тяжелобольными. | |||
13 | Общие сведения об уходе за тяжелобольными. Перемещение больного | Познакомить с общими сведениями об уходе за тяжелобольными людьми. Научить правильному перемещению больного в бок, на бок к себе, от себя, на спину, поддерживающий захват и “охват” (если пациент не может помочь). Приподнимание пациента и подтягивание его к изголовью кровати. (Если больной может и не может помогать). Подкладывание подушки, усаживание в постели. | 2 |
14 | Смена постельного белья | Научить способам смены белья у тяжелобольных пациентов двумя способами, если пациенту запрещено двигаться и если он может помочь. | 1 |
15 | Смена рубашки. Кормление больного. | Научить приемам смены нательного белья у больных разной степени сложности состояния. Познакомить с разными правилами кормления тяжелобольных. | 2 |
16 | Мытье больного в постели. | Научить правилам мытья больного в постели. Технология мытья ног в постели, головы. Уход за волосами. Интимная гигиена женщин. | 2 |
17 | Пролежни: причины возникновения и профилактика. | Познакомить с понятием пролежней у тяжелых больных, причинами их появления и профилактическими мерами. Знакомство с применяемыми методиками лечения. | 2 |
18 | Инфекционная безопасность. | Познакомить с мерами предосторожности. | 1 |
19 | Практикум “помоги себе сам”. | Составление рецептов приготовления масок, кремов для лица и рук с учетом личных особенностей. Составление рецептов чая. Чайная церемония. | 1 |
Итого: 33 часа. |
Список использованной литературы:
- Травник Золотые рецепты народной медицины. М., Эскимо. 2004 г., А.Маркова.
- Основы семьи и брака. М., Глобус 2009 г. Урбанович Л.Н. (Тесты, анкеты и психологические практикумы)
- Сборник Чайных сборов. М., 2010 г., канд. биол. наук Гордеев М.В.
- Пособие по уходу за тяжелобольными. М., 2008 г. Библиотека Свято-Дмитриевского сестричества.