Интегрированный урок "Путешествие по маршруту Каргат–Новосибирск–Санкт-Петербург–Хельсинки"

Разделы: Математика, География


Слайд 1

Цели урока:

  • повторение основных тем 6-го класса: по географии: «Географические карты», «Географические координаты», «Масштаб»; по математике: «Действия с числами с разными знаками», «Пропорции», «Решение уравнений», «Координатная плоскость», «Действия с обыкновенными и десятичными дробями», «Округление чисел» и др.;
  • применение устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях;
  • повышение любознательности учащихся, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Оборудование: компьютер, проектор, настенная карта физическая и политическая полушарий, настенные карты Финляндии и  России, видеоролик о нахождении полярной звезды, у каждого учащегося атлас по географии для 6-го класса и маршрутный лист с заданиями, карточки с заданиями по математике, презентация «Математическая география»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: приветствие, постановка целей урока.

Слайд 2.

2. Учитель географии: Сегодняшний наш урок называется «Математическая география, или Путешествие по маршруту Каргат – Новосибирск – Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки».
География начинается с карты. Давайте обратимся к карте и мы. Найдите пункты нашего маршрута. Покажите их на карте России. Новосибирск. Москва. Санкт-Петербург. Хельсинки. Где это? (Ребята работают с картой у доски и на месте)  Оказывается, мы отправляемся в путешествие в Финляндию. Потому, что Россия граничит с Финляндией. Финляндия – родина мумми-троллей, Снежной Королевы, Санта-Клауса, фирмы «Нокиа». Она занимает ведущее место в мире по уровню охраны природы. Нам есть чему поучиться у этой страны. Символом любой страны является флаг. Флаг Финляндии отражает особенности природы этой страны. Какие? Белый цвет на флаге символизирует снег, голубой – воду.

Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, помогают друг другу в различных ситуациях.
Начнем работу с небольшой разминки. Устный счет.

Слайд 3.

В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, найдите ответ в одном из кружков внизу.
Основная характеристика любой страны – величина ее территории, или площадь. Самая большая в мире страна – Россия. Ее площадь составляет 17,1 млн. км2. Есть страны – карлики, или, как их называют, микрогосударства, площадью всего несколько гектаров. Таков, например, Ватикан. А какое место по площади среди Европейских стран занимает Финляндия?  Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, давайте поработаем с таблицей. Задание: расставьте страны Европы в порядке убывания их площади. Определите, какое место займет Финляндия.

Слайд 4.

Учитель географии. В конце урока вы сдадите свои контурные карты и путевые листы, которые вам предстоит заполнить на уроке. На контурной карте подпишите главные пункты нашего маршрута. (Правило) Определим географические координаты пункта отправления и прибытия. Вспомним, что называется географическими координатами, широтой, долготой. Итак, географические координаты Новосибирска 55°с.ш. и 83°в.д. А координаты Хельсинки определите самостоятельно и запишите в путевой лист (60°с.ш. 25°в.д.).

Путевой лист

Задания

Географические объекты

Выполнение задания

1. Определите географические координаты 1. Новосибирск
2. Санкт-Петербург
3. Хельсинки
1.
2.
3.
2. Определите направление движения Новосибирск – Хельсинки  
3. Определите расстояние 1. Новосибирск – Санкт-Петербург
2. Санкт-Петербург – Хельсинки
3. Новосибирск – Хельсинки
1.
2.
3.
4. Опишите погоду в июне в городе Хельсинки  

 Слайд 5.

Учитель математики: Вы повторили определение географических координат, а ведь в математике нам тоже координаты встречались (повторяем тему координатной плоскости). Задание: По заданным координатам постройте точки, последовательно их соедините и назовите созвездие Северного полушария, которое хорошо видно на небе с территории Финляндии.

А (– 11; 2), В (– 7; 1), С (– 5; – 2), D (– 2,5; – 4), М (– 3; – 7), N (2; – 9),  К (3,5; – 6,5), D (– 2,5; – 4) – первый рисунок;
Т (6; 11,5), Q (5,5; 13), L (2; 12), R (3,5; 10), Т (6; 11,5), Е (9; 12), S (11; 11), P (13; 9) – второй рисунок.

Каждый ученик на месте выполняет это задание, а двое за закрытой доской с целью дальнейшей проверки. После выполнения задания просматриваем видеоролик о нахождении полярной звезды.

Слайд 6.

Учитель географии: Как по карте определить стороны горизонта? В каком направлении нам предстоит движение?

Слайд 7

Мы знаем маршрут, направление движения, а теперь узнаем расстояние, которое нам надо преодолеть. Как это сделать? Что такое масштаб? Какой масштаб у карты России в атласе? Измерим расстояние от Новосибирска до Москвы. Расстояние равно 2600 км. Самостоятельно посчитайте расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга (600 км). Измерим расстояние между Санкт-Петербургом и Хельсинки с помощью градусной сетки. Как? (335 км). Эту часть маршрута мы проплывём на корабле. По какому морю мы будем плыть?  Складываем три расстояния и получаем протяжённость нашего путешествия.

Слайд 8.

Мы прервемся для разминки
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам продолжать.

Учитель математики: Многое вспоминается в связи с Финляндией: Родина мумми-троллей, Снежной Королевы. В Лапландии находится местность, которая считается родиной Санта Клауса. А известно ли вам, как называется эта местность? Нет? Решив примеры, 1-9 и найдя по таблице-ключу нужное соответствие, вы это узнаете.

Вариант 1:

  1. Выполнить сложение.  – 46 + (– 18)  =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: а + (3 – а) =
  3. Найти значение выражения: 3 • (– 2) + (– 3) • (– 4) – (– 5) • 7 =
  4. Решить уравнение: – 2 + Х = 4,3
  5. Угадайте корень уравнения: Х + (– 3) = – 11.
  6. Найдите коэффициент произведения: –  С • (– В).
  7. Представьте в виде десятичной дроби:
  8. В первую половину дня температура изменилась на  – 4градуса, а во вторую половину дня температура изменилась на +10,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня?

Вариант 2:

  1. Выполнить сложение.  – 72 + 8 =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: Х – (Х – 3) =
  3. Найти значение выражения: 3 • 4 + (– 3) • 2 + (– 5) • (– 7) =
  4. Решить уравнение: – 2,1 + Х = 4,2
  5. Угадайте корень уравнения: – 6 + Х = – 14.
  6. Найдите коэффициент произведения: – С • (– В).
  7. Представьте в виде десятичной дроби:  
  8. В первую половину дня температура изменилась на – 5 градусов, а во вторую температура изменилась на + 11,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня?

Вариант 3:

  1. Выполнить сложение.  – 48 + (– 16) =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: к – (– 3 + к)  =
  3. Найти значение выражения: (– 70) : (– 2) – 2 • (– 6) + 24 : (– 4) =
  4. Решить уравнение: 10,6 – Х = 4,3.
  5. Угадайте корень уравнения: Х + (– 5) = – 13.
  6. Найдите коэффициент произведения:
  7. Представьте в виде десятичной дроби:  
  8. В первую половину дня температура изменилась на  –  2 градуса, а во вторую половину дня температура изменилась на  + 8,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня.

Вариант 4:

  1. Выполнить сложение.  – 71 + 7 =
  2. Раскрыть скобки и упростить выражение: Х + (– Х + 3) =
  3. Найти значение выражения: (– 2) • (– 6) – 70 : (– 2) + 24 : (– 4) =
  4. Решить уравнение: 10,7 – Х = 4.4
  5. Угадайте корень уравнения: – 9 + Х = – 17
  6. Найдите коэффициент произведения:
  7. Представьте в виде десятичной дроби:
  8. В первую половину дня температура изменилась на – 7 градусов, а во вторую температура изменилась на + 13,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня?

Слайд 9.

После выполнения задания ребята узнали название местности.

Слайд 10.

Учитель географии: А теперь осталось собрать необходимые вещи в дорогу. Чтобы не ошибиться с выбором одежды, посмотрим на климатограмму города Хельсинки. Что вы можете рассказать о климате этого города? Вывод? (Погода нас ждёт сырая и пасмурная). Но путешествие будет интересным. Закончите заполнение путевого листа.

Слайды 11, 12.

Учитель математики. Маршрут определили, с погодой все выяснили. Чемоданы собрали.  О чем мы забыли? Конечно, о том,  сколько будет стоить наше путешествие? Уточним курс доллар на данный момент.

 

Рубли

Доллары

Стоимость путевки

30000

?
Карманные расходы По мере возможностей ?
Итого

?

?

Заполнили таблицу, а теперь сдаем свои тетради и путевые листы. Запишем домашнее задание: больше гулять на свежем воздухе, есть здоровую пищу, готовиться к путешествию, и не забыть, с собой прихватить учебники географии и математики.

А теперь давайте посмотрим, что нас ожидает в путешествии (просмотр слайдов с комментариями учителя и учеников).

Слайды  13-23.

Литература:

  1. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М34 Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.: ил.
  2. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики»
  3. Издательский дом «Первое сентября» «Математика № 14»
  4. Интернет- ресурсы.
  5. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии 6-й класс. Дрофа М. 2010.