Слайд 1
Цели урока:
- повторение основных тем 6-го класса: по географии: «Географические карты», «Географические координаты», «Масштаб»; по математике: «Действия с числами с разными знаками», «Пропорции», «Решение уравнений», «Координатная плоскость», «Действия с обыкновенными и десятичными дробями», «Округление чисел» и др.;
- применение устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях;
- повышение любознательности учащихся, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Оборудование: компьютер, проектор, настенная карта физическая и политическая полушарий, настенные карты Финляндии и России, видеоролик о нахождении полярной звезды, у каждого учащегося атлас по географии для 6-го класса и маршрутный лист с заданиями, карточки с заданиями по математике, презентация «Математическая география»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: приветствие, постановка целей урока.
Слайд 2.
2. Учитель географии: Сегодняшний наш
урок называется «Математическая география, или
Путешествие по маршруту Каргат – Новосибирск –
Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки».
География начинается с карты. Давайте обратимся
к карте и мы. Найдите пункты нашего маршрута.
Покажите их на карте России. Новосибирск. Москва.
Санкт-Петербург. Хельсинки. Где это? (Ребята
работают с картой у доски и на месте)
Оказывается, мы отправляемся в путешествие в
Финляндию. Потому, что Россия граничит с
Финляндией. Финляндия – родина мумми-троллей,
Снежной Королевы, Санта-Клауса, фирмы «Нокиа».
Она занимает ведущее место в мире по уровню
охраны природы. Нам есть чему поучиться у этой
страны. Символом любой страны является флаг. Флаг
Финляндии отражает особенности природы этой
страны. Какие? Белый цвет на флаге символизирует
снег, голубой – воду.
Учитель математики: Сегодня у нас
необычный урок. Мы с вами повторим пройденные
темы по математике и географии, убедимся в том,
что они тесно связаны между собой, помогают друг
другу в различных ситуациях.
Начнем работу с небольшой разминки. Устный счет.
Слайд 3.
В кружках мельницы записаны рациональные
числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны
действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить
последовательно действия, продвигаясь по
стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя
последовательно действия по указанному
маршруту, найдите ответ в одном из кружков внизу.
Основная характеристика любой страны – величина
ее территории, или площадь. Самая большая в мире
страна – Россия. Ее площадь составляет 17,1 млн. км2.
Есть страны – карлики, или, как их называют,
микрогосударства, площадью всего несколько
гектаров. Таков, например, Ватикан. А какое место
по площади среди Европейских стран занимает
Финляндия? Чтобы выяснить ответ на этот
вопрос, давайте поработаем с таблицей. Задание:
расставьте страны Европы в порядке убывания их
площади. Определите, какое место займет
Финляндия.
Слайд 4.
Учитель географии. В конце урока вы сдадите свои контурные карты и путевые листы, которые вам предстоит заполнить на уроке. На контурной карте подпишите главные пункты нашего маршрута. (Правило) Определим географические координаты пункта отправления и прибытия. Вспомним, что называется географическими координатами, широтой, долготой. Итак, географические координаты Новосибирска 55°с.ш. и 83°в.д. А координаты Хельсинки определите самостоятельно и запишите в путевой лист (60°с.ш. 25°в.д.).
Путевой лист
Задания |
Географические объекты |
Выполнение задания |
1. Определите географические координаты | 1. Новосибирск 2. Санкт-Петербург 3. Хельсинки |
1. 2. 3. |
2. Определите направление движения | Новосибирск – Хельсинки | |
3. Определите расстояние | 1. Новосибирск – Санкт-Петербург 2. Санкт-Петербург – Хельсинки 3. Новосибирск – Хельсинки |
1. 2. 3. |
4. Опишите погоду в июне в городе | Хельсинки |
Слайд 5.
Учитель математики: Вы повторили определение географических координат, а ведь в математике нам тоже координаты встречались (повторяем тему координатной плоскости). Задание: По заданным координатам постройте точки, последовательно их соедините и назовите созвездие Северного полушария, которое хорошо видно на небе с территории Финляндии.
А (– 11; 2), В (– 7; 1), С (– 5; – 2), D (– 2,5; – 4), М (– 3; –
7), N (2; – 9), К (3,5; – 6,5), D (– 2,5; – 4) – первый
рисунок;
Т (6; 11,5), Q (5,5; 13), L (2; 12), R (3,5; 10), Т (6; 11,5), Е (9; 12), S (11; 11), P
(13; 9) – второй рисунок.
Каждый ученик на месте выполняет это задание, а двое за закрытой доской с целью дальнейшей проверки. После выполнения задания просматриваем видеоролик о нахождении полярной звезды.
Слайд 6.
Учитель географии: Как по карте определить стороны горизонта? В каком направлении нам предстоит движение?
Слайд 7
Мы знаем маршрут, направление движения, а теперь узнаем расстояние, которое нам надо преодолеть. Как это сделать? Что такое масштаб? Какой масштаб у карты России в атласе? Измерим расстояние от Новосибирска до Москвы. Расстояние равно 2600 км. Самостоятельно посчитайте расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга (600 км). Измерим расстояние между Санкт-Петербургом и Хельсинки с помощью градусной сетки. Как? (335 км). Эту часть маршрута мы проплывём на корабле. По какому морю мы будем плыть? Складываем три расстояния и получаем протяжённость нашего путешествия.
Слайд 8.
Мы прервемся для разминки
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам продолжать.
Учитель математики: Многое вспоминается в связи с Финляндией: Родина мумми-троллей, Снежной Королевы. В Лапландии находится местность, которая считается родиной Санта Клауса. А известно ли вам, как называется эта местность? Нет? Решив примеры, 1-9 и найдя по таблице-ключу нужное соответствие, вы это узнаете.
Вариант 1:
- Выполнить сложение. – 46 + (– 18) =
- Раскрыть скобки и упростить выражение: а + (3 – а) =
- Найти значение выражения: 3 • (– 2) + (– 3) • (– 4) – (– 5) • 7 =
- Решить уравнение: – 2 + Х = 4,3
- Угадайте корень уравнения: Х + (– 3) = – 11.
- Найдите коэффициент произведения: – С • (– В).
- Представьте в виде десятичной дроби:
- В первую половину дня температура изменилась на – 4градуса, а во вторую половину дня температура изменилась на +10,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня?
Вариант 2:
- Выполнить сложение. – 72 + 8 =
- Раскрыть скобки и упростить выражение: Х – (Х – 3) =
- Найти значение выражения: 3 • 4 + (– 3) • 2 + (– 5) • (– 7) =
- Решить уравнение: – 2,1 + Х = 4,2
- Угадайте корень уравнения: – 6 + Х = – 14.
- Найдите коэффициент произведения: – С • (– В).
- Представьте в виде десятичной дроби:
- В первую половину дня температура изменилась на – 5 градусов, а во вторую температура изменилась на + 11,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня?
Вариант 3:
- Выполнить сложение. – 48 + (– 16) =
- Раскрыть скобки и упростить выражение: к – (– 3 + к) =
- Найти значение выражения: (– 70) : (– 2) – 2 • (– 6) + 24 : (– 4) =
- Решить уравнение: 10,6 – Х = 4,3.
- Угадайте корень уравнения: Х + (– 5) = – 13.
- Найдите коэффициент произведения:
- Представьте в виде десятичной дроби:
- В первую половину дня температура изменилась на – 2 градуса, а во вторую половину дня температура изменилась на + 8,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня.
Вариант 4:
- Выполнить сложение. – 71 + 7 =
- Раскрыть скобки и упростить выражение: Х + (– Х + 3) =
- Найти значение выражения: (– 2) • (– 6) – 70 : (– 2) + 24 : (– 4) =
- Решить уравнение: 10,7 – Х = 4.4
- Угадайте корень уравнения: – 9 + Х = – 17
- Найдите коэффициент произведения:
- Представьте в виде десятичной дроби:
- В первую половину дня температура изменилась на – 7 градусов, а во вторую температура изменилась на + 13,3 градуса, на сколько градусов изменилась температура в течение дня?
Слайд 9.
После выполнения задания ребята узнали название местности.
Слайд 10.
Учитель географии: А теперь осталось собрать необходимые вещи в дорогу. Чтобы не ошибиться с выбором одежды, посмотрим на климатограмму города Хельсинки. Что вы можете рассказать о климате этого города? Вывод? (Погода нас ждёт сырая и пасмурная). Но путешествие будет интересным. Закончите заполнение путевого листа.
Слайды 11, 12.
Учитель математики. Маршрут определили, с погодой все выяснили. Чемоданы собрали. О чем мы забыли? Конечно, о том, сколько будет стоить наше путешествие? Уточним курс доллар на данный момент.
Рубли |
Доллары |
|
Стоимость путевки | 30000 |
? |
Карманные расходы | По мере возможностей | ? |
Итого | ? |
? |
Заполнили таблицу, а теперь сдаем свои тетради и путевые листы. Запишем домашнее задание: больше гулять на свежем воздухе, есть здоровую пищу, готовиться к путешествию, и не забыть, с собой прихватить учебники географии и математики.
А теперь давайте посмотрим, что нас ожидает в путешествии (просмотр слайдов с комментариями учителя и учеников).
Слайды 13-23.
Литература:
- Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М34 Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.: ил.
- В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики»
- Издательский дом «Первое сентября» «Математика № 14»
- Интернет- ресурсы.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии 6-й класс. Дрофа М. 2010.