Урок по теме "Религия древних греков". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


(Слайд 1)

«Боги ль на землю   сошли и явили свой образ или на небо мы   сами богов узреть восходили?»

Филипп Фессалийский

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.

Задачи:

  • Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
  • Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристически, приемы критического мышления.

Оборудование: тексты древнегреческих мифов «Олимп», Эдит Гамильтон «Мифы и легенды», аппликации по истории древнего мира, презентация. Карта «Древняя Греция»

Предварительная подготовка:

1. Несколько учащихся, по желанию,  должны  из источников («Мифы Древней Греции» А. Немировский М. 1996 г) подготовить выступления.
2. Перед уроком учащиеся контролируются учителем

Новые понятия: пантеон

ХОД УРОКА

I. Текущий контроль знаний и умений

Учащиеся получают распечатанное тестовое задание по содержанию поэмы Гомера «Одиссея». Задание выполняется на заранее приготовленных листах.  На выполнение задания отводится 7 минут.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

1. Одиссей возвращался из Трои на остров...

а) Делос
б) Итака
в) Родос

2.. Одиссей отправился в путь на ... кораблях

а) 7
6)11
в) 12

3. На родину вернулись...

а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей

4. Странствие продолжалось...

а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет

5. Другое название горда Троя.

а) Микены;
б) Илион;
в) Афины

6. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои

а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа

7. Циклоп, один из персонажей «Одиссеи»

а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит

8. Сын Одиссея:

а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл

Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – б.

Задание 2. Объясните крылатые выражения: «Между Сциллой и Харибдой», «Троянский конь», «Со щитом иль на щите».

II. Изучения нового материала

1. Слова учителя:  Сегодня мы  продолжаем  знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».

2. Выполнение коллективно кластера

Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют  учащиеся, размещаются вокруг. (Слайд 2)
Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии – вера в бога (богов).
Учащимся предлагается в тетрадях закончить предложение: «Бог – это…»  (Слайд 3)
Учащиеся зачитывают свои предложения…
На доске размещаются аппликации-изображения богов Древнего Востока – и задается вопрос: «Из чего складывался у людей образ бога?»  Обобщая ответы, делает запись на доске: ПРИРОДА + ОБРАЗ ЖИЗНИ + СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА. (Слайд 4)

3. Постановка цели урока

– Сегодня мы с вами выясним особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаемся объяснить, почему в Греции появились именно такие боги. (Слайд 5)
– Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове?
– Очень тепло.
– Мало рек и осадков.
– Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.
– Мало плодородной земли и богатых пастбищ. (Предполагаемые ответы)
– А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий?

  • Выращивали виноград и оливки;
  • мореплавание и морская торговля;
  • разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);
  • ремесло;
  • войны (борьба за господство в Эгейском море).

– Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции. Как связаны религия,  природные условия и занятия Древних Греков? (Слайд 6)

Этот вопрос целесообразно вынести на доску.

4. Работа с картой

– Показать страну Фессалию, на севере Греции.  Гору ОЛИМП.
На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. (Слайд 7)
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.

5. Словарная работа

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.

ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам. (Слайд 8)

6. Работа с учебником

– Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 130), внимательно рассмотрите его. Так выглядели боги Древней Греции. Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ. Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят, учащиеся должны к концу урока заполнить таблицу.

Работа учащихся в рабочих тетрадях.   Заполнение таблицы.  (Слайд 9)

7. Слово учителя: На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Боги  (Слайд 10)

Милые, смутные призраки славы минувшей,
Увы, последние из прежде живших богов...
Вы дышите воздухом тех, что дышали они.
Из небесных чертогов, утраченных с Олимпа высот.

Греки не верили, что вселенная создана богами. По их представлениям, всё произошло как раз наоборот: вселенная создала богов. Прежде всего, появились бог Неба и богиня Земли. Они и стали первыми родителями. Их детьми были титаны, а внуками – боги-олимпийцы.

Ученики  рассказывают о греческих богах, выступления сопровождаются слайд-программой.  Примерный текст выступлений  в Приложении 1. (Слайды 11-22). После каждого выступления работа с классом: назвать символы бога.

8. Физминутка

Физминутка составлена с учетом повторение ранее изученного материала по теме «Религия древних египтян»

Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА  путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.

К концу урока таблица должна выглядеть следующим образом

Боги Чему покровительствовали
Зевс Посейдон Бог земли и неба, царь богов и людей. Владыка морей
Аид Правитель царства мертвых
Гера Царица богов, защитница семейного очага.
Артемида Богиня природы и покровительница охоты
Аполлон Бог солнечного света, покровитель искусств.
Афина Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни.
Афродита Богиня любви и красоты
Деметра Богиня плодородия
Дионис Бог виноделия
Гефест Бог огня и кузнечного дела
Гермес Покровитель дорог и путников
Арес Бог войны

III. Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается выполнить задание, которое заранее подготовлено учителем на доске. (Слайд 23)

Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы

1. Зевс                             а) лань, золотой лук и стрелы
2. Гермес                         б) колосья пшеницы
3. Афродита                    в) крылатые сандалии
4. Гера                             г) кифара, лавровый венок
5. Артемида                    д) копье, щит, сова, гранат
6. Аид                              е) колесница запряженная черными лошадьми
7. Посейдон                    ж) молот, наковальня
8. Дионис                        з) голубь, яблоко
9. Гефест                         и) трезубец, дельфин
10. Аполлон                    к) молния, орел
11. Афина                       л) жезл, увитый виноградной лозой
12. Деметра                    м) гранат

Ключ: 1 – к; 2 – в; 3 – з; 4 – м; 5 – а; 6 – е; 7 – и; 8 – л; 9 – ж; 10 – г; 11 – д; 12 – б

IV. Подведем итог нашему уроку:

– Еще раз назовите богов Древней Греции.  Прочитайте вопрос который мы с вами поставили в начале урока.

Ответы детей…

1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь  людей, и боги появились те которые покровительствовали основным занятиям древних греков. (Слайд 24)

2. Слово учителя:  Боги Древней Греции  могущественны и коварны, – так считали древние  греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

3. Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах; нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих богах.