Цели:
- Обучающая: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть «С»).
- Развивающая: развитие мыслительной деятельности, развитие монологической и диалогической речи учащихся, творческой фантазии, коммуникативных и самостоятельных умений учащихся через индивидуальную и групповую формы работы.
- Воспитательная: воспитание ответственного отношения у учащихся к здоровому образу жизни через произведения художественной литературы.
Задачи урока:
- Поэтапный разбор таких критериев, как определение проблемы текста, виды комментария, выявление позиции автора, моделирование вступления и заключения.
- Пополнение банка литературных аргументов, а именно: блок «Здоровье. Здоровый образ жизни».
Содержание урока
1. На фоне музыки Эдварда Грига «Утро» звучит выразительное чтение учителем отрывка:
– Есть такое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету. Непременно каждый день надо выпалывать баобабы… Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
2. Вопросы учителя:
– Что это за литературный герой? Из какого он
произведения?
– Какую замечательную привычку Маленький принц
вырастил в себе?
– Можно ли баобабы сравнить с вредными
привычками, которые человек побеждает каждый
день в себе? Назовите их.
– Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будет
речь? (О вредных привычках, здоровье, здоровом
образе жизни).
– А еще о том, как получить максимальные баллы за
сочинение-рассуждение (часть «С») на ЕГЭ. Итак,
тема урока: «ЕГЭ + Здоровье». (Слайд 1)
Но обо всем по порядку.
3. Информационная справка
Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% – от здоровья родителей (т. е. от наследственности) и еще на 20% – и от условий, в которых живет человек.
4. Предлагаю выполнить тест «Подари себе жизнь», который поможет вам оценить уровень своего физического развития. (Слайд 2)
Ответь честно сам самому себе («да» – 3 балла; «нет» – 1 балл):
1. Соблюдаю ли я режим дня?
2. Делаю ли я зарядку утром?
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
4. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
5. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)?
6. Занимаюсь ли я физическим трудом?
7. Люблю ли я свежий воздух?
8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом?
9. Умею ли я плавать?
– Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь:
9-13 баллов – низкая,
14-19 баллов – средняя,
20-27 баллов – высокая.
– Сделайте выводы для себя.
5. А сейчас театральная группа предлагает вашему вниманию сценическую миниатюру «Здоровый образ жизни» (рассказ Юноны (Зинаиды Маркиной) «Здоровый образ жизни» раздается учащимся до начала урока, с текстом они ознакомлены. (Приложение 1)
6. Обсуждение просмотренной миниатюры:
– Назовите автора данной миниатюры.
– Какова тема?
– Ваше отношение к такому образу жизни героев?
– Как автор относится к образу жизни героев? (Рассказ
юмористический, называются
художественно-изобразительные средства приемы,
которые Юнона использует).
– Совпадает ли игра наших актеров с позицией
автора рассказа? (Ответы учащихся и их вопросы
актерам).
7. Вывод: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно» (И.Брехман). Давайте каждое утро начинать с зарядки.
8. Физминутка (звучит песня В.С.Высоцкого «Утренняя гимнастика»)
Учитель: В этом учебном году вам
сдавать обязательный ЕГЭ по русскому языку. А
чтобы сдать его успешно, что для этого
потребуется? (Здоровье и хорошая подготовка к
экзамену).
– Итак, цель второй части нашего урока:
«Подготовка к написанию сочинению-рассуждению
(часть «С»). Начнем с аргументации. Ваша задача
фиксировать (с вашей точки зрения) в тетради
«Банк аргументов» по разделам необходимую и
нужную для вас информацию.
– Поднимается ли проблема здорового образа
жизни в произведениях русской классической
литературы? Кем? Где? И как?
9. Самостоятельные индивидуальные
мини-проекты художественных произведений
классики и УНТ
Цель: пополнить банк аргументов, именно: блок
– здоровье, здоровый образ жизни.
10. Речевая презентация проектов с последующим обсуждением
1) Информационно-кулинарная справка о нездоровой пище героев из поэмы Н.В.Гоголя (из гл.5 «Обед у Собакевича»).
2) Цитатный монтаж «Физическая деградация Ионыча» по рассказу А.П.Чехова «Ионыч» (гл.1 «…Старцев шел пешком, не спеша, (своих лошадей у него не было) и все время напевал»… Гл. 5 «Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад… при этом тяжело дышит и вытирает пот со лба…горло заплыло жиром, голос изменился…» (Жуткая картина)
3) Выразительный художественный пересказ отрывка «Гимн халату» из романа И.А.Гончарова «Обломов». Экспертное заключение: «Быстрая смерть героя заключается в нездоровом образе жизни И.И.Обломова. (Причины – гиподинамия и нездоровая пища). «У всех, кто предается удовольствиям желудка и переходит меру в еде, в вине или наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся лишь пока они едят или пьют страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны». (Демокрит)
4) УНТ в копилку «За здоровый образ жизни!». Плакатно-речевая презентация. (Подбор пословиц, поговорок, загадок, афоризмов по теме).
11. Музыкальная рефлексия по представленным презентациям. Звучит музыка Баха Токката ре-минор
– Назовите, пожалуйста, вид письменной работы, который (как писал В. Литвинов) заставляет думать, учит понимать, учит вчитываться в каждое слово. (Сочинение). (Слайд 3)
12. Анализ текста (рассказ-миниатюра Юноны (Зинаиды Марковой) «Здоровый образ жизни») при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (Слайды 4-6)
13. Исследование текста в экспертной групповой лаборатории. Групповые задания – Приложение 2
14. Дискуссия. Выслушивание отчетов о проделанной работе в группах. Общий вывод о результатах работы. Рефлексия.
15. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по проблеме текста Юноны.
16. Заключительное слово учителя. (Слайд 9)