Цели урока.
Оборудование.
- Презентация.
- Два пустых игровых поля (на доске).
- Карточки “Х”, “О”.
- Конверты с заданиями.
- Тесты (по количеству участников).
Правила игры
В игре участвуют 2 команды: одна – “Крестики”, вторая – “Нолики” (определяется после разминки). Задача команд – набрать наибольшее количество баллов. Каждой ячейке игрового поля соответствует определенное задание. Первой выбирает ячейку команда “Крестиков”. В дальнейшем ходы чередуются. Ведущий дает разные задания (но по одной теме) обеим командам. После выполнения задания отвечают обе команды. При правильном ответе каждая команда ставит значок в эту ячейку на своем поле и зарабатывает озвученное в задании количество баллов.
Команде добавляется 1 балл, если ей удается поставить свои значки так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией.
Игра окончена, когда все ячейки игрового поля закрыты.
Ход урока
1. Организационный момент
Разминка
Дети разбиваются на две команды. У каждой команды на столах лежат карточки с буквами. Задание: собрать из букв термины (экология, природное сообщество, невидимые нити, цепь питания – по 2 термина у команды), дать определения. Первая команда, которая справляется с задание, получает название “Крестики”, вторая “Нолики”.
Выбирают командира, который будет отвечать за организацию работы в команде. Командиры получают карточки со знаком команды (Х, О).
Учитель объясняет условия игры. На интерактивной доске основное игровое поле. <Слайд 2. Презентация>. Первую ячейку открывает команда крестиков.
2. Основная часть
Ячейка “Изобретательские задачи” [5] <Слайд 3>
Капитаны выбирают конверты с задачами. Каждая команда зачитывает задачи (2), обсуждает, принимает решение, определяет, кто будет отвечать. Первой отвечает команда крестиков. За
каждую задачу начисляется 1 балл.
Задача 1 (“Х”)
Весной, когда пригревает солнце, из горошин, лежащих в хранилище, вылезают черненькие жучки. Они покручивают черной головкой, расправляют крылья и улетают. В июне они прилетают на гороховое поле, где появляются нежные зеленые бобы. Опускаются они на боб и откладывают яички. Придет время, и из яичек появятся личинки и прогрызут кожицу боба, проникнут в горошину, которая станет им “домом” и “столовой” одновременно. Горох свезут в хранилище, и се повториться сначала. Что же сделать? Как отобрать поврежденные горошины?
(Горох засыпают в бочки с соленой водой. Добротные горошины опускаются на дно, а использованные всплывают – ведь внутри они пустые. Зараженные зерновкой горошины сжигают вместе с личинками)
Задача 2 (“Х”)
Есть у высокой, крепкой лиственницы малюсенький, но грозный враг – лиственничная муха. Она губит шишки лиственницы. Пропадают семена, не успев еще на землю упасть. Боится муха только запаха еловых шишек. Как спасти шишки лиственницы?
(Решили перехитрить муху, лиственницы замаскировали под елку: на смолистые еловые шишки ведь муха не садится. Сделали из еловых опилок и хвои ароматный настой и опрыскали им лиственницы. Ни одна муха к лиственнице, которая пахнет елкой, и близко не подлетит)
Задача 1 (“О”)
Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха – только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?
(Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья – для сохранения тепла)
Задача 2 (“О”)
Один год в США, в округе Бостона, необычайно размножились гусеницы, которые несметными полчищами навалились на поля, огороды, сады и уничтожали все подряд – посевы, овощи, плоды на деревьях. Людям грозил голод. Что же предпринять людям? Кого пригласить на выручку?
(На выручку пришли воробьи. Они были завезены в 1815 году англичанами. Они стаями налетели на поля и сады и быстро истребили вредителей. Благодарные жители Бостона соорудили в главном парке города памятник воробьям)
Ячейка “Зоологическая” <Слайд 4>
- Расселите животных по природным сообществам.
Каждая команда подбирает животных в свои природные сообщества.
Команда “Х”: лес, водоем.
Команда “О”: луг, водоем. За правильно выполненное задание – 1 балл.
Список животных:
- Кукушка
- Пиявки
- Белка
- Кабан
- Крот
- Коростель
- Щука
- Ящерица
- Лягушка
- Бобр
- Шмель
- Перепел
- Дятел
- Еж
- Цапля
- Кузнечик
Ячейка “Экологическая” [5] <Слайд 5–8>
- Восстанови цепь питания, восполнив звенья.
Каждой команде дается по 2 цепи питания. За правильно восстановленную цепь – 1 балл.
Ячейка “Загадочная” <Слайд 9>
Команды отгадывают загадки по очереди. [6] Каждая загадка – 0,5 балла
Команда “Х” | Команда “О” |
Ползет наоборот, Задом наперед, Все под водой Хватает клешнёй. (Рак) |
Деток очень я люблю, Но не всегда сама кормлю. Чужим мамам доверяю, Когда по лесу гуляю. (Зайчиха) |
Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука) |
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) |
Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Ёж) |
Черен – да не ворон, Рогат – да не бык, Шесть ног – да без копыт. (Жук) |
Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры) |
Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет, А он и не знает. (Крот) |
Ячейка “Поисковая” [5], [9] <Слайд 10>
Капитаны выбирают конверт с текстами. Команды читают тексты, отгадывают природное сообщество, рассказывают об особенностях, называют животных. За каждый текст присуждается по 1 баллу.
Текст 1 (“Х”)
Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.
(Лес)
Текст 2 (“Х”)
Вечером или в плохую погоду в траве можно услышать резкий крик, напоминающий звук “дерг!”. Это кричит луговая птица. Не надейтесь его рассмотреть: он не поднимается в воздух, а быстро бегает среди травы, но делает это так ловко, что не колышется ни одна травинка. [9]
(Коростель или дергач)
Текст 1 (“О”)
Теплый летний день. Чудесный ковер цветущих трав раскинулся вокруг нас. Над цветами бесшумно порхают бабочки, деловито гудят пчелы и шмели, стрекочут кузнечики. Как хорошо!
(Луг)
Текст 2 (“О”)
Очень интересно увидеть весной над лугом одну летающую птицу. Она носится в воздухе, то поднимаясь вверх, то резко падая вниз, тогда слышен звук, похожий на голос барашка. Самое интересное заключается в том, что эти звуки птица издает не голосом, а перьями хвоста и крыльев. Воздушные потоки проникая между перьями, заставляют их быстро дрожать, и тогда слышится блеяние: “бее-е-е”. За этот звук птицу прозвали в народе “небесным барашком”.Гнездится птица на земле и выводит четырех птенцов. [9]
(Бекас)
Ячейка “Кто чем питается” [7] <Слайд 11–12>
Команда “Х”: Можно ли отнести стрекозу к хищникам, докажите?
(Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу. [6])
Команда “О”: Можно ли отнести щуку к хищникам, докажите?
(Стремительная хищная рыба, У неё сильные плавники и хвост. Темная со светлыми крапинками окраска легко скрывает её среди водорослей в воде. Нападает из засады, глотая целиком мальков и мелкую рыбу, может хватать утят – вот зачем ей широкая пасть с острыми, загнутыми внутрь зубами)
Команда “Х”: Для чего нужны в природе животные-хищники?
(Хищные животные имеются среди всех групп животных – зверей, птиц, насекомых, рыб. Они хорошо приспособлены к поиску и ловле добычи. Животные хищники очень нужны в природе: они регулируют численность других животных, уничтожают неприспособленных и больных. К хищным животным относятся многие знакомые виды. Но иногда это звучит неожиданно: лягушка. Соловей, ящерица, водомерка, божья коровка – хищники )
Команда “О”: Как вы думаете, какие из животных – растительноядные, хищные, всеядные – наиболее приспособлены к жизни в природе? Почему?
(Всеядные. Им легче найти подходящую пищу. Всеядные птицы, например остаются зимовать, обходясь зимой растительной пищей, хотя летом являются насекомоядными)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ячейка “Проверь себя” [5] <Слайд 13>
Обе команды получают тест (у каждой команды свой), выполняют самостоятельно, затем дается 7 минут на обсуждение спорных вопросов, после чего происходит отчет команд о проделанной работе. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.
Тест 1
1. К какому ярусу относятся растения: сирень, жимолость, шиповник, кизильник?
а) мхи и лишайники – 1 ярус б) травы и кустарники – 2 ярус в) кустарники – 3 ярус г) деревья – 4 ярус
2. К какому ярусу относятся растения: брусника, черника, кислица, майник, земляника?
а) мхи и лишайники – 1 ярус б) травы и кустарники – 2 ярус в) кустарники – 3 ярус г) деревья – 4 ярус
3. Разнообразные лишайники на деревьях – это показатели:
а) чистоты воздуха б) загрязненной атмосферы в) заболоченной местности г) загрязненной почвы
4. Какие из перечисленных животных не живут на деревьях?
а) короед б) дятел в) белка г) полевка
5. Кто помогает опылять растения верхних ярусов леса?
а) насекомые б) ветер в) звери г) птицы
6. Кто опыляет цветки растений нижних ярусов?
а) ветер б) птицы в)земноводные г) насекомые
7. Какие животные не живут в почве?
а) грибы-плесени б) муравьи в) кроты г) еловые усачи
8. Дополни цепь питания: растения – лесная мышь – ? – бактерии гниения?
А) ласка б) лось в) дятел г) тетерев
9 Лесная подстилка – это:
а) травы и кустарники б) опавшие листья и отмершие части растений в) плоды и семена деревьев
10. Лесная подстилка перегнивает под действием:
а) воды б) высоких температур в) живущих в ней микробов, грибов, бактерии г) ветра
Тест 2
1. Какие из перечисленных растений не растут на берегах озер Ленинградской области?
а) ряска б) осока в) стрелолист г) ирисы
2. Какие растения не плавают на поверхности воды?
а) кувшинка б) кувшинка желтая в) водокрас г) белокрыльник
3. Какое растение называют “водяной чумой”?
а) водокрас б) элодею в) кувшинку г) камыш
4. Какое из перечисленных растений называют насекомоядным? Оно ловит маленьких рачков. Один ученый насчитал в растении длиной 20 см 15 тысяч рачков.
а) пузырчатка б) водокрас в) ряска г) хвощ
5. Какие из перечисленных растений взяты под охрану?
а) кувшинка белая б) элодея в) камыш г) роголистник
6. К какой группе относятся эти обитатели водоема: лягушка, тритон, жаба?
а) звери б) рыбы в) земноводные г) моллюски
7. Какую рыбу нельзя встретить в водоемах Ленинградской области?
а) ерш б) судак в) рыба-пила г) щука д) сиг е) корюшка
8. Какие животные непосредственно не связаны с сообществом водоема?
а) цапля б) жук-плавунец в) кряква г) ласка
9. Отгадай животное. Живет по берегам тихих речек, ведет ночной образ жизни, строит хатки, плотины?
а) ондатра б) бобр в) нутрия г) выдра
10. Индикаторами каких водоемов являются ерш, окунь, судак, щука?
а) чистых водоемов б) загрязненных водоемов в) очень грязных водоемов г) проточных водоемов
Ячейка “Ботаническая” <Слайд 14>
- Посади растения в их природном сообществе.
Каждая команда подбирает растения в свои природные сообщества. За правильно выполненное задание – 1 балл.
Команда “Х”: лес, водоем
Команда “О”: луг, водоем
- Сосна
- Стрелолист
- Тысячелистник
- Липа
- Бересклет
- Колокольчик
- Кувшинка
- Тростник
- Мышиный горошек
- Осина
- Рогоз
- Ель
Ячейка “Видио-диктант” <Слайд 15–16>
Каждая команда просматривает 5 слайдов с изображением природных сообществ. После окончания просмотра игроки должны назвать природные сообщества и их представителей в порядке показа. За правильно выполненное задание команда получает – 5 баллов.
Команда “Х”: лес, луг, лес, водоем (озеро), водоем (болото)
Команда “О”: луг, лес, водоем (пруд), луг, водоем (река)
3. Итог урока
Урок заканчивается подведением итогов работы, подсчетом баллов и выставлением отметок за работу каждой команде и (или) отдельно каждому ученику.
Литература
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. “Окружающий мир”, 3 класс, 1 часть, М.: 2011, УМК “Перспектива”.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. “Окружающий мир”, рабочая тетрадь, 3 класс, 1 часть, М.: 2011, УМК “Перспектива”.
- Плешаков А.А. “От земли до неба: атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов”, М.: 1998.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 3 класс, М.: 2007.
- Берюхова Е.К., Груздева Н.В. “Окружающий мир. Природоведение. Экология” Информационно-развивающие задания для учащихся начальной школы, СПб, 2001.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. “1000 загадок (популярное пособие для родителей и педагогов)”, Ярославль, 1996.
- Дьячковская Г.Т. Окружающий мир, 2–4 классы, олимпиадные задания, Волгоград, 2006
- Каткова Е.Г. Занимательные задания и проверочные вопросы по естествознанию, 3–4 классы, М.: “Интеллект-Центр”, 2003.
- Дерим Оглу Е.Н. Фролова Н.В. Природоведение и экология, 4 класс, 2001.