Урок на тему "Традиции земли Волжской"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

Принципы.

1. Принцип научности

2. Принцип практического применения

3. Деятельного подхода

4 Принцип наглядности

5. Систематичности

6. Последовательности

7. Доступности

Цели.

1. Способствовать формированию патриотических чувств к Родине через представления о родном крае.

2. Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с культурой народов Поволжья.

Задачи проекта.

  • Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств.
  • Развитию этнической идентичности ребёнка.
  • Обогатить представления об особенностях культур разных этносов, культуре “ближайших” соседей. Пониманию других людей независимо от их национальности.
  • Способствовать выражению отношения к жизни соседствующих народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
  • Дать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья, посредством ознакомления с народными п/и, предметами быта, показать сходство между традиционными костюмами наших народов.
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру.

Предварительная работа.

  • Подобрать литературу по теме исследования.
  • Кратко описать особенности народных костюмов, орнаментов (русских, чувашей, мордвы, татар).
  • Подобрать иллюстративный материал.
  • Подготовить наглядный материал.
  • Беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
  • Опрос родителей.
  • Наблюдения.

Практическая направленность работы по проблеме:

  • проведение тематических, комплексных занятий;
  • работа по самообразованию;
  • участие на тематических педсоветах;
  • работа с родителями;
  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей…);
  • “Родительский всеобуч” (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей дошкольного возраста;
  • разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме;
  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений;
  • внедрение в практику работы с детьми серия занятий “Культура и традиции народов Среднего Поволжья”.

Заключительная часть проекта.

1. Создать альбом “Национальные костюмы народов Среднего Поволжья”.

2. Народный праздник “ Осинины”.

3. Презентация проекта “Традиции земли Волжской” на заседании педагогического совета.

4. Весенние посиделки с детьми старшего дошкольного возраста “В гостях у чувашского народа”.

5. “Путешествие по деревням Среднего Поволжья”.

Карта деятельности по проекту

Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей
Физическая культура Физминутки.

Прогулки.

Подвижные игры

Здоровье Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

Социализация Игровые ситуации.

Изготовление игр

Труд Изготовление рисунков, аппликаций.

Выставка детских рисунков.

Выставка материала о национальной одежде народов Среднего Поволжья.

Составить коллекцию украшений народов Поволжья

Коммуникация Беседы о традиционной одежде в сезонный период жизни народа Среднего Поволжья
Познание Экскурсия в музей.

Проведение целевых прогулок.

Знакомство с костюмами, орнаментами народов Среднего. Поволжья

Чтение художественной литературы Чтение сказок народов Среднего Поволжья.

Знакомство с национальной поэзией

Музыка Слушанье: “Валенки”, “Красный сарафан”, татарских мотивов, мордовских и чувашских
Художественное творчество Рисование элементов национальной росписи народов Среднего Поволжья.

Аппликация “Изготовление подарков”. Изготовление украшений народов (татары, мордва, чуваши, русские)

Содержание работы по проекту (Подготовительная группа). Приложение 3

Приложение 1

Приложение 2