Актуальность проекта
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
Принципы.
1. Принцип научности
2. Принцип практического применения
3. Деятельного подхода
4 Принцип наглядности
5. Систематичности
6. Последовательности
7. Доступности
Цели.
1. Способствовать формированию патриотических чувств к Родине через представления о родном крае.
2. Способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с культурой народов Поволжья.
Задачи проекта.
- Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств.
- Развитию этнической идентичности ребёнка.
- Обогатить представления об особенностях культур разных этносов, культуре “ближайших” соседей. Пониманию других людей независимо от их национальности.
- Способствовать выражению отношения к жизни соседствующих народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
- Дать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья, посредством ознакомления с народными п/и, предметами быта, показать сходство между традиционными костюмами наших народов.
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру.
Предварительная работа.
- Подобрать литературу по теме исследования.
- Кратко описать особенности народных костюмов, орнаментов (русских, чувашей, мордвы, татар).
- Подобрать иллюстративный материал.
- Подготовить наглядный материал.
- Беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
- Опрос родителей.
- Наблюдения.
Практическая направленность работы по проблеме:
- проведение тематических, комплексных занятий;
- работа по самообразованию;
- участие на тематических педсоветах;
- работа с родителями;
- совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр национальных конкурс уголков, создание информационного стенда для родителей…);
- “Родительский всеобуч” (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания и чувства толерантности у детей дошкольного возраста;
- разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме;
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования культуры межнациональных отношений;
- внедрение в практику работы с детьми серия занятий “Культура и традиции народов Среднего Поволжья”.
Заключительная часть проекта.
1. Создать альбом “Национальные костюмы народов Среднего Поволжья”.
2. Народный праздник “ Осинины”.
3. Презентация проекта “Традиции земли Волжской” на заседании педагогического совета.
4. Весенние посиделки с детьми старшего дошкольного возраста “В гостях у чувашского народа”.
5. “Путешествие по деревням Среднего Поволжья”.
Карта деятельности по проекту
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей |
Физическая культура | Физминутки. Прогулки. Подвижные игры |
Здоровье | Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика |
Социализация | Игровые ситуации. Изготовление игр |
Труд | Изготовление рисунков,
аппликаций. Выставка детских рисунков. Выставка материала о национальной одежде народов Среднего Поволжья. Составить коллекцию украшений народов Поволжья |
Коммуникация | Беседы о традиционной одежде в сезонный период жизни народа Среднего Поволжья |
Познание | Экскурсия в музей. Проведение целевых прогулок. Знакомство с костюмами, орнаментами народов Среднего. Поволжья |
Чтение художественной литературы | Чтение сказок народов Среднего
Поволжья. Знакомство с национальной поэзией |
Музыка | Слушанье: “Валенки”, “Красный сарафан”, татарских мотивов, мордовских и чувашских |
Художественное творчество | Рисование элементов
национальной росписи народов Среднего Поволжья. Аппликация “Изготовление подарков”. Изготовление украшений народов (татары, мордва, чуваши, русские) |
Содержание работы по проекту (Подготовительная группа). Приложение 3