Единица содержания: отработать способ выявления свойств. (Исследования)
Задачи урока:
1. Пользуясь ранее изученным способом выявить свойства песка и глины.
2. Развивать умения наблюдать и делать выводы.
3. Воспитывать коммуникабельность, умение делать выводы.
Ход урока
Организационный этап урока.
Подготовительный этап.
- Сегодня продолжаем изучение темы “Полезные ископаемые” (запись на доске).
Вспомним:
1. Что такое полезные ископаемые? (Это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используются в хозяйстве.)
2. Какие полезные ископаемые вы знаете?
В каких состояниях бывают полезные ископаемые? (Твердом, жидком, газообразном).
3. Названия каких полезных ископаемых зашифрованы в ребусах. (Песок и глина)
- Сегодня на уроке мы будем говорить только о песке и глине.
Тема сегодняшнего урока - исследование свойств песка и глины (открывается запись на доске).
Этап закрепления.
- Что значить исследовать? (Рассмотреть для выявления свойств)
- Что значить свойство? (Качество, признак, составляющий отличительную особенность)
- Мы уже выявляли свойства воздуха, воды, почвы. Каким способом это делали? (Исследовали)
(Определения выписаны на доске.)
Повторим его.
1. Рассмотреть вещество.
2. Проделать опыты.
3.Наблюдать, сравнивать.
4. Сделать вывод.
- У вас на столах материал для исследования. Это песок и глина.
- Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Вода и воронки)
(Вспомнить правило о том, исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот.)
- Сейчас вы будете работать в группах.
Какая задача стоит перед каждой группой? (Выявить свойства песка и глины)
Работа в группах. (Еще раз обратить внимание на способ)
Защита у доски. (Вопросы по содержанию на понимание)
Обобщение по выводам в группах.
- Подведем итог работы в группах и выявим одинаковые свойства.
(Представляют свои выводы у доски).
Песок | Глина |
1. Цвет разный. | 1. Разного цвета. |
2. Сыпучий. | 2. Несыпучая (или менее сыпучая). |
3. Тяжелее воды. | 3. Тяжелее воды. |
4. Пропускает воду хорошо. | 4. Плохо пропускает воду. |
5. Мокрый рассыпается. | 5. Мокрая не рассыпается – вязкая. |
(Повторять, как выявили каждое свойство.)
- Итак, какие свойства песка выявили? Глины?
Каким способом вам удалось их выявить?
Контроль.
- А теперь проверим, какие свойства вы запомнили.
1) Карточки с пропущенными свойствами (используется капировальная бумага).
2) Самоконтроль. (Копию сдают учителю)
3) Итог по выполнению задания.
Итог. Рефлексия работы на уроке.
- Какая задача стояла сегодня перед вами на уроке? (Выявить свойства песка и глины)
- Как считаете, справились ли вы с поставленной задачей?
- Какие свойства песка и глины выявили?
- Каким образом вы это сделали? (Исследовали песок и глину)
- Что значит исследовали?
- Каким способом это делали? (Повторить способ)
Самооценка и оценка работы групп.
Домашнее задание.:
1. Повторить свойства песка и глины. Вспомнить, как выявили каждое.
2. Найти дополнительный материал о песке и глине. Узнать где применяют в хозяйстве песок и глину, и какое свойство при этом используют.
(Выдается индивидуально карточка.)
Оценка работы класса учителем.