ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.
МЕСТО УРОКА В РАМКАХ ДАННОЙ ТЕМЫ: заключительный.
МЕСТО УРОКА В РАМКАХ РАЗДЕЛА: входит в раздел "Синтаксис и пунктуация".
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Словосочетание".
- Развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности и умственный потенциал.
- Воспитывать интерес учащихся к языку, внимание к поэтическому слову.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕМЫ "Словосочетание":
- научить детей правильно и быстро устанавливать связи между словами;
- выделять словосочетания из предложения, анализировать их строение, значение;
- различать типы словосочетаний по строению и значению (сочинительные и подчинительные);
- строить словосочетания, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости, уместно использовать их в предложении, тексте.
УЧЕБНИК: Русский язык. Практика. 5 класс.: учеб. для общеобраз. учреждений/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; – М.: Дрофа, 2008.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: проектор, презентация к уроку, таблицы и карточки для каждого ученика.
ХОД УРОКА
ХОД УРОКА | ФОРМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ | ||||||||||||||||||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. | |||||||||||||||||||
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВОСПРИЗВЕДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. | |||||||||||||||||||
Домашнее задание к данному уроку – повторить §19 ("Словосочетание"), §20 ("Словосочетания в предложении") Работа по разгадыванию кроссворда (кроссворд составляется заранее учеником на основе материала § 19, 20) – Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд, узнаете тему нашего сегодняшнего урока. Слайды 2, 3 |
Нестандартная форма задания. Творческая работа учащейся. |
||||||||||||||||||
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. | |||||||||||||||||||
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока – "Словосочетание". – Надо сказать, что сегодняшний урок – последний по данной теме. Как вы думаете, ребята, каковы задачи нашего урока? Какие из них главные? Слайд 4 – У вас на партах лежат таблички, которые вы будете заполнять постепенно в процессе урока. Не забывайте про них, впоследствии таблички помогут вам быстро вспомнить данную тему. Слайд 5 |
Постановка целей учениками ("тема учителя" становится "темой ученика") Заполнение таблицы в ходе урока акцентирует внимание. |
||||||||||||||||||
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. | |||||||||||||||||||
Игра "Четвёртый лишний" Слайд 6 1) Речка играла 2) Лёд хрустальный 3) Как море 4) С камышом – "Четвёртый лишний" – лёд хрустальный, т.к. это – словосочетание. Что же называется словосочетанием? Слайд 7 1) Играла золотом 2) Гуляет грозно 3) Чистым серебром 4) Сверкает серебром –"Четвёртый лишний" – чистым серебром, т.к. главное слово выражено существительным (именное словосочетание, остальные – глагольные) Слайд 8 1) Грозно и сердито 2) Ведя, сверкая 3) Вьюга и пурга 4) Пышные луга – "Четвёртый лишний" – пышные луга, т.к. остальные словосочетания – сочинительные. |
Нестандартная форма, приёмы анализа и синтеза. |
||||||||||||||||||
V. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОБЩАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (повторение и анализ основных фактов, событий, явлений) | |||||||||||||||||||
1. Орфографическая работа. – Данные слова и словосочетания взяты мной из стихотворения Филиппа Шкулёва "Зима". Прочитайте это стихотворение внимательно. В каких словах вы видите "ошибкоопасные места"? Сколько предложений в данном тексте? (два) Слайд 9 Где речка золотом играла, Ведя беседу с камышом, Теперь лежит там лёд хрустальный, Сверкая чистым серебром. Где рожь, как море, волновалась, Где пышные цвели луга, Теперь там грозно и сердито Гуляет вьюга и пурга. |
Эффект неожиданности: отвлечённые слова – составляющие поэтического текста | ||||||||||||||||||
2. Работа над образной стороной стихотворения (элементы лингвистического анализа текста). Беседа. – С помощью каких средств выразительности нарисована картина зимы? (олицетворение, эпитеты, сравнение, творительный сравнения, метафоры) Слайд 10 – Превратите эпитет "хрустальный" в обычное определение. Что для этого нужно сделать? (заменить существительное, и определение лишится образности: например, хрустальный бокал) |
"Раскрывают секреты" поэтического текста Формулировка задания ("превратите"...), проблемная ситуация. |
||||||||||||||||||
3. Работа над словосочетаниями в данном тексте. – Выпишите словосочетания в соответствии с данными схемами. Слайды 11-13 – Что необходимо сделать прежде, чем начать выписывать словосочетания? (найти грамматические основы) – Почему? (грамматическая основа не является словосочетанием) Слайд – Какие словосочетания по строению и значению вы выписали? (подчинительные) – Выпишите сочинительные словосочетания. – Сделайте вывод, каково главное отличие подчинительных словосочетаний от сочинительных? – Какова роль словосочетаний в тексте? (если затруднятся с ответом, напомнить про домашнее упр. 279) |
Мотивация к более качественному выполнению дом. задания. | ||||||||||||||||||
VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ НА НОВОМ УРОВНЕ (переформулированные вопросы) | |||||||||||||||||||
1. Работа по культуре и развитию речи. – Ребята сейчас на улице очень холодно, и естественно, что мы все стараемся потеплее одеться. А вы задумывались когда-нибудь, как правильно сказать: "Одеть шубу или надеть шубу"? Поднимите руку, кто считает... – Внести ясность в этот вопрос поможет упр. 275 на стр. 85. Слайд 14 |
Проблемная ситуация, элемент дискуссии. | ||||||||||||||||||
2. "Наведём порядок!" ("собрать" словосочетания – задание, заранее подготовленное учеником). Слайд 15 | Творческая работа учащейся, привлечение ИКТ, способы проверки. | ||||||||||||||||||
3. Осложнённое списывание. (В целях экономии времени списывание можно заменить карточками, в которых ученики будут зачёркивать неверный вариант ответа) Пропедевтика паронимов (одно из заданий ЕГЭ). Слайд 16 Девочка (одела, надела) зимнее пальто. Собираясь гулять, я (надела, одела) тёплый шарф. Войдя в автобус, я сразу (оплатил, заплатил) за проезд. Кондуктор громко сказал: "(оплатите, заплатите) проезд!" Мама поставила в моём дневнике (подпись, роспись). |
|||||||||||||||||||
VII. РАБОТА НАД НЕСТАНДАРТНЫМИ ЗАДАНИЯМИ, ПРИМЕНЕНИЕ ИХ В АНАЛИЗЕ ДРУГИХ ЯВЛЕНИЙ. | |||||||||||||||||||
1. "Ты – фокусник" (пропедевтика омонимов). Лексическая эстафета. Слайды 17-22 – Представьте, ребята, что вы – фокусники, а словосочетание – волшебная палочка. С его помощью можно сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению. Ключ, кисть, замок, печь, ручка. |
Нестандартная формулировка, задание поискового характера, форма выполнения задания (эстафета). | ||||||||||||||||||
2. "Языковое чутьё" – Каким образом выражается связь в словосочетаниях? (окончаниями, предлогами, союзами, интонацией) – Как вы думаете, правильно сказать выпил воду или выпил воды? (верны оба варианта, но в первом словосочетании форма винительного падежа указывает на полный охват предмета действием: выпил всю воду, а во втором форма родительного падежа указывает на частичный охват) |
Создание проблемной ситуации. | ||||||||||||||||||
VIII. Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу. | |||||||||||||||||||
– Наш урок подходит к концу. Есть ли среди вас те, кто табличку заполнил целиком? – Итак, сделаем выводы: заполнение таблицы. Слайд 23 (В конце урока таблицы, заполненные учениками, собираются и впоследствии оцениваются)
|
|||||||||||||||||||
IX. РЕФЛЕКСИЯ | |||||||||||||||||||
Слайд 24 – Закончите фразы Надо запомнить, что ... Меня удивило... Я узнал, что... Впоследствии мне пригодится... Вызвало затруднение... Дома надо закрепить... |
|||||||||||||||||||
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |||||||||||||||||||
Слайд 25 Со словарными словами на стр. 85 составить разные по строению и значению словосочетания (не менее 5), №280 – устно. |