Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Словосочетание". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

МЕСТО УРОКА В РАМКАХ ДАННОЙ ТЕМЫ: заключительный.

МЕСТО УРОКА В РАМКАХ РАЗДЕЛА: входит в раздел "Синтаксис и пунктуация".

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Словосочетание".
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности и умственный потенциал.
  3. Воспитывать интерес учащихся к языку, внимание к поэтическому слову.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕМЫ "Словосочетание":

  • научить детей правильно и быстро устанавливать связи между словами;
  • выделять словосочетания из предложения, анализировать их строение, значение;
  • различать типы словосочетаний по строению и значению (сочинительные и подчинительные);
  • строить словосочетания, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости, уместно использовать их в предложении, тексте.

УЧЕБНИК: Русский язык. Практика. 5 класс.: учеб. для общеобраз. учреждений/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; – М.: Дрофа, 2008.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: проектор, презентация к уроку, таблицы и карточки для каждого ученика.

ХОД УРОКА

ХОД УРОКА ФОРМЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВОСПРИЗВЕДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Домашнее задание к данному уроку – повторить §19 ("Словосочетание"), §20 ("Словосочетания в предложении")
Работа по разгадыванию кроссворда (кроссворд составляется заранее учеником на основе материала § 19, 20)
– Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд, узнаете тему нашего сегодняшнего урока. Слайды 2, 3

Нестандартная форма задания.
Творческая работа учащейся.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – "Словосочетание".
– Надо сказать, что сегодняшний урок – последний по данной теме. Как вы думаете, ребята, каковы задачи нашего урока? Какие из них главные? Слайд 4
– У вас на партах лежат таблички, которые вы будете заполнять постепенно в процессе урока. Не забывайте про них, впоследствии таблички помогут вам быстро вспомнить данную тему. Слайд 5
Постановка целей учениками ("тема учителя" становится "темой ученика")
Заполнение таблицы в ходе урока акцентирует внимание.
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Игра "Четвёртый лишний"
Слайд 6
1) Речка играла
2) Лёд хрустальный
3) Как море
4) С камышом

– "Четвёртый лишний" – лёд хрустальный, т.к. это – словосочетание. Что же называется словосочетанием?
Слайд 7
1) Играла золотом
2) Гуляет грозно
3) Чистым серебром
4) Сверкает серебром

–"Четвёртый лишний" – чистым серебром, т.к. главное слово выражено существительным (именное словосочетание, остальные – глагольные)
Слайд 8
1) Грозно и сердито
2) Ведя, сверкая
3) Вьюга и пурга
4) Пышные луга

– "Четвёртый лишний" – пышные луга, т.к. остальные словосочетания – сочинительные.

Нестандартная форма, приёмы анализа и синтеза.
V. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОБЩАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (повторение и анализ основных фактов, событий, явлений)
1. Орфографическая работа.
Данные слова и словосочетания взяты мной из стихотворения Филиппа Шкулёва "Зима". Прочитайте это стихотворение внимательно. В каких словах вы видите "ошибкоопасные места"? Сколько предложений в данном тексте? (два)
Слайд 9
Где речка золотом играла,
Ведя беседу с камышом,
Теперь лежит там лёд хрустальный,
Сверкая чистым серебром.
Где рожь, как море, волновалась,
Где пышные цвели луга,
Теперь там грозно и сердито
Гуляет вьюга и пурга.
Эффект неожиданности: отвлечённые слова – составляющие поэтического текста
2. Работа над образной стороной стихотворения (элементы лингвистического анализа текста). Беседа.
– С помощью каких средств выразительности нарисована картина зимы? (олицетворение, эпитеты, сравнение, творительный сравнения, метафоры) Слайд 10
– Превратите эпитет "хрустальный" в обычное определение. Что для этого нужно сделать? (заменить существительное, и определение лишится образности: например, хрустальный бокал)
"Раскрывают секреты" поэтического текста

Формулировка задания ("превратите"...), проблемная ситуация.
3. Работа над словосочетаниями в данном тексте.
Выпишите словосочетания в соответствии с данными схемами. Слайды 11-13
Что необходимо сделать прежде, чем начать выписывать словосочетания? (найти грамматические основы)
– Почему? (грамматическая основа не является словосочетанием) Слайд
– Какие словосочетания по строению и значению вы выписали? (подчинительные)
– Выпишите сочинительные словосочетания.
– Сделайте вывод, каково главное отличие подчинительных словосочетаний от сочинительных?
– Какова роль словосочетаний в тексте? (если затруднятся с ответом, напомнить про домашнее упр. 279)
Мотивация к более качественному выполнению дом. задания.
VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ НА НОВОМ УРОВНЕ (переформулированные вопросы)
1. Работа по культуре и развитию речи.
Ребята сейчас на улице очень холодно, и естественно, что мы все стараемся потеплее одеться. А вы задумывались когда-нибудь, как правильно сказать: "Одеть шубу или надеть шубу"? Поднимите руку, кто считает...
– Внести ясность в этот вопрос поможет упр. 275 на стр. 85. Слайд 14
Проблемная ситуация, элемент дискуссии.
2. "Наведём порядок!" ("собрать" словосочетания – задание, заранее подготовленное учеником). Слайд 15 Творческая работа учащейся, привлечение ИКТ, способы проверки.
3. Осложнённое списывание. (В целях экономии времени списывание можно заменить карточками, в которых ученики будут зачёркивать неверный вариант ответа) Пропедевтика паронимов (одно из заданий ЕГЭ). Слайд 16
Девочка (одела, надела) зимнее пальто.
Собираясь гулять, я (надела, одела) тёплый шарф.
Войдя в автобус, я сразу (оплатил, заплатил) за проезд.
Кондуктор громко сказал: "(оплатите, заплатите) проезд!"
Мама поставила в моём дневнике (подпись, роспись).
 
VII. РАБОТА НАД НЕСТАНДАРТНЫМИ ЗАДАНИЯМИ, ПРИМЕНЕНИЕ ИХ В АНАЛИЗЕ ДРУГИХ ЯВЛЕНИЙ.
1. "Ты – фокусник" (пропедевтика омонимов). Лексическая эстафета. Слайды 17-22
Представьте, ребята, что вы – фокусники, а словосочетание – волшебная палочка. С его помощью можно сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению.
Ключ, кисть, замок, печь, ручка.
Нестандартная формулировка, задание поискового характера, форма выполнения задания (эстафета).
2. "Языковое чутьё"
Каким образом выражается связь в словосочетаниях? (окончаниями, предлогами, союзами, интонацией)
– Как вы думаете, правильно сказать выпил воду или выпил воды? (верны оба варианта, но в первом словосочетании форма винительного падежа указывает на полный охват предмета действием: выпил всю воду, а во втором форма родительного падежа указывает на частичный охват)
Создание проблемной ситуации.
VIII. Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.
Наш урок подходит к концу. Есть ли среди вас те, кто табличку заполнил целиком?
– Итак, сделаем выводы: заполнение таблицы. Слайд 23 (В конце урока таблицы, заполненные учениками, собираются и впоследствии оцениваются)
Задание Ответ Пример/примеры
В состав словосочетания входит не менее... двух слов Жить в мире
По строению и значению словосочетания делятся на... подчинительные и сочинительные Зимний день (подч.)
День и ночь (соч.)
Подчинительное словосочетание состоит из... главного слова и зависимого Зимний (зависим.) день (главное)
Связь между словами в словосочетаниях выражается... окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией Иду в школу; рад тебе; чёрный и белый; весна. зима, лето, осень.
В предложении не является словосочетанием... грамматическая основа Зима пришла.
 
IX. РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 24
Закончите фразы
Надо запомнить, что ...
Меня удивило...
Я узнал, что...
Впоследствии мне пригодится...
Вызвало затруднение...
Дома надо закрепить...

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 25
Со словарными словами на стр. 85 составить разные по строению и значению словосочетания (не менее 5), №280 – устно.