Цели:
- Дать представление об умножении числа на произведение.
- На основе краеведческого материала повторить именованные числа, решение задач с ними, развивать межпредметные связи с уроками окружающего мира.
- Воспитывать любовь к математике, любовь к родному краю.
Оборудование: карточка с заданиями, наглядный материал, карта Кавказских Минеральных Вод.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся.
II. Актуализация ранее изученного.
1. Проверка домашнего задания.
2. Устный счет.
– На уроках природоведения мы с вами знакомились с историей родного края, его
растительным и животным миром, узнали о водоемах, о поверхности нашего края.
– Назовите, какие реки протекают в нашем крае? (Кубань, Калаус, Терек, Подкумок,
Зеленчук, Кума, Джемуха.)
– Какие реки протекают в нашем городе?
– Какова их длина? Составьте задачу на сравнение.
(На доске: река Кума – 756 км; река Джемуха – 24 км, на сколько км одна река длиннее другой.)
Переведите в другие единицы длины:
756 км = ___ м
940 км = ___ м
24 км = ___ м
600 км = ____ м
– Какие еще единицы длины вы знаете?
– Назовите горы, которые встречаются на территории нашего края?
п/о – Кавказские горы: Эльбрус, Бештау, Железная, Машук, Шелудивая, Юца, Джуца, Змейка, Кинжал, Верблюд.
– Какова высота гор в нашем городе?
п/о – г. Змейка – 994 м, г. Кинжал – 420 м.
(На доске: г. Змейка – 994 м, г. Кинжал – 420 м, на сколько одна гора выше другой.)
– Какие виды транспорта вы знаете? Сейчас мы отправимся с вами путешествовать на автобусе.
Один учащийся у доски:
Из Минеральных Вод в Ставрополь отправился автобус. Он ехал со скоростью 85 км в час, пробыл в пути 2 часа. На обратный путь он потратил 5 часов. С какой скоростью он ехал на обратном пути?
Скорость | Время | Расстояние | |
Туда | 85 км/ч | 2 ч | ? км |
Обратно | ? км/ч | 5 ч |
Работа по карточкам. (5 учащихся):
1. Мотоциклист ехал из г. Ессентуки в г. Минеральные Воды со скоростью 20 км/ч и проехал 20 км. Сколько времени он затратил?
2. Расстояние от г. Минеральные Воды до г. Пятигорска 20 км туристы прошли за 4 часа. С какой скоростью они шли?
3. Велосипедист проехал 65 км со скоростью 13 км/ч. Сколько времени он потратил?
4. Сравнить: 1190 м ___ 1 км 400 м 5 км 642 м ___ 994 м 993 м ___ 926 м
5. Решите: 973 м *2 = 1190 м*5 = 817 м+1400 м+1190 м = 5642 м – 993 м =
– В нашем городе и районе есть водохранилища, построенные человеком. Недалеко
от канала Широкий и с Марьины Колодцы есть пруд, в котором разводят рыбу.
– Нам надо узнать, сколько килограмм рыбы ловят за сезон?
– Как найти площадь? Как умножить число, на число, оканчивающееся нулями?
Вывод: Ребята, вам сейчас пригодились знания, полученные на уроках природоведения. Вы видите, что человеку нужны разные знания.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей.
– А сейчас, чтобы узнать, что будет являться темой урока, надо написать математический диктант.
Увеличьте 56 на 12. (68)
Найдите произведение 23 и 2 (46)
Уменьшите 35 на 13 (22)
Напишите число, которое больше 43 на 18 (61)
Одно слагаемое – 19, второе слагаемое – на 14 больше. Найдите второе слагаемое. (33)
Сумма чисел 65, первое слагаемое – 22, найдите второе слагаемое. (43)
Найди разность 83 и 35. (48)
Назови число, которое меньше 72 на 14. (58)
Найди частное чисел 64 и 4. (16)
Уменьшите 48 в 2 раза. (24)
– Поменяйтесь тетрадями и проверяем.
(На доске:)
68 | 46 | 22 | 67 | 33 | 43 | 48 | 58 | 16 | 24 |
Е | М | Е | О | Ж | Н | Н | У | Н |
– Расположите в порядке возрастания. Как называется тема нашего урока?
– Мы продолжаем открывать секреты этого действия.
2. Знакомство с новой темой.
– Сколько всего рублей составляют эти монеты? Как посчитали различными способами?
5 5 |
5 5 |
5 5 |
5 5 |
5*(4*2)=40 (5*4)*2=40 (5*2)*4=40 |
– Как можно умножать число на произведение?
– Почему при разных способах умножения получаются одинаковые ответы?
IV. Физкультминутка.
3. Закрепление темы по учебнику (с. 15 № 56).
7*(2*5)=7*10=70
4*(5*3)=60
7*(2*5)=(7*2)*5=70
4*(5*3)=(4*5)*3=60
7*(2*5)=(7*5)*2=70
4*(5*3)=(4*3)*5=60
4. Мы узнали разные способы умножения числа на произведение. Теперь эти знания воплотили на практике.
– Вычислите удобным способом (№ 57) (с комментированием у доски).
12*(5*7)=(12*5)*7=420
35*(2*7)=(35*2)*7=490
9*(4*25)=900
15*(4*9)=(15*4)*9=540
29*(2*5)=290
15*(4*9)=(15*4)*9=540
– Как умножить число на произведение?
5. Самостоятельная работа. (№ 59).
Проверка.
V. Итог урока (рефлексия).
– Что вы узнали сегодня нового?
– Что у вас получилось? Над чем надо поработать?
VI. Задание на дом по выбору.
Учебник.
- М.И. Моро “Математика” 4 класс.