Урок русского языка "Общее понятие об однокоренных (родственных) словах". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Ознакомить учащихся с признаками однокоренных слов; дать понятие “однокоренные” или “родственные” слова.
  2. Развивать умения работать с предложением, находить проверочные слова, умение сравнивать слова; мышление, внимание.
  3. Воспитывать любознательность, бережное отношение к родному слову.

Оборудование: карточки “родственные”, “однокоренные” слова, “корень”, “вод-(а)”, “лес”, “сад”; карточки с заданиями на каждую парту (15штук); таблица “Однокоренные слова”, сахарница, солонка.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация пройденного материала – 7 мин.
  3. Работа над новой темой – 15 мин.
  4. Физкультминутка – 3 мин.
  5. Продолжение работы над темой – 10 мин.
  6. Итог урока – 2 мин.
  7. Задание на дом – 1 мин.

Ход урока.

I. Организация внимания учащихся. (Презентация.) (Слайд 1)

– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.)

II. Актуализация ранее изученного.

1) Проверка домашнего задания.

Минутка чистописания.

а) Подготовка пальчиков к работе.

б) На доске: за_ц, с_довник, с_довый, сад. (Слайд 2)
– Прочитай слова. Какие орфограммы пропущены?
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Из букв лишнего слова составьте разные цепочки и запишите строчку до конца.

з а я ц
ц з а я
я ц з а
з я а ц

в) Работа с предложением (1 уч-ся). (Слайд 3)

на доске: Из леса вышли лось и л_сенок.
– Прочитайте предложение. Запишите его.
– На какие правила встретились вам слова?
– Разберите это предложение по членам предложения.
– Подпишите части речи.
– Что вы заметили в предложении?

г) Работа у доски (1 уч-ся). (Слайд 4)

Вставить в слова пропущенные буквы:
ход
заходит
х_одьба
ух_дил
вход
прих_дить

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели урока. (Слайд 5)

2. Поисково-исследовательская ситуация.

На доске: (Слайд 6)

корм
кормит
к_рмушка
к_рмилец
к_рмовой

– Прочитайте слова. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.
– Сейчас мы проведем небольшое исследование.
– Чем похожи эти слова?
– Чем различаются?

(По смыслу – близкие, при написании – различаются.)

– Прочитайте слова 2 столбика.
– Чем похожи эти слова? В чем отличие?

Вывод учащихся.

3. Работа по таблице. (Слайд 7)

– Посмотрите, кое у нас выросло большое дерево. Послушайте стихотворение Евгения Измайлова “Как растут слова”

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень!
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.

– Какие еще слова вы увидели?
– Какое главнее слово на этом дереве?

(сад)

Как названо это слово в стихотворении?

(корень) – табличка

– Ребята, а как же можно назвать эти слова?

(родственными или однокоренными)
(карточки)

4. Чтение правила по учебнику стр. 155.

5. Работа у доски (по рядам). Игра “Кто больше?”

1 ряд 2 ряд  3 ряд
сад вод-а лес

IV. Физкультминутка.

6. Работа над родственными словами.

(Показываю.) сахарница, солонка

– Почему так названы эти слова?

на доске: сахар, сахарный, сахарница
соль, солонка, солить

Запись в тетрадях по вариантам.

7. Работа с учебником упр. 292.

– Назовите какие деревья изображены на рисунках?

сосна
сосновая
кедр
кедровая
 ель
 еловая

 – А как называются шишки с этих деревьев
– Чем сходны слова в этих столбиках?

Какая общая часть в этих словах?

8. Работа с родственными словами (устно). (Слайд 8)

на доске

Боль, больница, большой, больной.
Весельчак, веселый, радостный, веселье.

– Являются ли слова каждой строчки родственными (однокоренными). Докажите свое мнение.

9. Работа в парах. (Слайд 9)

У вас на столах карточки. Вы сейчас будете работать в парах. На карточках записаны слова. Вам надо их распределить в саны слова.

Вам надо их распределить в два столбика по смыслу. Будьте внимательны.

Проверка:  гора горка     горный
горит  сгорел   горение  

10.  Самостоятельная работа (упр.293)

Проверка.

11. Упр. 294 (устно). (Слайд 10)

V. Итог урока. (Слайд 11)

– Получился ли наш сегодняшний урок интересным, веселым, научил ли он вас новому?
– Что вы нового узнали?

VI. Домашнее задание. (Слайд 12)

По выбору: 1. Упр. 295; 2. Слова с зим-а, записать, выделить в них корень.