Цели:
- Ознакомить учащихся с признаками однокоренных слов; дать понятие “однокоренные” или “родственные” слова.
- Развивать умения работать с предложением, находить проверочные слова, умение сравнивать слова; мышление, внимание.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к родному слову.
Оборудование: карточки “родственные”, “однокоренные” слова, “корень”, “вод-(а)”, “лес”, “сад”; карточки с заданиями на каждую парту (15штук); таблица “Однокоренные слова”, сахарница, солонка.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Актуализация пройденного материала – 7 мин.
- Работа над новой темой – 15 мин.
- Физкультминутка – 3 мин.
- Продолжение работы над темой – 10 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Задание на дом – 1 мин.
Ход урока.
I. Организация внимания учащихся. (Презентация.) (Слайд 1)
– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.)
II. Актуализация ранее изученного.
1) Проверка домашнего задания.
Минутка чистописания.
а) Подготовка пальчиков к работе.
б) На доске: за_ц, с_довник, с_довый, сад. (Слайд 2)
– Прочитай слова. Какие орфограммы пропущены?
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Из букв лишнего слова составьте разные цепочки и запишите строчку до конца.
з а я ц
ц з а я
я ц з а
з я а ц
в) Работа с предложением (1 уч-ся). (Слайд 3)
на доске: Из леса вышли лось и л_сенок.
– Прочитайте предложение. Запишите его.
– На какие правила встретились вам слова?
– Разберите это предложение по членам предложения.
– Подпишите части речи.
– Что вы заметили в предложении?
г) Работа у доски (1 уч-ся). (Слайд 4)
Вставить в слова пропущенные буквы:
ход
заходит
х_одьба
ух_дил
вход
прих_дить
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели урока. (Слайд 5)
2. Поисково-исследовательская ситуация.
На доске: (Слайд 6)
корм
кормит
к_рмушка
к_рмилец
к_рмовой
– Прочитайте слова. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.
– Сейчас мы проведем небольшое исследование.
– Чем похожи эти слова?
– Чем различаются?
(По смыслу – близкие, при написании – различаются.)
– Прочитайте слова 2 столбика.
– Чем похожи эти слова? В чем отличие?
Вывод учащихся.
3. Работа по таблице. (Слайд 7)
– Посмотрите, кое у нас выросло большое дерево. Послушайте стихотворение Евгения Измайлова “Как растут слова”
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень!
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.
– Какие еще слова вы увидели?
– Какое главнее слово на этом дереве?
(сад)
Как названо это слово в стихотворении?
(корень) – табличка
– Ребята, а как же можно назвать эти слова?
(родственными или однокоренными)
(карточки)
4. Чтение правила по учебнику стр. 155.
5. Работа у доски (по рядам). Игра “Кто больше?”
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
сад | вод-а | лес |
IV. Физкультминутка.
6. Работа над родственными словами.
(Показываю.) сахарница, солонка
– Почему так названы эти слова?
на доске: сахар, сахарный, сахарница
соль, солонка, солить
Запись в тетрадях по вариантам.
7. Работа с учебником упр. 292.
– Назовите какие деревья изображены на рисунках?
сосна сосновая |
кедр кедровая |
ель еловая |
– А как называются шишки с этих деревьев
– Чем сходны слова в этих столбиках?
Какая общая часть в этих словах?
8. Работа с родственными словами (устно). (Слайд 8)
на доске
Боль, больница, большой, больной.
Весельчак, веселый, радостный, веселье.
– Являются ли слова каждой строчки родственными (однокоренными). Докажите свое мнение.
9. Работа в парах. (Слайд 9)
У вас на столах карточки. Вы сейчас будете работать в парах. На карточках записаны слова. Вам надо их распределить в саны слова.
Вам надо их распределить в два столбика по смыслу. Будьте внимательны.
Проверка: | гора | горка | горный | |
горит | сгорел | горение |
10. Самостоятельная работа (упр.293)
Проверка.
11. Упр. 294 (устно). (Слайд 10)
V. Итог урока. (Слайд 11)
– Получился ли наш сегодняшний урок интересным, веселым, научил ли он вас
новому?
– Что вы нового узнали?
VI. Домашнее задание. (Слайд 12)
По выбору: 1. Упр. 295; 2. Слова с зим-а, записать, выделить в них корень.