Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
- Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: Дрофа, 2009.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (Приложение 1)
Используемый ЦОР: «Русский язык. 2 класс», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 2-е изд.-М.: БАЛЛАС, 2003.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=8
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- Как пишутся фамилии? (N 193863) Анимация
- Отчество (N 193336) Текст с иллюстрациями
- Есть ли среди девочек тёзки? (N 193404) Текст с иллюстрациями
- Подпиши предметы (N 193724) Интерактивное задание
- Каллиграфия (N 187609) Интерактивное задание
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
- Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 2. «Космос»
http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-75 - Тест «Заглавная буква в именах собственных» (создан автором)
Вариант I http://www.anketer.ru/vote/aWQufncIxn/
Вариант II http://www.anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (Слайд 1)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Постановка задач урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)
Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):
- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
- узнать об истории возникновения фамилий и имён.
III. Чистописание.
- Найдите одинаковый звук в словах: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)
- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)
- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (Слайд 5)
- Послушайте весёлые стихи об этой букве.
- Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
- Не гусь, не галка буква Г, а цапля на одной ноге.
- Букву на плече носил, на лугу траву косил. [1]
- На что похожа буква Г?
- Из каких элементов состоит заглавная буква Г?
(Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Г: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Г, показ можно повторить.)
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.
- Прочитайте предложение. (Слайд 7)
- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
- Что вы знаете об этом человеке? Какая знаменательная дата отмечается в этом году? (2011 год - Год российской космонавтики, посвящён 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина. 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.)
- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.
IV. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 8)
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 9) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 10)
V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».
1. Проблемный вопрос (Слайд 11). Коллективная работа (устно).
- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? (Ответы учащихся.)
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.) (Слайд 12)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 13)
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
2. Работа в парах.
– На ваших столах лежат карточки (Приложение 1. Задание для парной работы). Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре. Один ученик - за компьютером. (Слайд 14. ЦОР «Подпиши предметы». N 193724)
Проектор отключается или переводится в режим стоп-кадра, путём перетаскивания объектов ученик распределяет слова по ячейкам.
Примечание: чтобы данный ЦОР корректно работал, сначала необходимо нажать на кнопку «Обновить» в левом нижнем углу слайда, а выполнив задание, нажать на кнопку «Готово».
-А теперь проверим. (Слайд 14)
- У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)
3. Физминутка для глаз. (Слайд 15) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.
4. Аллея фамилий. (Слайд 16)
Из истории русских фамилий.
Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов. [2]
Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин. (Слайд 17. ЦОР «Как пишутся фамилии?» N 193863)
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.
- Знаете ли вы, что означают ваши фамилии? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своей фамилии. Приложение 2.)
5. Площадь имён. (Слайд 18)
- Остановимся на площади имён. Какие же имена были раньше?
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.
Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).
Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.
Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря.
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая.
Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Ответы учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников о значении своего имени.)
(Слайд 19, ЦОР «Есть ли среди девочек тёзки?» N 193404) (Работа по плакату, ответы на вопросы.)
- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.
- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)
- Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?
- Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)
- Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут «Таня встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
- А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?
6. Море отчеств. (Слайды 20-21. ЦОР «Отчество». N 193336)
– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству?
(Илья Иванович Муромец)
7. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 22)
- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.
Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят
- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.
8. Клички животных.
- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 23)
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.
кошка |
Шарик |
|
собака |
Мурка |
|
корова |
Сокол |
|
конь |
Зорька |
(Проверка по щелчку)
Упражнение 244.
- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.
- 1 ряд. Задорно лает … Барбос
- 2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок
- 3 ряд. На дворе мычит … Белянка
Проверка работы.
9. Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?
10. Большая буква в географических названиях.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире? (Слайд 24)
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Минеральные Воды). Наша школа находится на улице (Пушкина). (Проверка. Слайд 24)
На данном слайде при проверке задания используются триггеры. После щелчка по прямоугольнику пропущенное слово открывается.
VI. Проверка знаний, умений и навыков.
- Вернуться домой мы сможем, если верно выполним тест (Приложение 1. Тест). Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим. (Слайд 25. Проверка по щелчку.)
Примечание: если в кабинете имеются два компьютера с выходом в Интернет, то в это же время можно организовать выполнение теста на компьютерах двумя учащимися (по вариантам) с последующей проверкой. Необходимо поставить галочку напротив слов, которые пишутся с заглавной буквы. Тест размещён на сайте АНКЕТЁР.RU.
VII. Обобщение. (Слайд 26)
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема):
- имена
- отчества
- фамилии
- клички животных
- названия городов, стран, улиц, рек
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
- Прочитайте, как говорится об этом в учебнике (с.125).
VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 27)
Учитель:
- Наше путешествие подходит к концу.
- Что интересного вы узнали об именах?
- Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке я
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог…
- могу похвалить себя и своих одноклассников за …
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
- Упражнение 243.
- Записать названия улиц нашего города.
- Придумать сказку о большой букве. (Приложение 3. Пример выполненного творческого домашнего задания).
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- Волина В. В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей. - М.: АСТ-пресс, 1995.
- Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл. Пособие для учащихся четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1987.
- Ракитина М.Г. Русский язык. Математика: Дидактические материалы. 2 класс. – М.: Рольф, 2000.
- Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4классы / сост. Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Значение имён http://znachenie-fio.ru/znachenie_imeni
- Значение фамилий http://znachenie-fio.ru/znachenie_familii