Пояснительная записка
Актуальность. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю по одному часу . Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек.
Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности. что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник. используемых на занятиях. поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В данную программу введен региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей, традиций родного края (Омской области), на примере творчества местных художников.
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и
других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи курса:
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру;
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и
общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности. разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса.
Результативность реализации программы:
Планируемые результаты. | Способ оценки достижения планируемых результатов. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | анкетирование |
учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну и ситуативный учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | наблюдение |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | беседа |
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания “Я” как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее; | беседа |
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; | беседа |
принимать и сохранять учебную задачу; | наблюдение |
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | наблюдение |
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | наблюдение |
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; | наблюдение |
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | наблюдение |
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; | наблюдение |
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета; | беседа |
строить сообщения в устной и письменной форме; | наблюдение, беседа |
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; | наблюдение |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | беседа |
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; | беседа |
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; | наблюдение |
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | наблюдения |
формулировать собственное мнение и позицию; | беседа |
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | беседа |
задавать вопросы; | беседа |
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; | беседа |
определять тему и главную мысль текста; | беседа |
создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста. | проект |
Технологии организации образовательного процесса:
– личностно-деятельностная;
– проблемно-диалогическая;
– коллективная;
– проектная деятельность.
Содержание программы. 1-й класс.
При составлении программы за основу была взята программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1–8 классы” под редакцией Т.Я.Шпикаловой .
Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” (18 часов).
Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование.
Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.
Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы” (22 час ).
Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.
Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.
Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” (28 часов).
Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.
Виды деятельности: художественно-творческая изобразительная, трудовая.
Примерное календарно – тематическое планирование. Приложение 1
Библиография.
- А.Г Асмолова . Как проектировать учебные универсальные действия в начальной школе. Пособие для учителя . М. “Просвещение”, 2008 г.
- Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова . Программы духовно-нравственного воспитания и развития в ОС “Школа 2100” .
- В.И.Колякина “Методика организации уроков коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г.
- А.Э. Лебедева. Е.Н.Новикова, Г.Н. Тубельская “Жемчужины народной мудрости”,М. “АСТ”, 2000 г.
- И. Мосин “Рисуем животных”, М. “Кристалл”, 1998 г.
- Т.Я. Шпикалова Программа “ Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г.
- Т.Я. Шпикалова Методическое пособие к учебнику “Изобразительное искусство. 1 класс”М. “ Просвещение”.2010 г.
- Т.Я. Шпикалова Рабочая тетрадь “Художественный труд. 1 класс”, М. “Просвещение”, 2010 г.
- Т.Я. Шпикалова Творческая тетрадь “Изобразительное искусство .1 класс”, М. “Просвещение”, 2010 г.
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М. “Просвещение”, 2011 г.