Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цель урока: Ознакомить учащихся с техникой печатания.
Знать: орнамент, особенности выполнения орнамента из геометрических фигур
Уметь: выполнять приемы печатания в заданной цветовой гамме
Новые термины: геометрический орнамент, техника печати
Практическое применение: народоведение, культура Урала, литература.
Реализация воспитательного потенциала урока:
- воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа,
- способствовать формированию художественного вкуса
Связь учебного материала с жизнью:
Межпредметные связи: математика, технология, информатика
Методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.
Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся:
- Орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании элементов,
- теплые и холодные цвета,
- особенности выполнения узора в полосе.
Дидактические средства урока: Инструкционные карты, тест “Цветоведение”.
Применение ТСО, ИКТ: компьютер, проектор, музыкальные диски, колонки.
Методические пособия: учебные таблицы, выставка из предметов быта школьного музея, образцы работ детей из методического фонда кабинета.
Оборудование к уроку: таблицы “Русский орнамент”, “Цветоведение”, вышитые полотенца, печати из ластика, диск “Народная музыка”
На доске: геометрический орнамент, техника печати.
Для учащихся: простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, альбом, салфетка, печати геометрической формы, инструкционные карты, образцы работ, картон для образца, картон для творческой работы, геометрические фигуры разного цвета на партах из картона в коробочках.
Конспект урока
I. Сообщение темы урока и его задач. Постановка цели урока.
Учитель: Добрый день! Вы, конечно, сразу обратили внимание, что сегодня у нас в классе не совсем обычно: что-то вы видели, а что-то видите в первый раз. Оглянитесь еще раз.
Какая тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня? (Дети отвечают.)
Действительно, тема нашего урока – “Декоративное рисование. Создаем красивые орнаменты”.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Цель: актуализация знаний и практических умений и навыков, являющихся опорой.
Учитель: Ранее мы с вами знакомились ранее с узорами в полосе, в которых чередовались растительные элементы “Дубовые листья”, во 2 классе выполняли декоративную полосу “Мои любимые игрушечные животные”. Сегодня мы будем учиться выполнять орнамент из геометрических фигур.
Чтобы наш орнамент получился красивым и правильным, нам нужно вспомнить, что такое узор, или орнамент, как он создается, какие вам известны геометрические фигуры, из которых мы и будем создавать орнамент, какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным.
1. Учитель: Где в окружающем мире встречается орнамент?
Учащиеся:
а) Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. Или очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Он может быть очень красивым, например, из треугольников.
Учитель: Приведите примеры, где дома мы можем увидеть орнамент?
б) Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Орнаментом и раньше украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь.
Учитель: С чем можно сравнить орнамент?
в) Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы. Что такое интервал? Вот например, салют… Салют, потом маленький перерыв. А мы ждем. Когда появятся новые огоньки в небе. Потом снова салют, потом ждем, и так повторяется много раз. Вот также интервал есть и в орнаменте.
Учитель: Вывод: орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
Учитель: Изначально в глубокой древности изображения на орнаментах должны были защищать дом от злых сил, то есть это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.
Каждый элемент орнамента имел смысл. То есть зная, что обозначает в орнаменте тот или иной символ, можно было “прочитать”, что хотел выразить автор орнамента. (Показать на таблице.)
Позже орнамент превратился просто в элементы украшения дома.
Сегодня мы будем выполнять геометрический орнамент. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. А вспоминать мы будем, отгадывая загадки.
2. Геометрические фигуры.
Загадки:
- Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Три стороны и три угла –
Зовусь я – треугольник! - Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? Квадрат! - Я – известный всем овал.
У меня есть верный друг.
Без него я никуда.
А зовут его все – круг! - Это всем известно в мире
Что у нас всего четыре.
Четыре стороны
И столько же вершин.
Четырежды важные дела
Мы четырежды совершим!
Прямоугольник.
3. Задание: перед вами различные геометрические фигуры разных цветов. Разделите на две группы по цвету эти фигуры. Задание в виде теста. (Приложение 1)
На листе вверху две надписи: теплые цвета и холодные цвета. Под надписями – разные геометрические фигуры разных цветов. Распределите их на две группы.
Один ученик выполняет задание на компьютере.
Проверим! Проверяют друг у друга. В столбике “холодные цвета” должно сложиться слово “верно”.
III. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
Итак, мы вспомнили все необходимое.
Ну что ж, начинаем упражняться в составлении сложного орнамента из геометрических фигур. Давайте поиграем в “Веселую мозаику” и составим сначала узоры из картонных фигур, чередуя их в полосе по форме и цвету. На каждой парте в коробочках есть фигуры, прошу составить из них узор. Работаем в парах. Кто быстрее и интереснее составит.
А один ученик теперь попробует составить орнамент на компьютере. (Приложение 2)
Задание: составить орнамент из геометрических фигур, но орнамент должен быть сложным. Используйте наложение одной фигуры на другую или фигуры расположить в 2–3 ряда.
Работа по группам. Проверьте себя – повторяются ли элементы орнамента, нет ли путаницы?
IV. Тренировочные упражнения на освоение новых умений по образцу, алгоритму, инструкции.
Цель: Знакомство с техникой печатания.
Итак, орнамент составлять из геометрических фигур мы попытались, вспомнили, что такое теплая и холодная цветовая гамма, и попробовали составить орнамент, используя возможности компьютера.
А сейчас мы попробуем выполнить орнамент сами, и сделаем это немного необычным способом. Прошу подойти к моему столу.
Мы сегодня воспользуемся печатью, с помощью которой можно сделать орнамент. Но сначала научимся приемам работы.
- Перед вами уже готовые печати, изготовленные из обычного ластика и представляющие из себя различные геометрические фигуры.
- Нанеси на палитру гуашь.
- Возьми печать.
- Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью.
- Попробуй сделать то же самое другим цветом.
Дети выполняют эскиз геометрического орнамента на своих местах.
После выполнения работы вопросы к учащимся:
- Довольны ли вы своей работой?
- Получилось ли то, что ты хотел?
- Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
- На что обратить внимание?
Работы вывесить на доске.
V. Творческое применение знаний и умений.
А сейчас вам предстоит творческая работа.
Задание: выполни геометрический орнамент в полосе в теплой или холодной цветовой гамме (по желанию). Работаем по инструкционным картам.
На экране – образцы орнаментов, выполненных в технике печати. (Приложение 4)
- Нанеси на палитру гуашь (используй теплые или холодные цвета – по выбору).
- Возьми по выбору одну печать.
- Приложи нижнюю часть ластика к палитре с краской и сделай на бумаге отпечаток. Это нужно повторять перед каждой печатью. Сделай ряд таких отпечатков до конца полосы.
- Возьми по выбору другую печать. Под каждым отпечатком первого ряда сделай ряд других отпечатков. Нужно, чтобы у тебя получилось несколько таких рядов.
- Можно использовать одну печать, но отпечатки делать разным цветом.
- Можно на отпечатки сверху накладывать отпечатки другого цвета.
Музыкальный фон во время работы учащихся. (Приложение 5)
После выполнения работы вопросы к учащимся:
- Получилось ли то, что ты хотел?
- Что получилось особенно удачно?
- Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
- Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
- Почему ты их совершил?
- На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?
Оцените свою работу:
Работа выполнена аккуратно.
Проявил творчество (использовал наложение или более 2 рядов фигур).
Использовал более трех печатей.
Работа выполнена в цветовой гамме – холодной или теплой.
Орнамент выполнен правильно – есть повторение элементов.
4 или 5 плюсов – Все отлично! Ты почти что мастер орнаментов!
3 плюса – Молодец! Ты зачислен в подмастерья!
2 плюса – Еще не все потеряно! Потренируйся дома!
Подпишите фамилию и имя вверху, а внизу творческое название получившегося орнамента.
VI. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Вопросы к детям:
- Чему вы сегодня научились?
- Что вы узнали для себя нового?
- Довольны ли вы своей работой?
VII. Домашнее задание (или если останется время):
- Дай творческое название своей работе, свяжи название с каким-нибудь временем года.
- Подумать и ответить на вопрос: Из чего можно в домашних условиях изготовить печати?
VIII. Уборка рабочих мест.
Литература.
- Рисование. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
- Рисование – 2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей и родителей. И.Г. Мосин.
- Справочник администрации по организации учебно – воспитательного процесса.
- Уотт. Ф. Я умею рисовать/Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО “РОСМЭН – ИЗДАТ”, 2004. – 96 с.