Цель: совершенствование вычислительных навыков.
Задачи:
- закрепить и совершенствовать вычислительные умения и навыки;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы; развивать коммуникативные навыки при работе в команде, способствовать развитию познавательного интереса к окружающей жизни; развивать навыка использования своих знаний в нестандартных ситуациях;
- вовлечь в активную деятельность; воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, способствовать формированию чувства уважения к родному краю.
Подготовка: за день до проведения мероприятия для участия приглашаются ученики 5–6 классов. Организаторы конкурса знакомят ребят с правилами игры. От каждого класса формируются 2-3 команды из шести человек, выбирают капитанов. Команды получают задание – вспомнить песни, пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
Оформление:
- Красочно оформленные названия этапов: «Золотой граммофон», «Пан или пропал», «Русское лото», «Мир вокруг нас», «Поле чудес», «АБВГДейка», «Умники и умницы», «Пирамида». Название каждого этапа прикрепляется к дверям кабинетов, в которых они будут проходить.
- Бейджики с именем помощника – вожатого для каждой команды.
- Маршрутные листы для каждой команды. Маршрутные листы составляются в том порядке, в котором их должна проходить каждая команда.
- Грамоты для награждения команды-победительницы в игре и дипломы для награждения команд, показавших лучшие результаты на каждом этапе отдельно.
Ход игры
На линейке проходит перекличка команд. Затем руководитель игры напоминает правила проведения «Математического марафона». За каждой командой учеников закрепляется помощник – вожатый десятиклассник, который будет сопровождать ребят на этапах. Капитанам вручаются маршрутные листы. После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются руководителю игры.
Жюри в составе всех преподавателей (ведущие этапов) выявляет лидера – команду на каждом этапе:
- на этапе «Золотой граммофон» – за большее количество песен;
- на этапе «Пан или пропал» – за большее количество названных сказок, пословиц и поговорок;
- на этапе «АБВГДейка» – за большее количество новых слов;
- на этапе «Пирамида» – за большее количество составленных фигур;
- на этапах «Русское лото», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Мир вокруг нас» – за меньшее время верно выполненного задания.
Подсчитывая общее количество баллов, жюри определяет победителей на каждом этапе и одну команду – победительницу.
Правила игры:
команда должна передвигаться по этапам строго в том порядке, который указан в маршрутном листе. Этапы находятся в кабинетах, номера которых указаны в маршрутном листе, и расположены на разных этажах школы. На каждом этапе команду встречает ведущий этапа (преподаватель) и предлагает ребятам выполнить задания. Время выполнения заданий на каждом этапе 5 минут. Скорость выполнения и правильность ответов фиксируются в маршрутных листах.
Вожатый не участвует в выполнении заданий, предлагаемых команде на этапе.
На каждом этапе можно получить дополнительные баллы, ответив правильно на дополнительный вопрос о городе Кемерово или о Кемеровской области.
Этап «Золотой граммофон»
Задание: необходимо вспомнить песни, в которых встречаются числа.
Правила: исполняется несколько строчек песни всей командой. За каждую песню, исполненную по правилам – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается фамилия самого активного участника.
Дополнительный вопрос: спеть строчку песни о Кемерово или из гимна Кузбасса.
Этап «Пан или пропал»
Задание: вспомнить названия сказок, пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
Правила: за каждое название – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается фамилия самого активного участника.
Дополнительный вопрос: рассказать легенду, связанную с Кемерово или с Кемеровской областью.
Этап «Русское лото»
Команде предлагается набор карточек – 8 маленьких с примерами и одна большая, на которой 6 ответов.
Маленькие карточки
543290 + 7476382 | 6873521+7235643 | 603270846-7462277 | 52613021 -37753623 |
1504083 +43863614 | 738957 + 61715 | 673545+8775367 | 37826+67538 |
Большая карта
565808569 | 14859398 | 800672 |
14109164 | 45367697 | 9448912 |
Задание: решить пример на маленькой карточке и накрыть ею соответствующий ответ на большой. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Две маленьких карточки – лишние. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составят картинку.
Правила: если картинка составлена, команда получает 5 баллов. Если 1 фрагмент картинки не на месте – 3 балла, 2 фрагмента – 2 балла, в остальных случаях – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается время выполнения задания.
Дополнительный вопрос: что изображено на картинке? (здание Администрации г. Кемерово)
Этап «Поле чудес»
Команде предлагаются примеры. Ответы к примерам обозначают определенную букву.
Задание: выполнить вычисления и с помощью шифра отгадать слово.
Выполните действия:
|
Ответы:
|
552000 | 7072 | 19 | 68272 | 55200 | 1031 | 1400 | 14000 | 109 | 131 | 83 |
О | С | М | Н | А | О | Ш | Е | В | У | Л |
Правила: если слово расшифровано, команда получает 5 баллов, если примеры решены, но слово не составлено – 4 балла, один неверный пример – 3 балла, в остальных случаях – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается время выполнения задания.
Дополнительный вопрос: что вы знаете о том слове, которое расшифровали?
(Алексей Леонов – космонавт, родился 30 мая 1934 года в Кемеровской области. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос. В честь А. Леонова названа улица в г. Кемерово)
Этап «АБВГДейка»
Задание: используя буквы слова МАТЕМАТИКА, составить новые слова.
Правила: каждая буква в каждом новом слове может использоваться столько раз, сколько она встречается в предложенном слове. За каждое слово – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается фамилия самого активного участника.
Дополнительный вопрос: в слове МАТЕМАТИКА 6 различных букв – м, а, т, е, и, к. Назовите города, реки Кемеровской области, начинающихся на эти буквы.
(города: Мыски, Мариинск, Междуреченск, Анжеро-Судженск, Таштагол, Кемерово, Киселёвск, Калтан; реки: Мрассу, Томь, Тайдон, Терсь, Иня)
Этап «Пирамида»
Задание: из игроков команды составить всевозможные геометрические фигуры и назвать их.
Правила: За каждую составленную и правильно названную фигуру – 2 балла. Если фигура названа неправильно – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается количество фигур.
Этап «Умники и умницы»
Задание: решить задание на смекалку.
За каждую верно решенную задачу – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается время выполнения задания.
- У отца шесть сыновей. У каждого сына есть сестра. Сколько всего детей у отца? (Ответ: 7 детей)
- Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (3 утки)
- Две колхозницы шли в город и встретили по дороге еще пять колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город? (2 колхозницы)
- Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, остальные сгорели)
- Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша бумаги, перечеркнуть девять точек, расположенных так, как показано на рисунке?
Дополнительный вопрос: если в мужское имя из 3 букв вставить четвёртую букву русского алфавита, то получится название города Кемеровской области. (Юра, Юрга)
Этап «Мир вокруг нас»
Команде предлагается цепочки примеров. На отдельных карточках – ответы.
Задание: выполнить действия и выбрать правильный ответ.
Правила: если в результате выполнения цепочки действий получен верный ответ, то с обратной стороны карточки с ответом можно прочитать дополнительную информацию.
Карточка с неверным ответом на обратной стороне пустая.
За каждый верный ответ – 1 балл.
В графе «Примечание» указывается время выполнения задания.
1. Самый молодой город Кемеровской области.
Варианты ответов: 5 – Кемерово; 6 – Юрга; 7 – Полысаево; 3 – Белово.
Верный ответ: самый молодой город Кузбасса — город Полысаево. 30 октября 2009 года ему исполнилось 20 лет.
2. Самая большая и полноводная река Кемеровской области.
Варианты ответов: 2,2 – Кия; 3,4 – Кондома; 1,9 – Томь.
Верный ответ: самая большая и полноводная река Кемеровской области – Томь, её длина 827 км.
3. Самый распространённый грызун лесов Кемеровской области.
Варианты ответов: 15 – хомяк; 22 – белка; 21 – суслик.
Верный ответ: самый распространённый грызун наших лесов – белка, численность которой превышает 70 тыс. особей.
4. Редкий, сокращающийся в численности вид рыбы, занесён в Красную книгу Кемеровской области.
Варианты ответов: 5,2 – елец; 4 – нельма; 8 – осётр.
Верный ответ: Нельма – редкий, сокращающийся в численности вид, занесёна в Красную книгу области, в 20-х годах XX века заходила в Томь из Оби и поднималась в Мрассу и Кондому, где затем летом встречалась её молодь. Очень крупная рыба, достигающая 50 кг веса.
Дополнительный вопрос: самое большое озеро в Кузбассе (оз. Большой Берчикуль)