Приобретаемые умения и навыки позволят в дальнейшем избежать грубых ошибок на письме. Специальные упражнения способствуют развитию внимания и памяти, формируют языковое чутьё, познавательную и творческую активность.
Цели:
- Совершенствование умения детей проводить звуко-буквенный анализ слов; дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки (Г) (Г); составления схем простых предложений; деления слов на слоги, определяя заданный звук.
- Развитие фонематического слуха, произносительной стороны речи.
- Воспитание дружбы, желания помочь друг другу.
Материал: Магнитная доска, указка, демонстрационный печатный алфавит, цветные магниты, предметные картинки, кассы букв, цветные карандаши, фишки, записные книжки, поезд, таблица.
Ход занятия
I. Оргмомент.
У: Здравствуйте ребята! На занятие пришли гости. Поприветствуем их. Чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим улыбки друг другу и повторим все вместе слова за мной:
Мы спокойны и добры,
Мы приветливы и здоровы!
– Чего и всем желаем.
II. Основная часть.
У: Сегодня к нам на занятие пришли два друга. Узнали их? Как их зовут? Они хотят нам что-то рассказать.
(Стук в дверь. Входит Шапокляк)
Ш: Здравствуйте ребята!
У: Ребята, узнали нашу гостью?
Ш: Я так спешила, так спешила.
Я известная везде,
Ем по букве на обед,
Буквы очень нужные,
А их звуки важные!
– О! Старые мои друзья! Уже успели нажаловаться? Я съела звук, а какой догадайтесь:
1. Игра « Звук заблудился»
- У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов. (голов) - Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей! (грачей)
У: Какой звук съела Шапокляк? (Д: г).
Ш: Я ещё и (Г) проглотила.
У: Звуки (Г) и (Г) у какой буквы? (Д: У буквы Гэ).
Ш: Да, да, я всё съела. Что-то я заговорилась, некогда мне с вами время терять ребятишечки, девчонки и мальчишечки. У меня очень много дел, но я ещё вернусь.
У: Так вот о чём хотели нам рассказать Гена с Чебурашкой. Что съела Шапокляк? Не будем расстраиваться ребята, отправимся выручать звуки (Г) (Г).
2. Звуко-буквенный анализ.
На доске: Е Н А
У: Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем все вместе: ЕНА. Какую важную букву для друзей съела Шапокляк?
– Какое слово получилось: ГЕНА.
– Произнесём с ударением. На какой звук падает ударение?
– Сколько слогов в слове Гена? Сколько букв? Сколько звуков?
– Охарактеризуем каждый звук с обозначением звука соответствующим цветом. Звук (Г)…
(Работа у доски)
– Что любил читать Гена? Поворачиваемся к столам, не забываем об осанке. Открываем кассы букв и составляем слово газета. К доске выйдет тот, кто первым составит это слово по кассе.
– Прочитаем все вместе: газета. Произнесём с ударением. На какой звук падает ударение?
– Каким способом можно определить слоги в слове? (Игра «Телеграфист», хлопки в ладоши, волны, сколько гласных букв, столько и слогов). Определяем каждый своим способом.
– Сколько слогов в слове газета? Сколько букв? Сколько звуков?
– Охарактеризуем каждый звук с обозначением каждого звука соответствующим цветом. Одновременно работаем с цветовыми карточками.
Звук (Г)…
– Что выполняли? (Рассказывали про каждый звук).
Составление предложений со словом газета
– А сейчас составьте предложение со словом газета.
– Сколько слов в этом предложении?
– Выложим графически предложение. (У доски и на столе)
– Что выполняли. (Составляли схему предложения.)
3. Игра «Поезд».
У: Чебурашка с Геной очень обрадовались, что вы умеете составлять предложения, выкладывать их графически и решили вас пригласить прокатиться на поезде.
Посмотрите – стоит поезд необычный,
Он большой и симпатичный.
У: В 1 вагоне поедут звуковые картинки, в названиях которых звуки (Г) (Г) в первом слоге, во 2 вагоне звуки (Г) (Г) во втором слоге, в 3 вагоне звуки (Г) (Г) в третьем слоге.
1 ваг. | 2 ваг. | 3 ваг. |
Грибы | Яга | Бумага |
Грабли | Книга | Ягоды |
Гуси | Снегурочка | Попугай |
Тигр | Утюг | Виноград |
Глобус | Бегемот |
– Что выполняли? (Определяли звуки (Г) (Г) в слогах.).
IV. Физкультминутка.
У: А сейчас отдохнём. Встаньте друг за другом. Как услышите звон колокольчика, то приветствуете проезжающих. Услышите трещётку, двигаетесь на носочках, удар молоточка руки на пояс, имитируя гудок поезда.
V. Составление слов.
У:
Из рогатки Шапокляк
Всё вокруг перестреляла,
Перепутались слова
Здесь конца нет.
Гена с Чебурашкой не соберут никак.
Давайте им друзья поможем
И части слов разбитых сложим.
Когда слова мы соберём, их внимательно прочтём.
- Гри…си
- Гал…бус
- Гу…бы
- Га…на
- Ги…раж
- Гали…ка
- Гло…ри.
– Соедените линией слова.
– Все разбитые слова
Вы сложили верно.
Говорят спасибо вам
Чебурашка с Геной.
Упражнение «Гусь», «Грибок».
VI. Работа в тетради.
– СОБЕРИ СЛОВА ИЗ БУКВ.
VII. Картина.
– Шапокляк, узнав, что мы со всеми заданиями справились, превратилась в картину и сразу вернула букву Гэ и звуки (Г) (Г), Произнесите звуки вслух.
VIII. Заключительная часть.
– Чем занимались на занятии? –Что выполняли?
– Вы молодцы, вы победили
И Шапокляк вы доказали,
Что вредничать, озорничать,
Не так уж интересно.
А думать и читать,
Действительно чудесно!
– На память Чебурашка с Геной решили подарить вам именные записные книжки.
И девчонки, и мальчишки,
Могут всё записать в записные книжки.
И такой подарок дети
Интересней всех на свете.
– Эти записные книжки – подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить! Занятие окончено.