Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [г], [г']. Буква "Г""

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Приобретаемые умения и навыки позволят в дальнейшем избежать грубых ошибок на письме. Специальные упражнения способствуют развитию внимания и памяти, формируют языковое чутьё, познавательную и творческую активность.

Цели:

  1. Совершенствование умения детей проводить звуко-буквенный анализ слов; дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки (Г) (Г); составления схем простых предложений; деления слов на слоги, определяя заданный звук.
  2. Развитие фонематического слуха, произносительной стороны речи.
  3. Воспитание дружбы, желания помочь друг другу.

Материал: Магнитная доска, указка, демонстрационный печатный алфавит, цветные магниты, предметные картинки, кассы букв, цветные карандаши, фишки, записные книжки, поезд, таблица.

Ход занятия

I. Оргмомент.

У: Здравствуйте ребята! На занятие пришли гости. Поприветствуем их. Чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим улыбки друг другу и повторим все вместе слова за мной:

Мы спокойны и добры,
Мы приветливы и здоровы!

– Чего и всем желаем.

II. Основная часть.

У: Сегодня к нам на занятие пришли два друга. Узнали их? Как их зовут? Они хотят нам что-то рассказать.

(Стук в дверь. Входит Шапокляк)

Ш: Здравствуйте ребята!

У: Ребята, узнали нашу гостью?

Ш: Я так спешила, так спешила.

Я известная везде,
Ем по букве на обед,
Буквы очень нужные,
А их звуки важные!

– О! Старые мои друзья! Уже успели нажаловаться? Я съела звук, а какой догадайтесь:

1. Игра « Звук заблудился»

  • У вратаря большой улов,
    Влетело в сетку пять волов. (голов)
  • Тает снег, течёт ручей,
    На ветвях полно врачей! (грачей)

У: Какой звук съела Шапокляк? (Д: г).

Ш: Я ещё и (Г) проглотила.

У: Звуки (Г) и (Г) у какой буквы? (Д: У буквы Гэ).

Ш: Да, да, я всё съела. Что-то я заговорилась, некогда мне с вами время терять ребятишечки, девчонки и мальчишечки. У меня очень много дел, но я ещё вернусь.

У: Так вот о чём хотели нам рассказать Гена с Чебурашкой. Что съела Шапокляк? Не будем расстраиваться ребята, отправимся выручать звуки (Г) (Г).

2. Звуко-буквенный анализ.

На доске: Е Н А

У: Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем все вместе: ЕНА. Какую важную букву для друзей съела Шапокляк?

– Какое слово получилось: ГЕНА.

– Произнесём с ударением. На какой звук падает ударение?

– Сколько слогов в слове Гена? Сколько букв? Сколько звуков?

– Охарактеризуем каждый звук с обозначением звука соответствующим цветом. Звук (Г)…

(Работа у доски)

– Что любил читать Гена? Поворачиваемся к столам, не забываем об осанке. Открываем кассы букв и составляем слово газета. К доске выйдет тот, кто первым составит это слово по кассе.

– Прочитаем все вместе: газета. Произнесём с ударением. На какой звук падает ударение?

– Каким способом можно определить слоги в слове? (Игра «Телеграфист», хлопки в ладоши, волны, сколько гласных букв, столько и слогов). Определяем каждый своим способом.

– Сколько слогов в слове газета? Сколько букв? Сколько звуков?

– Охарактеризуем каждый звук с обозначением каждого звука соответствующим цветом. Одновременно работаем с цветовыми карточками.

Звук (Г)…

– Что выполняли? (Рассказывали про каждый звук).

Составление предложений со словом газета

– А сейчас составьте предложение со словом газета.

– Сколько слов в этом предложении?

– Выложим графически предложение. (У доски и на столе)

– Что выполняли. (Составляли схему предложения.)

3. Игра «Поезд».

У: Чебурашка с Геной очень обрадовались, что вы умеете составлять предложения, выкладывать их графически и решили вас пригласить прокатиться на поезде.

Посмотрите – стоит поезд необычный,
Он большой и симпатичный.

У: В 1 вагоне поедут звуковые картинки, в названиях которых звуки (Г) (Г) в первом слоге, во 2 вагоне звуки (Г) (Г) во втором слоге, в 3 вагоне звуки (Г) (Г) в третьем слоге.

1 ваг. 2 ваг. 3 ваг.
Грибы Яга Бумага
Грабли Книга Ягоды
Гуси Снегурочка Попугай
Тигр Утюг Виноград
Глобус Бегемот  

– Что выполняли? (Определяли звуки (Г) (Г) в слогах.).

IV. Физкультминутка.

У: А сейчас отдохнём. Встаньте друг за другом. Как услышите звон колокольчика, то приветствуете проезжающих. Услышите трещётку, двигаетесь на носочках, удар молоточка руки на пояс, имитируя гудок поезда.

V. Составление слов.

У:

Из рогатки Шапокляк
Всё вокруг перестреляла,
Перепутались слова
Здесь конца нет.
Гена с Чебурашкой не соберут никак.
Давайте им друзья поможем
И части слов разбитых сложим.
Когда слова мы соберём, их внимательно прочтём.

  • Гри…си
  • Гал…бус
  • Гу…бы
  • Га…на
  • Ги…раж
  • Гали…ка
  • Гло…ри.

– Соедените линией слова.

– Все разбитые слова
Вы сложили верно.
Говорят спасибо вам
Чебурашка с Геной.

Упражнение «Гусь», «Грибок».

VI. Работа в тетради.

– СОБЕРИ СЛОВА ИЗ БУКВ.

VII. Картина.

– Шапокляк, узнав, что мы со всеми заданиями справились, превратилась в картину и сразу вернула букву Гэ и звуки (Г) (Г), Произнесите звуки вслух.

VIII. Заключительная часть.

– Чем занимались на занятии? –Что выполняли?

– Вы молодцы, вы победили
И Шапокляк вы доказали,
Что вредничать, озорничать,
Не так уж интересно.
А думать и читать,
Действительно чудесно!

– На память Чебурашка с Геной решили подарить вам именные записные книжки.

И девчонки, и мальчишки,
Могут всё записать в записные книжки.
И такой подарок дети
Интересней всех на свете.

– Эти записные книжки – подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить! Занятие окончено.