Цели:
- Познакомить детей со свойствами елового леса.
- Рассказать о различии хвойного леса и лиственного леса.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Еловая веточка с шишками.
- Сосновая веточка с шишками.
- Ширма, освежитель воздуха с запахом хвойного леса.
- Музыкальное сопровождение, запись голосов птиц.
- Вырезанные следы из бумаги.
- Круг от спила дерева с годичными кольцами.
Ход занятия
1. Введение в занятие.
- Послушайте загадку:
Что за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.
- Правильно, это ель – вечнозелёное растение
(показ веточки).
- Посмотрите, что на ветках ели?
- Какие ещё знаете деревья с иголками? (Показ
веточки сосны)
- Что на ветке сосны?
- Ель, сосна, кедр с иголками, хвоинками. Как
называются такие деревья? (Хвойные).
- Подумайте, скажите, как будет называться лес,
если в нём будет много елей? А если будет много
сосен?
2. Основная часть.
- Посмотрите: вот большой круг – это у нас
хвойные деревья. Назовите вечнозелёные.
- Иди, Серёжа, помести круг с вечнозелёными
деревьями в большой круг.
- А какое ещё хвойное дерево вы знаете, которое
сбрасывает на зиму свои хвоинки? (Лиственница)
- Ирина, помести в большой круг лиственницу.
- Ребята, как вы думаете в еловом лесу темно или
светло? Почему?
- Давайте представим, какой же он еловый лес? Так
ли это, проверим.
- Как нам лучше попасть в лес?
- Закройте глаза и представьте , что вы
добираетесь до леса (звучит музыка, убирается
ширма, освежитель воздуха с запахом хвойного
леса)
- Откройте глаза. Ну вот мы добрались до леса.
Поздоровайтесь с лесом (я вдыхаю запах).
- Каким воздухом пахнет в лесу? Как вам дышится?
Как это пахнет кислородом? Кому нужен кислород?
- Правильно. Хотите в лес? А вы знаете правила
поведения в лесу?
- Пойдёмте по тропинке, вот она выложена
следочками. Идти необходимо след в след.
(Звучит пение синицы)
- Чьи голоса вы слышите? Что это за птица? А почему
она на ели? Где мы зимой встречаем синицу? Почему?
- Чем питается синичка? Какое её любимое
лакомство?
- Угостите синичку.
- Кого вы ещё слышите? (Запись дятла) Почему
он стучит? Как его ещё называют?
- Посмотрите, что это ещё за птица? Чем необычна?
Чем питается?
- А какая самая большая птица обитает в еловом
лесу? Чем питается?
3. Работа с шишками.
- Посмотрите на эти шишки. Это еловые или
сосновые шишки?
- Кто ел эту шишку? (Дятел)
- Как вы догадались? (Чешуйки разлохмачены)
- Ребята, а у этой шишки чешуйки отогнуты. Кто ел
эту шишку? (Клёст)
- А у этой шишки остался один стержень с
несколькими чешуйками наверху. Кто лакомился ею?
(Белка) Что ещё любит белка? Угостите белочку.
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с шишками,
когда пойдёт дождик? Давайте опустим шишку в
воду, а потом посмотрим, что с ней произойдёт?
- Наша тропинка ведёт нас дальше. Посмотрите, что
это? (Берлога и медведица)
- А кто это с медведицей? (Медвежата) В какое
время года появляются медвежата у медведицы? (Зимой)
Давайте пройдём мимо тихо, чтобы не мешать им,
вернёмся к нашим шишкам, которые в воде.
Посмотрите, они закрылись. Отчего? Почему?
- Ребята, а что нужно для роста растений?
- А в еловом лесу мало солнца, будут ли там расти
растения? В таком лесу могут расти только
теневыносливые растения. Например, кислица,
черника, мох, голубика (сопровождение с показом
картинок с этими растениями). Теневыносливыми
называют их потому, что они могут расти в тени.
- Попробуйте повторить теневыносливые растения.
- Посмотрите на деревья. Все ли они одинаковые?
- Вот вам сколько лет? Так вот и у каждого дерева
есть свой возраст. А узнать возраст дерева можно
по его спилу. Сколько колец у дерева на спиле,
столько ему и лет.
- Серёжа, подсчитай, сколько лет этому дереву (показ
спила дерева).
- А вот у если появляется первое колечко, когда
дереву исполнится 5 лет. Давайте подсчитаем,
сколько лет ели.
4. Заключение.
- Вот мы и побывали с вами в лесу. В каком именно
лесу мы побывали?
- После себя давайте оставим память – посадим
дерево. В каждом конверте, который лежит около
вас есть ель. Соберите дерево. (Из вырезанных
элементов собирается ель).
- А теперь нам пора в детский сад. Попрощайтесь с
лесом. Закройте глаза – отправляемся обратно.
(Звучит музыка, убирается ширма)
- Ребята, скажите, кто же является хозяйкой леса? (Ель)
Что даёт нам лес? А человек это делает? Как?
(Изготовление детьми хвойной муки)