Занятие в старшей группе по окружающему миру "В гостях у зеленого друга"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Познакомить детей со свойствами елового леса.
  2. Рассказать о различии хвойного леса и лиственного леса.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Еловая веточка с шишками.
  • Сосновая веточка с шишками.
  • Ширма, освежитель воздуха с запахом хвойного леса.
  • Музыкальное сопровождение, запись голосов птиц.
  • Вырезанные следы из бумаги.
  • Круг от спила дерева с годичными кольцами.

Ход занятия

1. Введение в занятие.

- Послушайте загадку:

Что за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.

- Правильно, это ель – вечнозелёное растение (показ веточки).
- Посмотрите, что на ветках ели?
- Какие ещё знаете деревья с иголками? (Показ веточки сосны)
- Что на ветке сосны?
- Ель, сосна, кедр с иголками, хвоинками. Как называются такие деревья? (Хвойные).
- Подумайте, скажите, как будет называться лес, если в нём будет много елей? А если будет много сосен?

2. Основная часть.

- Посмотрите: вот большой круг – это у нас хвойные деревья. Назовите вечнозелёные.
- Иди, Серёжа, помести круг с вечнозелёными деревьями в большой круг.
- А какое ещё хвойное дерево вы знаете, которое сбрасывает на зиму свои хвоинки? (Лиственница)
- Ирина, помести в большой круг лиственницу.
- Ребята, как вы думаете в еловом лесу темно или светло? Почему?
- Давайте представим, какой же он еловый лес? Так ли это, проверим.
- Как нам лучше попасть в лес?
- Закройте глаза и представьте , что вы добираетесь до леса (звучит музыка, убирается ширма, освежитель воздуха с запахом хвойного леса)
- Откройте глаза. Ну вот мы добрались до леса. Поздоровайтесь с лесом (я вдыхаю запах).
- Каким воздухом пахнет в лесу? Как вам дышится? Как это пахнет кислородом? Кому нужен кислород?
- Правильно. Хотите в лес? А вы знаете правила поведения в лесу?
- Пойдёмте по тропинке, вот она выложена следочками. Идти необходимо след в след. (Звучит пение синицы)
- Чьи голоса вы слышите? Что это за птица? А почему она на ели? Где мы зимой встречаем синицу? Почему?
- Чем питается синичка? Какое её любимое лакомство?
- Угостите синичку.
- Кого вы ещё слышите? (Запись дятла) Почему он стучит? Как его ещё называют?
- Посмотрите, что это ещё за птица? Чем необычна? Чем питается?
- А какая самая большая птица обитает в еловом лесу? Чем питается?

3. Работа с шишками.

- Посмотрите на эти шишки. Это еловые или сосновые шишки?
- Кто ел эту шишку? (Дятел)
- Как вы догадались? (Чешуйки разлохмачены)
- Ребята, а у этой шишки чешуйки отогнуты. Кто ел эту шишку? (Клёст)
- А у этой шишки остался один стержень с несколькими чешуйками наверху. Кто лакомился ею? (Белка) Что ещё любит белка? Угостите белочку.
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с шишками, когда пойдёт дождик? Давайте опустим шишку в воду, а потом посмотрим, что с ней произойдёт?
- Наша тропинка ведёт нас дальше. Посмотрите, что это? (Берлога и медведица)
- А кто это с медведицей? (Медвежата) В какое время года появляются медвежата у медведицы? (Зимой) Давайте пройдём мимо тихо, чтобы не мешать им, вернёмся к нашим шишкам, которые в воде. Посмотрите, они закрылись. Отчего? Почему?
- Ребята, а что нужно для роста растений?
- А в еловом лесу мало солнца, будут ли там расти растения? В таком лесу могут расти только теневыносливые растения. Например, кислица, черника, мох, голубика (сопровождение с показом картинок с этими растениями). Теневыносливыми называют их потому, что они могут расти в тени.
- Попробуйте повторить теневыносливые растения.
- Посмотрите на деревья. Все ли они одинаковые?
- Вот вам сколько лет? Так вот и у каждого дерева есть свой возраст. А узнать возраст дерева можно по его спилу. Сколько колец у дерева на спиле, столько ему и лет.
- Серёжа, подсчитай, сколько лет этому дереву (показ спила дерева).
- А вот у если появляется первое колечко, когда дереву исполнится 5 лет. Давайте подсчитаем, сколько лет ели.

4. Заключение.

- Вот мы и побывали с вами в лесу. В каком именно лесу мы побывали?
- После себя давайте оставим память – посадим дерево. В каждом конверте, который лежит около вас есть ель. Соберите дерево. (Из вырезанных элементов собирается ель).
- А теперь нам пора в детский сад. Попрощайтесь с лесом. Закройте глаза – отправляемся обратно. (Звучит музыка, убирается ширма)
- Ребята, скажите, кто же является хозяйкой леса? (Ель) Что даёт нам лес? А человек это делает? Как? (Изготовление детьми хвойной муки)