Цели:
- повторение и систематизация знаний об однородных членах предложения;
- закрепление правил употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- развитие орфографической зоркости и творческого мышления у учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
Оборудование:
- учебник Т. Г. Рамзаева "Русский язык" - 4 класс (часть 1),
- осенний листик,
- тесты,
- презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Учитель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса:
- О каком времени года идет речь? (Об осени)
- Кто автор этого замечательного стихотворения? (А. С. Пушкин)
(Слайд)
- Осень-самое любимое время года Пушкина. Красота осенних красок вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Как вы думаете, что придает осени такую красоту?
- Отгадайте загадку:
Падают с ветки разноцветные монетки (осенние листья)
(Слайд)
- Какие бывают листья? Что они делают в пору листопада?
3. Устная работа по вариантам.
1 вариант: дополнить предложение словами, описывающими признаки осенних листьев.
На землю тихо падали:(красные, желтые, багряные: листья).
2 вариант: дополнить предложения словами, описывающими действия их.
Осенью листья:(кружились, танцевали, летели и падали:) на землю.
Учитель:
- Что интересного вы заметили? (были предложения с однородными членами)
- Что вы знаете об однородных членах? (ответы детей)
(Слайд)
4. Постановка темы урока.
- Ребята, а вы любите сказки?
Ведь осенью бывает полным-полно чудес.
И золотом сияет, горит осенний лес.
Листочки гонит ветер и кружит хоровод.
Один из них срывает и :.
В гости к нам несет!
(Появление листика)
- Ребята, внимательно посмотрите на путь листика. Попробуйте повторить сами в воздухе.
- Давайте напишем в тетради буквы, похожие по начертанию на путь листика.
5. Минутка чистописания.
- Когда листики падают, то они шуршат, шепчутся, что-то говорят друг другу. Как вы думаете, что может чувствовать падающий листик?О чем думать?(ответы детей)
- Посмотрите на наш листик. Какой он жалкий, одинокий. Что же с ним произошло?Давайте узнаем об этом, прочитав текст.
(Слайд)
- Наступила осень. От холода пожелтели и покраснели листья на деревьях. Налетел озорной ветер. Он срывал листья и кружил их в воздухе. Озорник-ветер подхватил листочек и помчал его все дальше и дальше.
6. Постановка проблемного вопроса.
- Как тема нашего урока может быть связана с приключениями осеннего листика?
- Я думаю, что ваши знания помогут листику вернуться назад, к своим друзьям. И он снова будет радостным и веселым. Для того, чтобы помочь листику, давайте повторим, что вы знаете о знаках препинания при однородных членах.
7. Повторение правил о знаках препинания при однородных членах.
(Слайд)
- Наш листик совсем промок и замерз. Нужно унять этот холодный осенний дождик, расставив правильно знаки препинания в тексте:
Дождик крапал моросил
Припускал стучал косил
Ливнем лил стеной стоял
Барабанил травы мял.
(Слайд)
Проверка.
- Но вот снова выглянуло солнышко. Все ожило и заиграло. Листочек наш немного успокоился. Теплый ласковый ветерок снова подхватил и понес его, стал кружить и играть с ним.
- Но тут вдруг приключилась новая беда. Листик неожиданно попал в паутинку, запутался в ней. Он оказался в ловушке.
Игра "Ловушка".
- Найди ошибки в постановке знаков препинания. Выпишите в тетрадь предложения, в которых знаки препинания расставлены верно:
В октябре березы, и орешник стали золотыми.
Листья осины не желтеют, а краснеют.
День выдался ясный но холодный.
Составить схему предложения.
(Слайд)
- Листик наш так устал от этих волнений, что ему захотелось отдохнуть.
8. Физкультминутка.
(Слайд)
9. Работа по учебнику.
- Наш листик обрадовался, затанцевал вместе с нами, так как он заглянул в учебник и увидел там своих друзей.
Упр. 96, стр. 51.
"Золотой дождь".
Работа с текстом.
- Определите тип текста.
- Почему текст назван "Золотой дождь"?
- С помощью какой части речи автор описывает листопад?
- Назовите глаголы, передающие движения листьев.
- Какой литературный прием автор использует во втором предложении?
- Назвать в тексте предложения с однородными членами. Какие это однородные члены?
Запись в тетрадь предложения:
Листья летят, качаются и бегут.
Работа над предложением, составление схемы.
10. Индивидуальная работа.
- Составить предложение с однородными членами на осеннюю тему. (Выполняют те учащиеся, у которых на столах лежат зеленые листья).
Составить предложение с однородными членами и написать к нему схему. (Выполняют те учащиеся, у которых на столах лежат красные листья).
11. Подведение итогов урока. Рефлексия.
12. Домашнее задание.
(Слайд)
Упр. 96, стр. 52.
- Понаблюдай за листопадом в парке, в лесу или в саду. Составь и напиши об этом текст.