Интегрированный урок (русский язык + литература + искусство) по теме "Образ снега"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Собрать лексический материал к сочинению
  • Расширение лексикона, кругозора учащихся
  • Развитие образного мышления
  • Эстетическое воспитание учащихся, воспитание любви и интереса к предмету

Оборудование:

презентация картин с зимним пейзажем, музыка Вивальди “Времена года” (Зима) или П.И.Чайковского, художественные тексты стихотворений Б.Пастернака “Снег идёт”, З.Гиппиус “Опять он падает, чудесно молчаливый…”, М.Ю.Лермонтова “На севере диком...”, отрывок из рассказа К.Г.Паустовского, толковые словари.

Можно дать учащимся предварительное проектное домашнее задание подобрать картины, к ним стихи, музыку на тему “Зимний пейзаж” и использовать это на уроке.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Под музыку Вивальди читает стихотворение Б.Пастернака “Снег идёт”

Многих поэтов, художников, композиторов привлекала красота нашей зимы. Они разными средствами стремились передать то, что ощущали, что их взволновало, удивило в природе ( краски, звуки, слова).

– Какую картину нарисовало бы ваше воображение после услышанного? Как музыка передаёт настроение стихотворения?

– Как бы вы объяснили африканцу, который никогда не видел зимы, что такое снег?

Заглянем в толковый словарь.

Снег(а) – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде белых звездообразных кристалликов; сплошная масса таких осадков, покрывающая какое-либо пространство.

– В каком стиле эта запись? В научном. А как писатели и поэты представляют это чудное явление природы? Конечно, образно.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся приводят примеры из стихотворений (например, Пушкин, Брюсов, Никитин), загадок, фразеологизмов, в которых есть образ снега.

Сколько людей, столько и восприятий снега. Он разный. Он меняется – в зависимости от времени года, суток, освещения, настроения …

– Какие художественные приёмы используют поэты для образного представления снега? (слайд “Что такое метафора, олицетворение, сравнение, эпитет”). Учащиеся приводят примеры. В тетради записывают всевозможные эпитеты к слову СНЕГ (например, блестящий, искристый, алмазный, пушистый, чистый и т.д.), сравнения.

– Какие разновидности снега бывают? Пороша, иней, крупа, наст (работаем со словарём)

III. Образ снега в живописи.

А теперь обратимся к репродукциям картин с зимним пейзажем. Как живописцы изображали снег?

Слайд картины И.Э.Грабаря “Февральская лазурь”

– Какой день изобразил художник? Почему так названа картина? Лазурный – это какой цвет? Какого цвета снег на солнце и в тени? Какое настроение передаёт художник? Фантастическая картина! Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: “Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”

Слайд картины И.Шишкина “Сосна”.

– Что изображено на картине? Какое настроение передаёт художник? Какое стихотворение вспоминается вам? Что такое риза? Что символизирует снег? (чистоту, непорочность, праздник, смерть)

Чувством печали и грусти пронизана эта картина. Зимний пейзаж рождает безысходное чувство одиночества. Вспоминаются полные очарования стихи М.Ю.Лермонтова:

Не севере диком стоит одиноко/ на голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом / сыпучим одета, как ризой она.

Иссиня-голубым пятном ложится тень от сосны. Снег словно сверкает под лунным светом, искрится… Кажется, что гора снега сейчас покатится вниз облаком снежной пыли. Кажется, что можно провалиться в этот снег, настолько он глубок и чист!

Слайд картины А.Пластова “Первый снег” (работа по упражнению)

От всех этих картин веет радостью, праздником, светлым, сказочным настроением.

Большой русский писатель, мастер художественного слова К.Г.Паустовский говорил, что пейзаж очищает человека во всех его проявлениях. Давайте обратимся к его произведению.

IV. Чтение и анализ отрывка из рассказа.

Учебник “Русская речь” для 5-7 класса (автор Е.И.Никитина) или упр. 367 Учебника по русскому языку, 5 класс (авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) Можно найти в ЦОР аудиозапись.

Домашнее задание.

Письменно изложить свои наблюдения за снегом, написать о своих ощущениях, передать своё настроение, использовать в сочинении яркие средства изобразительности языка, придумать заглавие своей пейзажной зарисовке. Думаю, что прекрасная музыка и чудесный вид зимней природы за окном помогут вам в этой работе.

Презентация

Аудио-приложение