Решение и преобразование задач. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


(Слайд 1)

Цель и задачи урока: (Слайд 2)

  • Закрепить знания и способы учебной деятельности при решении задач;
  • Развивать творческие способности, познавательный интерес, логическое мышление; умение работать в группах;
  • Воспитывать чувство прекрасного, способствовать богатому восприятию мира, обогащать эмоции.

Оборудование:

  • На листе ватмана изображение морского дна,
  • рисунки с изображением морских животных, о которых говорили или решали задачи,
  • карточки с задачами,
  • видео- и аудиоаппаратура,
  • аудиозапись с «Колыбельной китихи»,
  • выставка книг.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в урок. Беседа.
  3. Физкультминутка
  4. Сообщение темы урока.
  5. Работа с задачами
  6. Творческая работа
  7. Решение задач на экологическую тему
  8. Самостоятельная работа
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.:

Знайка к нам пришёл в последний раз,
До будущего года с ним простится класс.
С задачами нашими он справиться помог,
Он многому нас научить смог.
Сейчас с Царицей Математикой, с родителями вместе
Они будут наблюдать.
Как дети умеют считать,
Уравнения, задачи решать,
Преобразовывать, сравнивать, смекать.

II. Введение в урок. Беседа.

У.: Примерно 4000 лет назад один китайский рыбак для утоления голода вскрыл несколько раковин и стал, вероятно, первым человеком, открывшим жемчуг. Начало жемчужине даёт чужеродное тело, например, песчинка; устрица покрывает это предмет перламутром слой за слоем, и этот предмет становится жемчужиной. (Слайд 3)

Когда это происходит естественным путём, жемчужина имеет идеальную форму. Но человек нашёл способ, как заставить устриц изготовлять искусственный жемчуг. Хотя форма его не идеальна, но всё равно он прекрасен! Убедитесь сами! У вас в гостях Жемчужница…

(Жемчужница – девочка в голубом платье с украшениями из ниток искусственного жемчуга на платье, в волосах)

Жемчужница.

«Добрый день» или «Добрый вечер», –
Всем друзьям сказать хочу
И порадоваться встрече –
В гости всех я вас зову. (Слайд 4)

Мои владения огромны, они в два с половиной раза больше суши. Человека давно влекут тайны морских глубин; может, и настанет тот день, когда он построит себе жилище под водой: на грядках – капуста и огурцы, в живых уголках – попугаи, в лесах – зайцы, ежи и лисички, у домов – коровки и бычки. Для умелых рук на морской глубине найдётся и игла, и пила, и молот. Ярко будет сиять луна, а днём будут щебетать ласточки и порхать бабочки.

У.: Интересный рассказ! Но я думаю, что он с секретом. Кто может разгадать секрет Жемчужницы?

(по ходу ответов на доске появляются рисунки и названия морских животных)

(Водоросли – морская капуста (Слайд 5)

Рыбы – попугай, бычок, корова, пила, игла, луна, ласточка, бабочка (Рисунки №6, 7)

Иглокожие (животные) – морской ёж, морской огурец. (Слайд 8) Морские ежи переползают по камням, соскребая с них крошечных растений и животных, и пользуются при этом сложным живительным аппаратом.

(можно использовать видеосюжеты о морских животных, иллюстрациями и рассказами-мини докладами подготовленных учеников)

У.: Большая часть поверхности планеты – это водные просторы. (Слайд 9). Мы даже не подозреваем, насколько уникально, разнообразно и прекрасно подводное царство.

Живая природа величественна и хрупка. Она в непрестанном движении.

Медуза легко и грациозно плавает, соперничая даже с рыбами.

А вот актинии приходится путешествовать на спине рака-отшельника.

У головоногого моллюска осьминога раковины нет.

Крабы. (Слайд 10)

А это – осьминог и рыба морской чёрт. (Слайд 11)

Гроза морей – акула. (Слайд 12)

Губка. Долгое время губку считали растением. Но это животное – без ног, без сердца, без головы. Губка живёт на подводной скале. Тело её пористое. На губке много дырочек. Подплывут к ней рачки и прочая мелочь – она отцеживает их сквозь дырочки. Полюбуйтесь! Можно подумать, что волны колышут нежные лепестки хризантем. Между тем это самые настоящие животные и хищники. Стоит незадачливой рыбке коснуться зловещих щупалец, специальные клетки парализуют её – и конец рыбке.

Узнаёте животных? (Слайд 13) Морские звёзды – одни из самых красивых обитателей моря. Движутся они при помощи ножек, как и ежи. Рот у них находится с нижней стороны тела. Они находят моллюсков с помощью чувствительных нервных окончаний и раскрывают их раковины своими цепкими ножками. Желудок их выворачивается наружу и обволакивает жертву.

Зоопланктон – крошечные рачки, личинки крабов, мелкие рыбы.

Рак-отшельник нуждается в собственном убежище. Спереди тело рака покрыто твёрдым покровом, а брюшко ничем не защищено. Поэтому пустая раковина моллюска для отшельника не просто дом, но и крепость, защита от врагов. Пока рак растёт, ему несколько раз приходится подыскивать себе подходящую раковину.

Киты удивляют своими исполинскими размерами, которые могут достигать 30 метров. (Слайд 14) Удивительно, что хотя и живут они в океане, но не могут постоянно оставаться под водой, а вынуждены подниматься на поверхность, чтобы набрать в лёгкие воздух через дыхательное отверстие на голове.

Дельфины. Около 20 месяцев питается молодой дельфинёнок материнским молоком. За это время он постепенно привыкает к обычной пище дельфинов – рыбе и кальмарам.

У.: "Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари ... Остановись и ты в изумлении перед красотой...", – писал В.А. Сухомлинский. Источником красоты и гармонии для человека всегда был мир природы: горы, леса, моря. Море – это целый мир, похожий на мир человека. У моря, как и у человека, есть свой характер. Оно может быть ласковым и грозным, спокойным, задумчивым и шаловливым. Стоишь на берегу, глядишь в бесконечную даль моря и восхищаешься. Морю посвящали свои произведения поэты, музыканты и художники. О море писали Пушкин и Тютчев, посвящали полотна Айвазовский и Ван Гог, Синьяк и Моне. Умению видеть, чувствовать и ценить красоту надо учиться с детства.

Да, богато море, но оно ещё и прекрасно, будь это дневное море или ночное.

Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева (Слайд 15)

Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и дыхание, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

III. Физкультминутка.

(Слайд 16)

Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура, на месте замри!

IV. Сообщение темы урока.

У.: В течение недели вы занимались поисковой работой, много прочитали, нашли данные о морских животных для составления задач. У нас урок математики. Прочитайте на доске тему урока. Как вы понимаете выражение «работаем над задачей»?

Д.: Решаем, составляем, преобразуем…

У.: Как можно оформить решение задачи?

Д.: С вопросами, по действиям с пояснением, выражением, в буквенном виде, алгебраическим способом – уравнением…

У.: Приступаем к решению задач.

V. Работа с задачами.

Задача 1. У морского слона при нырянии происходит 4 удара сердца в минуту, что в … раз реже, чем у кита. Сколько ударов сердца в минуту у кита?

Задача 2. (Слайд 17) У трёх осьминогов 9 сердец. У скольких осьминогов 18 сердец?

3 осьм. – 9 с.
? осьм. – 18 с.

У.: Повторите условие задачи по её краткой записи. Какого типа задача?

Д.: На приведение к единице.

У.: Можно ли решить эту задачу другим способом? Запишите решения.

1 сп.   2 сп.
1) 9 : 3 = 3 (с.) – у 1 осьм.
2) 18 : 3 = 6 (осьм.)
Ответ: 6 осьм.
  1) 18 : 9 = 2 (раза) – больше
2) 3 * 2 = 6 (осьм)
Ответ: 6 осьм.

Задача 3. (Слайд 18) У двух электрических скатов по 10 малышей и у нескольких – по 9 малышей. У скольких скатов по 9 малышей?

Д.: Задача с неполными данными, её решить нельзя.

У.: Что нужно добавить?

Д.: В условие надо добавить общее количество малышей.

У.: Добавляю: « … если всего у них 65 детёнышей?»

2 … – 10 …
Х … – 9 …

Что означают эти записи? Все ли данные задачи использованы?

Д.: Отсутствует общее количество детёнышей, используем знак }65 д.

У.: Что можно составить?

Д.: Уравнение.

У.: Что такое уравнение? Дайте определение.

(Уравнение – это выражение с неизвестным)

Составьте уравнение.

10 * 2 + 9 * Х = 65

Решите уравнение.

Задача 4. (Слайд 19) Рыба-меч за один час проплыла 50 км, что на 20 км больше, чем за второй, а за третий – столько же, сколько за первый и второй вместе. Сколько километров проплыла рыба-меч за третий час?

У. Помогите составить краткую запись.

1 – 50 км, на 20 км >
2 – ?
3 – ?

Решите задачу.

  • 50 – 20 = 30 (км) – за 2 час
  • 50 + 30 = 80 (км) – за 3 час

Ответ: 80 км.

У.: Можно ли изменить вопрос задачи? Изменится ли решение? Обоснуйте ответ.

Д.: Можно узнать, сколько километров проплывёт рыба-меч за 3 часа? Решение дополнится ещё одним действием, которое выполняется сложением.

Задача 5

У.: Перед вами краткая запись задачи – по ней надо составить условие.

Морской петушок – 64 шип.
Морской дракончик – 6 шип. } 80 шип.
Морская собачка – ? шип.

Д.: У рыб морского петушка, морского дракончика и морской собачки 80 шипов. У морского петушка 64 шипа, а у морского дракончика 6 шипов. Сколько шипов у морской собачки?

У.: Задача какого типа?

Д.: На нахождение третьего слагаемого.

У.: Как изменить условие задачи, чтобы она стала простой?

Д.: У морского петушка и морского дракончика 70 шипов.

У.: Как изменить условие задачи, чтобы она решалась в три действия?

Д.: У морского петушка 64 шипа, это на 58 шипов больше, чем у морского дракончика.

У.: Молодцы, хорошо справились с предложенными заданиями.

VI. Творческая работа.

У.: Предлагаю вам творческую работу. Воспользовавшись своими находками – данными о морских животных, работая в группах, составьте тексты задач, которые можно было бы послать в журнал «Любознательным математикам».

(На партах каждой группы – материалы поисковой работы: данные о морских животных для составления текстов задач. После окончания работы зачитываются задачи. Дома предлагаю решить эти задачи.)

VII. Решение задач на экологическую тему.

(Слайд 20)

У.: предложенные мной задачи обсудим не только с математической точки зрения – они приглашают к размышлениям.

Задача 1. Кит – морской гигант, который, как и многие животные, не смог уберечься от преследования человеком. В 1855 году в Охотском море плавало 60 судов, добывая по 35 китов в день. Каков был возможный ежедневный отлов морских гигантов? За неделю? За месяц?

Д.:

В день 35 * 60 = 2100 китов,
за неделю – 2100 * 7 = 14700 китов,
за месяц – 2100 * 30 = 63000 китов.

Задача 2. У берегов Японии охота началась с 1600 года и проводилась до 1880 года, когда в прибрежных водах китов не осталось. Сколько лет понадобилось человеку, чтобы киты пропали в этой части моря?

Д.: 280 лет.

У.: В настоящее время люди пытаются исправить ситуацию, запретив охоту на китов и занеся их в Красную книгу. Известно 127 родов вымерших китов! Вдумайтесь в это число! А ведь киты, как и всё живое, имеют право на жизнь.

Под аудиозапись « Колыбельная китихи» подготовленный ученик рассказывает:

Д. Учёные, изучающие жизнь горбатых китов, обнаружили, что это очень поэтичные создания. Судите сами: киты любят петь! Кит обычно насвистывает определённый мотив около года, постоянно совершенствуя его. Через год песня кита меняется, он разрабатывает новую тему – и так на протяжении всей своей жизни. Киты любят и танцевать, выделывая разные пируэты в воздухе, они выпрыгивают из воды, исполняя двойное сальто.

VIII. Самостоятельная работа.

У. Предлагаю вам на выбор решить две задачи разного уровня. Тексты задач даны на карточках.

IX. Итог урока.

Запомнился ли вам этот урок? Если есть желание, напишите своё впечатление о нём.

Что вызвало на уроке затруднение?

Над чем надо ещё работать?

X. Домашнее задание.

Предлагаю вам решить задачи, составленные в группах.

Список используемой литературы:

  1. Вачьянц А. Мир моря в искусстве. Проектная работа. Начальная школа 1 сентября. № 18, Слова В.А. Сухомлинского, 2008.
  2. Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Энциклопедия. – М.: «Росмэн», 1994.
  3. Крейг А., Росни К. Наука. Энциклопедия. – М.: «Росмэн», 1994.
  4. Мокрушина О.А.. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др., (М.: Просвещение). 3 класс., – М.: «Вако», 2008.
  5. Уолтерс М., Дж. Джонсон. Великолепная Энциклопедия Животных. – М.: «Махаон», 2007.
  6. Холланд Дж. Большая Иллюстрированная Энциклопедия «Эрудит» – М.: « Махаон», 2007.

Фотоальбом.