Для современной образовательной системы проблема умственного развития чрезвычайно важно. В век информационных технологий ценятся люди образованные, знающие, активные. Не последнюю роль в умственном развитии ребенка играет познавательный интерес. Как же помочь ребенку в формировании активной позиции познания? Как развить познавательный интерес, подготовив тем самым к успешному обучению в школе и к будущей жизни в современном обществе. Познавательный интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Он проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Его сущность: занимательность, новизна, необычность, неожиданность.
Мы считаем, что основным средством развития познавательного интереса у дошкольников является проектная деятельность. Именно в ней успешно сочетаются и решаются образовательные, творческие, нравственные, эмоционально-эстетические задачи воспитания и обучения.
Почему наш выбор пал именно на данную тему изучения? Актуальность её очевидна, большое внимание СМИ и всей общественности приковано к проблемам плохой экологии, к проблемам сохранения полезных ископаемых, природных ресурсов Земли, техногенные катастрофы и проблемы общечеловеческого общения.
Мы – жители планеты Земля – такой уникальной и неповторимой, среди других планет Солнечной системы! Мы должны заботиться о ней, беречь её богатства, мир, красоту и учить этому будущее поколение – наших детей.
Кроме того на выбор темы проекта оказали влияние нескончаемые вопросы воспитанников:
– Как появилась наша планета?
– Что такое звездный дождь?
– Почему в Африке нет снега зимой?
Чтобы найти объяснения, ответы на эти вопросы мы начали изучать “Жизнь Замечательной Земли”. Работа над проектом позволила детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними, понять значимость влияния деятельности человека на экологию – здоровья Земли; убедиться в пользе взаимопонимания между людьми, различных рас и народов – жителей одной планеты – Земля.
Дети, во время работы участвовали в различных видах деятельности, научились размышлять, объяснять, сравнивать, наблюдать, ставить проблемы. Таким образом, мы убедились, что развивая познавательный интерес через изучение какой-либо (интересной детям) темы мы способствуем не только накоплению знаний, расширению кругозора воспитанников, но и формируем личность ребенка, его позицию к проблемам общества, развиваем интеллект – готовим будущего активного гражданина, жителя Земли!
Познавательный проект
“Жизнь замечательной Земли”
Тематическое планирование
Месяц |
Образовательный цикл |
Практико-экспериментальный цикл |
Сентябрь |
Знакомство с проектом. Вступительная
беседа. Просмотр научно-популярных фильмов: “Рождение Земли” – вопросы к детям. |
Составление творческих рассказов “Истории о Земле”. |
Октябрь |
Экскурсия в планетарий Обмен впечатлениями. |
Коллективная аппликация “Среди других
миров” Оформление фотовыставки: “Мы видели чудо” |
Ноябрь |
Рассматривание модели Земли.
Знакомство с глобусом. Понятия: полюс, экватор,
магнитное поле земли. “Как прочитать карту” – занятие. |
Опыты: “Как происходит смена времен
года и времени суток на земле”, “магнитное поле
земли”. Аппликация (способом обрыва) “Карта местности” |
Декабрь |
Природные зоны Земли – где жить хорошо?! Чтение художественной литературы. |
Оформление альбома “Уникальная
планета земля” (разнообразие ландшафтов). Создание макетов: “Горный массив”, “Пустыня”, “Северный полюс”. |
Январь |
“Что такое климат?” условия жизни на Земле: север, юг, восток и запад. | Экскурсия в Краеведческий музей. “С мечтой о путешествиях” – выставка семейного рисунка. |
Февраль |
Растительный и животный мир. | Изготовление дидактической игры “Кто, где живет”. |
Март |
Недра Земли: почему “ископаемые”, для чего “полезные”?! | Изучение и оформление коллекции
минералов и полезных ископаемых, Изготовление дидактической игры: “Что из чего”. |
Апрель |
Кладовые земли Астраханской. Встреча с работником “Газпрома” |
Выпуск газеты: “Чем богат наш край” Утренник “День Земли”, Викторина: “Что ты знаешь о своей планете?” |
Актуальность темы проекта
Проект направлен на решение вопросов развития элементарных естественнонаучных представлений. Формирование образа мира в соответствии с базовыми образовательными программами.
11Поскольку, именно в дошкольном детстве, благодаря познавательной активности ребенка, неутолимой жажде новых впечатлений, любопытству, постоянному стремлению наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать, порождает исследовательское поведение, происходит зарождение и становление первичных представлений о мире, создаются условия для процесса саморазвития.
Цели проекта:
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников. Формирование образа мира, осознание того, что кроме нас жизнь ПОКА больше негде не обнаружена. И эта жизнь зависит не только от “капризов” природы, но и от результатов жизнедеятельности человека.
Гипотеза
Земля очень похожа на другие планеты Солнечной системы, и все-таки она уникальна, наш земной дом — это лишь крошечная песчинка мироздания. Нигде в бескрайних просторах необъятной Вселенной жизни не обнаружено.
“Здоровье” нашей планеты зависит от влияния сил космоса и от деятельности человека