Урок по развитию устной речи в 3-м классе коррекционной школы VIII вида

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Цели урока: Познакомить учащихся с транспортом, видами транспорта; обогащать словарный запас учащихся; активизировать глагольную лексику в устной речи, развивать коррекцию внимания, восприятия, воспитывать мотивацию к учению.

Словарь: автобус, троллейбус, трамвай, метро.

Ход урока

1. Орг.момент.

– Сегодня я приготовила очень интересное задание, мне хочется, чтобы вы с ним справились.

Прочитайте ряд слов: огурец, яблоко, автобус, помидор, слива, …, свекла, …, трамвай,…, … .

Продолжите ряды слов, определив закономерность.

2. Введение в тему.

– Для определения темы урока нам надо отгадать кроссворд.

Задание: Я расскажу вам историю, в которой различные предметы беседуют с одним и тем же героем рассказа. Вам надо отгадать, с кем они беседовали.

Для этого каждого участника нашего рассказа мы будем вписывать в клеточки кроссворда. Я буду показывать картинки. Итак, слушайте:

Лежало у дороги старое…
Мчится мимо такси (показ картинки такси и запись в кроссворд)
– Остановись! – просит…
– Поговори, со мной!
– Некогда! – просигналило такси и уехало.
Едет мимо велосипед.
– Задержись – просит…
– Поговори со мной!
– Завтра! – прозвенел велосипед. (Показ картинки)
Несётся мимо мотоцикл.
– Притормози, – просит…
– Поговори со мной!
– В другой раз – протарахтел мотоцикл. (Показ картинки)
Спешит мимо троллейбус. (Картинка)
– Помедли, – просит…
– Рано! Пророкотал троллейбус и пропал из виду.
Торопится мимо автобус. (Картинка)
– Подожди! – просит…
– Не могу! – прогудел автобус.
Катит мимо грузовик. (Картинка)
– Постой! – просит…
– Не сейчас! – сказал грузовик.
– Всем не до меня! – вздохнуло старое… . А ведь если бы меня не было, не могли бы они ни мчаться. Ни ехать, ни катить.
– Что это было? (колесо)
– Каким одним словом можно назвать героев рассказа? (транспорт)

Запись темы урока.

– Сегодня я узнаю, хорошо ли вы ориентируетесь в транспорте: какие правила ДД вы знаете, какие виды транспорта и какие вы пассажиры

3. Актуализация опорных знаний.

Вводная беседа.

Учитель убирает кроссворд, но оставляет картинки и просит учеников назвать то, что на них изображено.

– Каким словом можно назвать эти средства передвижения?

– Какой это транспорт?

– Какие еще виды транспорта вы знаете? (водный, воздушный)

– От чего зависит название вида транспорта?

4. Физминутка.

Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой, Покачай головой.
Руки кверху подними
И похлопай – раз, два, три.

5. Работа в тетрадях. Закончи предложение.

По асфальтированной дороге я еду на…? Это ? транспорт. По морю я плаву на ? . Это ? транспорт.

Упражнение по развитию слухового внимания. Отгадать загадку и составить устно предложение.

Идет по рельсам и звенит: динь-дон, динь-дон!
Кто хочет прокатиться? Динь-дон! (трамвай)
Крутятся педали, вы его узнали!
Шинами шуршит, весело летит. (Велосипед)
Мчится он, грохочет гром, еле ловишь взглядом.
Два веселых колеса и коляску рядом. (Мотоцикл)
Едет он, усатый, полный и пузатый.
Люди в нем сидят, в окна все глядят. (Троллейбус)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автобус)
Молодцы!

Беседа по картинке. (Авария)

– Как назвать это происшествие?
– Где случаются аварии?
– Что бывает с людьми, попавшими в аварию?

Аварии случаются ежедневно. По разным причинам. Прежде всего, надо соблюдать правила перехода через проезжую часть, и тогда вы не попадете в аварию и не станете ее причиной. Выступление сотрудника ГИБДД.

– А что еще надо знать, чтобы не попасть в аварию? (дорожные знаки)

Всего имеется 152 знака и они делятся на группы по своему назначению деятельности (предупреждающие, запрещающие, информационно– указательные знаки сервиса).

Помните ребята: запрещается снимать и повреждать таблички с обозначениями знаков.

Чтобы руки были целы, чтобы ноги были целы,
Надо знаки знать, надо знаки уважать.

Итог урока.

Урок по развитию устной речи в 3-м классе коррекционной школы VIII вида.