Цели урока: Познакомить учащихся с транспортом, видами транспорта; обогащать словарный запас учащихся; активизировать глагольную лексику в устной речи, развивать коррекцию внимания, восприятия, воспитывать мотивацию к учению.
Словарь: автобус, троллейбус, трамвай, метро.
Ход урока
1. Орг.момент.
– Сегодня я приготовила очень интересное задание, мне хочется, чтобы вы с ним справились.
Прочитайте ряд слов: огурец, яблоко, автобус, помидор, слива, …, свекла, …, трамвай,…, … .
Продолжите ряды слов, определив закономерность.
2. Введение в тему.
– Для определения темы урока нам надо отгадать кроссворд.
Задание: Я расскажу вам историю, в которой различные предметы беседуют с одним и тем же героем рассказа. Вам надо отгадать, с кем они беседовали.
Для этого каждого участника нашего рассказа мы будем вписывать в клеточки кроссворда. Я буду показывать картинки. Итак, слушайте:
Лежало у дороги старое…
Мчится мимо такси (показ картинки такси и запись в кроссворд)
– Остановись! – просит…
– Поговори, со мной!
– Некогда! – просигналило такси и уехало.
Едет мимо велосипед.
– Задержись – просит…
– Поговори со мной!
– Завтра! – прозвенел велосипед. (Показ картинки)
Несётся мимо мотоцикл.
– Притормози, – просит…
– Поговори со мной!
– В другой раз – протарахтел мотоцикл. (Показ картинки)
Спешит мимо троллейбус. (Картинка)
– Помедли, – просит…
– Рано! Пророкотал троллейбус и пропал из виду.
Торопится мимо автобус. (Картинка)
– Подожди! – просит…
– Не могу! – прогудел автобус.
Катит мимо грузовик. (Картинка)
– Постой! – просит…
– Не сейчас! – сказал грузовик.
– Всем не до меня! – вздохнуло старое… . А ведь если бы меня не было, не могли бы они ни мчаться. Ни ехать, ни катить.
– Что это было? (колесо)
– Каким одним словом можно назвать героев рассказа? (транспорт)
Запись темы урока.
– Сегодня я узнаю, хорошо ли вы ориентируетесь в транспорте: какие правила ДД вы знаете, какие виды транспорта и какие вы пассажиры
3. Актуализация опорных знаний.
Вводная беседа.
Учитель убирает кроссворд, но оставляет картинки и просит учеников назвать то, что на них изображено.
– Каким словом можно назвать эти средства передвижения?
– Какой это транспорт?
– Какие еще виды транспорта вы знаете? (водный, воздушный)
– От чего зависит название вида транспорта?
4. Физминутка.
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой, Покачай головой.
Руки кверху подними
И похлопай – раз, два, три.
5. Работа в тетрадях. Закончи предложение.
По асфальтированной дороге я еду на…? Это ? транспорт. По морю я плаву на ? . Это ? транспорт.
Упражнение по развитию слухового внимания. Отгадать загадку и составить устно предложение.
Идет по рельсам и звенит: динь-дон, динь-дон!
Кто хочет прокатиться? Динь-дон! (трамвай)
Крутятся педали, вы его узнали!
Шинами шуршит, весело летит. (Велосипед)
Мчится он, грохочет гром, еле ловишь взглядом.
Два веселых колеса и коляску рядом. (Мотоцикл)
Едет он, усатый, полный и пузатый.
Люди в нем сидят, в окна все глядят. (Троллейбус)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автобус)
Молодцы!
Беседа по картинке. (Авария)
– Как назвать это происшествие?
– Где случаются аварии?
– Что бывает с людьми, попавшими в аварию?
Аварии случаются ежедневно. По разным причинам. Прежде всего, надо соблюдать правила перехода через проезжую часть, и тогда вы не попадете в аварию и не станете ее причиной. Выступление сотрудника ГИБДД.
– А что еще надо знать, чтобы не попасть в аварию? (дорожные знаки)
Всего имеется 152 знака и они делятся на группы по своему назначению деятельности (предупреждающие, запрещающие, информационно– указательные знаки сервиса).
Помните ребята: запрещается снимать и повреждать таблички с обозначениями знаков.
Чтобы руки были целы, чтобы ноги были целы,
Надо знаки знать, надо знаки уважать.
Итог урока.
Урок по развитию устной речи в 3-м классе коррекционной школы VIII вида.