Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают. Такая учебная деятельность называется творческой. На традиционном уроке при введении знаний ребята слушают учителя, следят за его мыслью, а на этапе воспроизведения запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность называется репродуктивной.
На проблемном уроке ученики усваивают новое знание творчески, а на традиционном – репродуктивно. Сказываются ли эти различия на конечном результате? Ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок даёт более прочные знания, чем традиционный, подтверждая мысль, что ничему нельзя научить – можно только научиться.
Разница в учебной деятельности даёт разницу в результатах.
Как поставить учебную проблему?
С проблемной ситуации начинается научное творчество. И проблемный урок должен начинаться аналогично.Приемы создания проблемной ситуации
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. Эмоциональное переживание возникает у школьника в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Можно выделить 6 приёмов проблемных ситуаций: 3 – с «удивлением», 3 – с «затруднением».ПРИЕМ №1.
Пример. Урок родного языка в 7-м классе по теме «Дахуул үгэ»
Сравнив данные таблицы, учащиеся приходят к выходу, что послеслогов в бурятском языке больше. (По данным М.Н. Мангадаева, Улан-Удэ, 1982 г.) Но текстах на бурятском языке их меньше, чем в русском. (Выявление на основе сравнения). Ученики испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации).
ПРИЕМ № 2. Он чуть сложнее предыдущего, потому что учителю придётся столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал.
Пример. Урок бурятского языка в 5-м классе по теме «Орёо үгэнүүд» (Сл. слова)
Учитель | Ученики |
– В словах на доске выделить корень (практическое задание) | Ученик у доски в последнем слове «hайндэр» выделяет один корень. |
– Все согласны? | Нет. В слове «hайндэр» два корня: hайн – и – дэр. Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации). |
Таким образом, приемы 1 и 2 создают противоречие между двумя и более положениями.
ПРИЁМ № 3. В сравнении с предыдущим он самый сложный, так как выполняется в два шага. Сначала учитель обнажает представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Пример. Урок бурятского языка в 7-м классе по теме «Дахуул үгэ»
Учитель | Ученики |
– На доске два столбика предложений: Самолёт дээгүүр ниидэнэ. Стол дээрэ ном хэбтэнэ. Найдите послелоги. Что можно о них сказать? | – «Дээгүүр», «дээрэ» являются послелогами. |
– Проверим. Вспомните, что такое «Дахуул үгэ»? | – Не отвечают на вопрос, не обозначают предмет, действие, состояние, признак. |
– Но тогда «Дахуул үгэ» не отвечает на вопрос (предъявление научного факта) | (Возникновение проблемной ситуации) |
– Сделайте разбор по составу предложений. | Сделав разбор по составу предложений, учащиеся делают вывод, что в первом случае «дээгүүр» – наречие, во втором – послелог, «дахуул үгэ». |
Мы рассмотрели все приёмы создания проблемной ситуации с удивлением. Переходим к проблемным ситуациям с затруднением. В их основе лежит единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.
ПРИЁМ № 4. Самый простой: учитель даёт задание, не выполнимое вообще, в принципе. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Пример. Урок родного (бурятского) языка в 7-м классе по теме «Деепричастна түхэлэй хамаадал» (Деепричастие)
Учитель | Ученики |
– Уридшалhан, үргэлжэлhэн, болзоогой, хизаарлаhан деепричастнуудые нюурта ба өөртэ хамаадалай залгалта нэмээд, үгтэhэн формодо оруулха. | Дети выполняют задание: ябамсаарни, ябазалааршни, ябабалтнай, ябамсаараа, ябаhаараа и т.д. |
– (Проделать то же самое с другими глаголами). Илгаhан, холбоhон деепричастнуудые нюурта ба өөртэ хамаадалай залгалта нэмээд, үгтэhэн формодо оруулха. | – Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). |
Приём № 5. Состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Пример. Урок родного языка в 9-м классе по теме «Сэхэ ба өөршэлэн хэлэлгэ» (Прямая речь).
Ученикам даются два простых предложения, с которыми они успешно справляются. Третьей предлагается осложнённое предложение. Поскольку с этим типом заданий дети ещё не сталкивались, они в затруднении (возникновение проблемной ситуации).
И, наконец, ПРИЕМ № 6. Из всех приёмов создания проблемной ситуации с затруднением он самый сложный, потому что выполняется в два шага. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьникам всё-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.
Пример. Урок в 5-м классе по теме «Йотированные гласные».
Учитель | Ученики |
– Какую тему мы проходили на прошлом уроке? – Сделаем фонетический разбор слов… | – Гласные. Легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. |
– А теперь сделайте фонетический разбор слов «үнеэн», «яяр» (задание сходное с предыдущими). | Дети допускают ошибку. |
– Давайте проверим. Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено) | Осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации. |
В применении приемов создания проблемной ситуации существует определённая предметная специфика. Но я лично убедилась и в обратном: если хорошенько напрячься, то по каждому предмету можно придумывать проблемные ситуации всеми шестью (6) приёмами.