Развитие речи учащихся при изучении глагола. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • показать роль глагола в построении  связных высказываний;
  • обогатить речь школьников глаголами различных  лексико-семантических групп;
  • формировать навыки работы с текстом;
  • воспитать интерес к изучению русского языка.

Глагол является основой  языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.

А.Н. Толстой

Слово учителя.

Русский язык  чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке» иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов»,  – писал В.Г. Белинский.

Скажите, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идет?
В русском языке 35%  – глаголы, 40% слов – существительные. В.И. Даль писал: «глагол – это речь человека, разумный говор – язык».
Мы отправляемся с вами в лингвистическое путешествие.

I. Глаголы, описывающие действия человека и природные явления.

1. Выразитиельное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упало; в такое беде
Арапов черный рой мятется;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…

– О ком здесь идет речь?  (О Черноморе и его слугах.)
– Что произошло сначала?
– Что позже?
– Чем завершается эта сцена?

Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают  ритм.
Глагол может передать и последовательность движений:

Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит  ноздри копиём,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.

 – О ком идет речь? (О Руслане и голове, которую он встретил на своем пути)

2. Глаголы делают выразительными описания природы.

Прочитаем отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем;
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен…

Глаголы и их формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.

3. Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, такси? Как ходят дети, взрослые, старые люди? Подберем синонимы, убедимся, что их в нашем языке много.

II. Найдите в текстах глаголы звучания и цвета. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст.

1) Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник (Пушкин)

2) Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю Ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет. (Бунин)

3) Еще нигде не румянилась заря,
Но уже забелелось на востоке.

III. Какую роль играют глаголы в оценке персонажа, героя повести, сказки, рассказа?
Можно ли судить о характере, личности героя по его действиям, выраженным глаголами?

Например:

1) И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь. (Пушкин)

2) Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат. (Пушкин)

Приведите подобные примеры.

IV. Многие писатели рассказывают, активно пользуясь глаголами, о дожде, о грозе Как вы думаете – почему?

Какую роль играют глаголы в приведенных отрывках? Приведите свои примеры из известных вам описаний.

1) Потом начинает синеть, темнеет, наливаться чернотой один край неба, и начинают ударять молнии… И первые крупные капли свертываются в шарики в дорожной пыли, прежде чем хлынет, освежит, напоит, омоет, потечет ручьями, засверкает лужами засветится на траве и листьях…

2) Вдали еще гремит, но тучи уж свалились, как горы дымные, идут они на юг. Опять лазурь ясна, опять весна вокруг. И ярким солнцем чащи озарились. (Бунин)

V. Напишите свою миниатюру, этюд на одну из тем:

«А дождь идет…»
«Ветер, ветер, ты могуч…
«Люблю смотреть на озеро, ручей».

VI. Подберите синонимы и антонимы к глаголам:

1) выгнать – изгнать, выдворить (разг.), выпроводить (разг.), вышвырнуть (просторечн.)
2) смотреть, 3) блестеть, 4) говорить

VII. В русском языке есть предложения, где подлежащего нет, но оно мыслится определенно: форма глагола (1-е лицо ед. числа) ясно указывает на подлежащее.

Например:

1) Люблю тебя, Петра творенье… (Пушкин)
2) Брожу над морем, жду погоды, маню ветрила кораблей. (Пушкин)

Найдите сами похожие примеры.

VIII. Есть предложения, состоящие только из сказуемого.

Например: Ночь прошла. Рассвело. (Никитин).

Составьте несколько подобных примеров.

IX. Самостоятельная работа

Распределите данные глаголы и словосочетания на 3 группы:

1) глаголы со значением речи;
2) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего;
3) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

*Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

– Придумайте словосочетание с глаголами говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить
– Определите лексическое значение глаголов чувств:  вспомнить, улыбнуться, удивиться, ужаснуться, обрадоваться.

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Лес проснулся» или «На берегу реки».

Литература:

1. Журналы «Русский язык в школе», 1994, 1993, 1995, 2001, 2002г.
2. Русский язык. Пособие по лексике, морфологии и синтаксису. Под редакцией Л.П.Федоренко М., Высшая школа, 1987
3. Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М., Просвещение, 1989