Цели урока:
- показать роль глагола в построении связных высказываний;
- обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических групп;
- формировать навыки работы с текстом;
- воспитать интерес к изучению русского языка.
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.
А.Н. Толстой
Слово учителя.
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке» иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов», – писал В.Г. Белинский.
Скажите, какие глаголы мы можем найти, чтобы
описать, как человек идет?
В русском языке 35% – глаголы, 40% слов –
существительные. В.И. Даль писал: «глагол – это
речь человека, разумный говор – язык».
Мы отправляемся с вами в лингвистическое
путешествие.
I. Глаголы, описывающие действия человека и природные явления.
1. Выразитиельное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упало; в такое беде
Арапов черный рой мятется;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…
– О ком здесь идет речь? (О Черноморе и его
слугах.)
– Что произошло сначала?
– Что позже?
– Чем завершается эта сцена?
Глаголы передают последовательность событий,
темп происходящего, создают ритм.
Глагол может передать и последовательность
движений:
Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копиём,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.
– О ком идет речь? (О Руслане и голове, которую он встретил на своем пути)
2. Глаголы делают выразительными описания природы.
Прочитаем отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем;
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен…
Глаголы и их формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.
3. Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, такси? Как ходят дети, взрослые, старые люди? Подберем синонимы, убедимся, что их в нашем языке много.
II. Найдите в текстах глаголы звучания и цвета. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст.
1) Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник (Пушкин)2) Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю Ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет. (Бунин)3) Еще нигде не румянилась заря,
Но уже забелелось на востоке.
III. Какую роль играют глаголы в оценке
персонажа, героя повести, сказки, рассказа?
Можно ли судить о характере, личности героя по
его действиям, выраженным глаголами?
Например:
1) И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь. (Пушкин)2) Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат. (Пушкин)
Приведите подобные примеры.
IV. Многие писатели рассказывают, активно пользуясь глаголами, о дожде, о грозе Как вы думаете – почему?
Какую роль играют глаголы в приведенных отрывках? Приведите свои примеры из известных вам описаний.
1) Потом начинает синеть, темнеет, наливаться чернотой один край неба, и начинают ударять молнии… И первые крупные капли свертываются в шарики в дорожной пыли, прежде чем хлынет, освежит, напоит, омоет, потечет ручьями, засверкает лужами засветится на траве и листьях…
2) Вдали еще гремит, но тучи уж свалились, как горы дымные, идут они на юг. Опять лазурь ясна, опять весна вокруг. И ярким солнцем чащи озарились. (Бунин)
V. Напишите свою миниатюру, этюд на одну из тем:
«А дождь идет…»
«Ветер, ветер, ты могуч…
«Люблю смотреть на озеро, ручей».
VI. Подберите синонимы и антонимы к глаголам:
1) выгнать – изгнать, выдворить (разг.), выпроводить (разг.), вышвырнуть (просторечн.)
2) смотреть, 3) блестеть, 4) говорить
VII. В русском языке есть предложения, где подлежащего нет, но оно мыслится определенно: форма глагола (1-е лицо ед. числа) ясно указывает на подлежащее.
Например:
1) Люблю тебя, Петра творенье… (Пушкин)
2) Брожу над морем, жду погоды, маню ветрила кораблей. (Пушкин)
Найдите сами похожие примеры.
VIII. Есть предложения, состоящие только из сказуемого.
Например: Ночь прошла. Рассвело. (Никитин).
Составьте несколько подобных примеров.
IX. Самостоятельная работа
Распределите данные глаголы и словосочетания на 3 группы:
1) глаголы со значением речи;
2) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего;
3) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.
*Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.
– Придумайте словосочетание с глаголами говорить,
рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить
– Определите лексическое значение глаголов
чувств: вспомнить, улыбнуться, удивиться,
ужаснуться, обрадоваться.
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Лес проснулся» или «На берегу реки».
Литература:
1. Журналы «Русский язык в школе», 1994, 1993, 1995, 2001,
2002г.
2. Русский язык. Пособие по лексике, морфологии и
синтаксису. Под редакцией Л.П.Федоренко М., Высшая
школа, 1987
3. Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка.
М., Просвещение, 1989