Тип урока: комбинированный.
Форма урока: лабораторное занятие с элементами исследования.
Цель урока: повторить условия возникновения религии древних славян сформировать представление о богах и их значении в жизни древних славян.
Задачи урока:
Образовательная:
- Сформировать представление о связи богов и сил природы
- Показать влияние религиозных верований на жизнь и быт славян
- Сформировать знания о волхвах и их роли в Древней Руси
- Подвести уч-ся к пониманию причин изменения состава пантеона богов с течением эволюции ( от земледельческих богов –к военным)
- Показать как выражалось мировоззрение славян в фольклоре
Развивающая:
- Продолжать формировать навыки анализа , сравнения, конкретизации, выделения существенного и обобщения информации.
- Продолжить развивать мыслительную деятельность учащихся, используя приемы классификации, анализа, стимулирующих звеньев.
Воспитательная:
- способствовать формированию чувства патриотизма.
- воспитывать потребность в грамотной речи, умение выслушать.
- Продолжать формировать навыки работы в команде
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
Приемы: работа в тетради, работа с картой, работа на компьютере, работа с наглядным пособием, заполнение таблицы, схемы, вычленение смысловых единиц, маркировка текста, прием сопоставления, работа с документами
Виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: история России, география, религии России, литература
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, карта расселения древних славян, презентации, лист ватмана со стилизованным изображением генеалогического древа, раздаточный материал (документы, иллюстрации, карточки с понятиями и определениями), музыка (гусли или свирель),карточки-лото(с понятиями и определениями)
Опережающее задание:
- презентация с изображением богов (к родословному древу)
- презентация оберегов и тайных знаков (с их значением)
- презентация слайдов с результатом работы гр №4
- Повторить историю России с древнейших времен до конца правления Владимира
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Ожидаемый результат |
1. Оргмомент (1 мин) | Учитель: Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас приготовлено к уроку: дневники, тетради, ручки. Садитесь. |
||
2. Повторение (4-5 мин) | Учитель:“на прошлом уроке мы проходили тему “Источники изучения и исторические условия возникновения религии древних славян”Давайте повторим основные понятия и моменты прошлой темы. Перед вами лежат карточки с понятиям и определениями. Один ученик читает понятие ,остальные ищут к нему определение и наоборот”. | ||
Члены групп поочереди называют понятия и соответствующие им определения | |||
Мы знаем что на формирование религии древних славян повлияло 3 важных фактора. Посмотрите на схему и скажите, какого фактора не хватает? (слайд) | |||
1-2 чел называют пропущенные записи | |||
(находят неточность в схеме “источники изучения..”) | |||
Ученые делят все источники изучения славянского язычества на 2 группы. Какие? | |||
Отвечают | Вещественные и письменные | ||
Найдите в схеме несоответствие (слайд) | |||
Выполняют задание. | |||
Какие еще вещественные источник вы знаете? | |||
Отвечают. | Письменные. | ||
(слайд с картой) Учитель: покажите на карте места расселения древних славян на территории будущей России . | |||
1 чел оказывает на карте и рассказывает о местах расселения восточных, западных, южных славян | |||
Актуализация знаний (2 мин) | Учитель: “мы изучаем большую тему “Религия древних славян”. Нам известно где селились славяне, что повлияло на формирование их религии | ||
Сегодня на уроке мы получим представление о богах и их значении в жизни древних славян. | |||
(На интерактивной доске появляется сохраненный с прошлого урока кластер: религия древних славян-условия возникновения, источники изучения, расселение) | |||
На прошлом уроке мы начали составлять кластер. Давайте дополним его. | |||
Мы узнаем:
|
|||
3. Изучение новой темы (1 мин) | Чтобы добиться нашей общей цели мы разделимся на группы. Каждая группа будет работать над собственным заданием, которое лежи перед вами. Работать вы будете в течение 10 минут. Вам необходимо подготовить краткое выступление, а потом представители от группы в течение 2,5– 3х минут объявят о результатах работы своей группы” | ||
(10 мин) | Начинают работу в группах | ||
Гр1 – приложение №1 Гр2 – приложение№2 Гр3 – приложение №3 Гр4 – прилоежние№4 Гр5 – приложение№5 |
|||
Работают в течение 10 минут | |||
(Учитель вызывает представителей от групп, в ходе выступления выводится на экран соответствующая презентация ) | |||
(3*5=15мин) | Объявляют результаты своей работы. Каждая группа выступает 2,5-3 минуты. | ||
4. Повторение (2 мин) | Итак, что мы сегодня узнали?
(проверяется соответствие с кластером):
|
||
Итак, какова же была тема нашего сегодняшнего урока? | |||
Отвечают | Боги древних славян | ||
Запишем тему в тетрадь | |||
5. Закрепление (1+4 мин) | Сейчас пройдите к компьютерам и из папки “для 8а кл” выведите на экран текст с ошибками. Ваша задача: записать свои фамилии и выделить жирным шрифтом те места в тексте, где допущена историческая ошибка. | ||
Работают в теч. 4-5 минут | |||
2 мин. | (Проверка) | ||
6. Организация ДЗ (1 мин) | Найти соответствие между славянскими богами и древнеримскими и древнегреческими. По желанию на соответствие составить презентацию. | ||
7. Подведение итогов (1 мин) | Заключительное слово учителя, комментирование оценок. Мостик в следующую тему. |