Цель: развивать у учащихся познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- Познакомить учащихся со сказками В.Г. Сутеева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
- Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
- Пополнить словарный запас.
Оборудование сцены: рисунки учащихся.
Оборудование: видеопроектор, экран для показа видеоряда, выставка книг В.Г. Сутеева.
Место проведения: актовый зал МОУ СОШ №5.
Предварительная подготовка: учащимся даётся задание прочитать сказки В.Г. Сутеева: «Петух и краски», «Под грибом», «Кот – рыболов», «Это что за птица?», «Яблоко». На уроках технологии из цветного картона изготавливаются рыбки.
ХОД ПРОГРАММЫ
Программа сопровождается слайдовой презентацией.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена самому интересному литературному жанру, любимому взрослым и детям – сказке. Вы любите сказки? (Ответы)
1-й чтец:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Ведущий: И правда: умея читать, можно многое узнать. Я знаю, что во время зимних каникул вы, ребята, много интересных книг прочитали. Среди них есть замечательные сказки Владимира Григорьевича Сутеева. Сегодня я вам предлагаю провести брейн – ринг по этим сказкам.
(Дети рассаживаются за 4 игровых стола). Название команд: «Яблоко», «Краски», «Грибок», «Рыбка».
Представляю жюри. По количеству полученных жетонов определяется победитель игры.
2-й чтец:
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
3-й чтец:
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать.
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ,
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
4-й чтец:
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
Ведущий: Много книг есть у Владимира Сутеева. Я предлагаю вам ответить на вопросы 1 раунда, которые посвящены сказке «Под грибом».
Вопросы 1 раунда.
1) Куда спрятался Муравей от дождя?
Ответ: под шляпкой гриба.
2) Кто первый попросился к Муравью под грибок?
Ответ: Бабочка.
3) Кто вторым попросился к Муравью?
Ответ: Мышка.
4) Что ответили Воробью Муравей, Бабочка и Мышка, когда он попросился к ним под грибок.
Ответ: тут места нет.
5) От кого прятался Заяц?
Ответ: от Лисы.
6) Поймала ли Зайца Лиса?
Ответ: нет.
7) Кто сидел на шляпке гриба, когда прошёл дождь и выглянуло солнышко?
Ответ: Лягушка.
8) Почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось?
Ответ: гриб вырос.
Сценка «Под грибом».
На сцене на стуле стоит артист в шляпе гриба.
Ведущий: Перед вами лесная поляна. «Как-то раз застал Муравья сильный дождь».
1 музыкальный отрывок: 3 девочки с дождиком в руках танцуют танец дождя.
2 музыкальный отрывок: выходит Муравей.
Муравей: Что делать? Куда спрятаться?
Везде мокро. Спрячусь-ка я под грибок и пережду
дождь. Здесь хорошо, сухо.
(поёт) Я сижу под грибом, словно в домике
моём.
Ведущий: Ползёт под дождём промокшая, уставшая Бабочка.
3 музыкальный отрывок: танец Бабочки.
Бабочка: Муравей, пусти меня под грибок. Промокла я, лететь не могу.
Муравей: Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
Бабочка плачет.
Муравей: Ну что с тобой делать? Заходи.
(поют) Мы сидим под грибом и не тесно нам
вдвоём.
Ведущий: Далеко от дома застал дождь колючего Ёжика.
4 музыкальный отрывок: выходит Ёжик.
Ёж:
Дождик сбил меня с пути.
Дорогу к дому не найти.
Я весь промок с головы до ног.
Пустите меня под грибок.
Бабочка: Иди к нам, Ёжик. У нас сухо и
весело.
(все поют) Мы сидим под грибом и не тесно нам
втроём.
5 музыкальный отрывок: выбегает Заяц, мечется, хватается за голову.
Заяц:
Друзья, прошу вас – помогите,
От беды меня спасите.
Ох, попал же я в беду!
Ох, спасите, пропаду!
Ёж: Иди к нам, Заяц!
Бабочка: Мы тебя спрячем.
Муравей: И защитим. (Поют) Мы сидим под грибком, Зайца от Лисы спасём.
Ведущий: Только спрятали друзья Зайца, Лиса прибежала.
6 музыкальный отрывок: танец Лисы.
Лиса: Ребята, вы Зайца не видели? Где же он спрятался? А, вижу-вижу, вот где заячьи уши торчат. А ну, Заяц, выходи!
Заяц: Ой, боюсь, боюсь!
Муравей: Уходи, Лиса, прочь!
Ёж: Не смей маленьких обижать!
Бабочка: Уходи, Лиса, прочь! Не смей маленьких обижать!
Ёж, Муравей и Бабочка прогоняют Лису.
Заяц: Спасибо вам, друзья! Я рад, что встретил вас!
Ведущий: Тут и дождик прошёл. Выглянуло солнышко. Все звери радуются, поют и танцуют.
7 музыкальный отрывок: звери водят хоровод вокруг гриба.
Муравей (ходит вокруг Гриба, задумавшись): Одного я понять не могу. Раньше мне под грибом одному тесно было, а теперь четверым место нашлось.
Ведущий: Может вы, ребята, подскажите
почему?
(Ответы зрителей) Тут и сказке конец, а кто
слушал молодец.
5-й чтец:
Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.
Ведущий: Переходим к следующей сказке В.Сутеева, которую вы прочитали. Называется она «Кот-рыболов». И я предлагаю вам ответить на вопросы 2 раунда.
Вопросы 2 раунда.
1) О чём спросила Лиса Кота, встретив его на речке?
Ответ: вижу, Рыбку собрался ловить.
2) Какую Рыбку пообещал Кот отдать Лисе?
Ответ: первую.
3) Кому надоело питаться козами да овцами, коровами да баранами?
Ответ: Волку.
4) Какая по величине рыбка достанется Медведю?
Ответ: самая большая.
5) Какую поговорку шептала Лиса, сидя в кустах, чтобы Рыбка клевала!
Ответ: ловись, Рыбка, большая и маленькая.
6) Какая рыба стала тащить Кота в воду?
Ответ: Сом.
7) Кому же из зверей достался улов?
Ответ: никому.
Ведущий: Начинаем игру «Весёлая рыбалка». Каждая команда получает ведёрко, удочку. В зале на полу «плавают» бумажные рыбки. Задача игроков – ловить рыбку по очереди, пытаясь подцепить её за скрепку. Выигрывает тот, у кого богаче улов. Время игры – 3 минуты.
6 чтец:
За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.
Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твёрдую обложку
Опускается глава.
Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.
А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос –
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенёс.
Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.
Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.
Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.
Дремлет юная невеста
По дороге под венец
И заснули середина,
И начало и конец.
Ведущий: Следующая сказка В.Сутеева, которую вы прочитали, называется «Петух и краски». Я предлагаю вам ответить на вопросы 3 раунда.
Вопросы 3 раунда.
1) Какую птицу нарисовал художник, а раскрасить забыл?
Ответ: Петуха.
2) Что посоветовала Петуху Собака?
Ответ: идти к Краскам.
3) Где жили Краски?
Ответ: нужно пройти леса, горы, через реки и озёра: всё прямо и прямо.
4) Какая опасность подстерегала Петушка?
Ответ: Петуха увидели Лисята.
5) Зачем Заяц ходил к Краскам?
Ответ: к зиме зайцы в белый цвет красятся, чтобы Волк в снежных сугробах не нашёл.
Ведущий: Задание командам: помогите Краскам раскрасить Петуху гребешок и бородку, пёрышки на хвосте, крылышки и грудку.
Ответ: нужно раскрасить:
- красным цветом – гребешок и бородку;
- синим цветом – пёрышки на хвосте;
- зелёным цветом – крылышки;
- жёлтым цветом – грудку.
1) Каким стал Петя – Петушок после того, как ему помогли краски?
Ответ: красивый, настоящий.
Ведущий: Вопросы 4 раунда по сказке В.Сутеева «Это что за птица?».
2) Каким был Гусь из сказки «Это что за птица?»
Ответ: глупый и завистливый.
3) На что поменялся Гусь с Лебедем?
Ответ: на лебединую шею.
4) С кем Гусь поменялся: отдал свой красный нос, а себе – клюв с мешком.
Ответ: поменялся с Пеликаном.
5) Какие ноги получил Гусь, поменявшись с Журавлём?
Ответ: тонкие, журавлиные.
6) Что понравилось больше всего Гусю делать?
Ответ: меняться.
7) А что у Вороны выпросил?
Ответ: крылья.
8) Уговорил ли Гусь Павлина поменяться хвостом?
Ответ: да.
9) Что подарил добрый Петух Гусю?
Ответ: гребешок, бородку, «кукареку».
10) Чему учит сказка?
Ответ: завидовать другим не надо.
7 чтец:
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле.
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
Сценка «Яблоко»
Слово жюри, награждение победителей.
Учащиеся исполняют песню «Песня про книги» (на мотив «Песенки мамонтёнка»)
1 куплет:
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза)Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
2 куплет:
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
Припев: тот же
3 куплет:
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза)
Ведущий: До свидания! До новых встреч!
Список используемой литературы:
1. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. –
Петрозаводск «Карелия», 1993. – 127 с.
2. Сутеев В.Г. Петух и краски. – М.: «РОСМЭН –
ЛИГА», 1996. – 18 с.
3. Сутеев В.Г. Под грибом. – М.: «РОСМЭН –
ЛИГА», 1996. – 20 с.
4. Барто А.Л. У нас под крылом. – М.: «Советская
Россия», 1997. – 126 с.