Брейн-ринг "По сказкам В.Г. Сутеева"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: развивать у учащихся познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со сказками В.Г. Сутеева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
  • Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
  • Пополнить словарный запас.

Оборудование сцены: рисунки учащихся.

Оборудование: видеопроектор, экран для показа видеоряда, выставка книг В.Г. Сутеева.

Место проведения: актовый зал МОУ СОШ №5.

Предварительная подготовка: учащимся даётся задание прочитать сказки В.Г. Сутеева: «Петух и краски», «Под грибом», «Кот – рыболов», «Это что за птица?», «Яблоко». На уроках технологии из цветного картона изготавливаются рыбки.

ХОД ПРОГРАММЫ

Программа сопровождается слайдовой презентацией.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена самому интересному литературному жанру, любимому взрослым и детям – сказке. Вы любите сказки? (Ответы)

1-й чтец:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Ведущий: И правда: умея читать, можно многое узнать. Я знаю, что во время зимних каникул вы, ребята, много интересных книг прочитали. Среди них есть замечательные сказки Владимира Григорьевича Сутеева. Сегодня я вам предлагаю провести брейн – ринг по этим сказкам.

(Дети рассаживаются за 4 игровых стола). Название команд: «Яблоко», «Краски», «Грибок», «Рыбка».

Представляю жюри. По количеству полученных жетонов определяется победитель игры.

2-й чтец:

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!

3-й чтец:

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать.
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ,
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!

4-й чтец:

Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!

Ведущий: Много книг есть у Владимира Сутеева. Я предлагаю вам ответить на вопросы 1 раунда, которые посвящены сказке «Под грибом».

Вопросы 1 раунда.

1) Куда спрятался Муравей от дождя?

Ответ: под шляпкой гриба.

2) Кто первый попросился к Муравью под грибок?

Ответ: Бабочка.

3) Кто вторым попросился к Муравью?

Ответ: Мышка.

4) Что ответили Воробью Муравей, Бабочка и Мышка, когда он попросился к ним под грибок.

Ответ: тут места нет.

5) От кого прятался Заяц?

Ответ: от Лисы.

6) Поймала ли Зайца Лиса?

Ответ: нет.

7) Кто сидел на шляпке гриба, когда прошёл дождь и выглянуло солнышко?

Ответ: Лягушка.

8) Почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось?

Ответ: гриб вырос.

Сценка «Под грибом».

На сцене на стуле стоит артист в шляпе гриба.

Ведущий: Перед вами лесная поляна. «Как-то раз застал Муравья сильный дождь».

1 музыкальный отрывок: 3 девочки с дождиком в руках танцуют танец дождя.

2 музыкальный отрывок: выходит Муравей.

Муравей: Что делать? Куда спрятаться? Везде мокро. Спрячусь-ка я под грибок и пережду дождь. Здесь хорошо, сухо.
(поёт) Я сижу под грибом, словно в домике моём.

Ведущий: Ползёт под дождём промокшая, уставшая Бабочка.

3 музыкальный отрывок: танец Бабочки.

Бабочка: Муравей, пусти меня под грибок. Промокла я, лететь не могу.

Муравей: Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.

Бабочка плачет.

Муравей: Ну что с тобой делать? Заходи.
(поют) Мы сидим под грибом и не тесно нам вдвоём.

Ведущий: Далеко от дома застал дождь колючего Ёжика.

4 музыкальный отрывок: выходит Ёжик.

Ёж:

Дождик сбил меня с пути.
Дорогу к дому не найти.
Я весь промок с головы до ног.
Пустите меня под грибок.

Бабочка: Иди к нам, Ёжик. У нас сухо и весело.
(все поют) Мы сидим под грибом и не тесно нам втроём.

5 музыкальный отрывок: выбегает Заяц, мечется, хватается за голову.

Заяц:

Друзья, прошу вас – помогите,
От беды меня спасите.
Ох, попал же я в беду!
Ох, спасите, пропаду!

Ёж: Иди к нам, Заяц!

Бабочка: Мы тебя спрячем.

Муравей: И защитим. (Поют) Мы сидим под грибком, Зайца от Лисы спасём.

Ведущий: Только спрятали друзья Зайца, Лиса прибежала.

6 музыкальный отрывок: танец Лисы.

Лиса: Ребята, вы Зайца не видели? Где же он спрятался? А, вижу-вижу, вот где заячьи уши торчат. А ну, Заяц, выходи!

Заяц: Ой, боюсь, боюсь!

Муравей: Уходи, Лиса, прочь!

Ёж: Не смей маленьких обижать!

Бабочка: Уходи, Лиса, прочь! Не смей маленьких обижать!

Ёж, Муравей и Бабочка прогоняют Лису.

Заяц: Спасибо вам, друзья! Я рад, что встретил вас!

Ведущий: Тут и дождик прошёл. Выглянуло солнышко. Все звери радуются, поют и танцуют.

7 музыкальный отрывок: звери водят хоровод вокруг гриба.

Муравей (ходит вокруг Гриба, задумавшись): Одного я понять не могу. Раньше мне под грибом одному тесно было, а теперь четверым место нашлось.

Ведущий: Может вы, ребята, подскажите почему?
(Ответы зрителей) Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

5-й чтец:

Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.

Ведущий: Переходим к следующей сказке В.Сутеева, которую вы прочитали. Называется она «Кот-рыболов». И я предлагаю вам ответить на вопросы 2 раунда.

Вопросы 2 раунда.

1) О чём спросила Лиса Кота, встретив его на речке?

Ответ: вижу, Рыбку собрался ловить.

2) Какую Рыбку пообещал Кот отдать Лисе?

Ответ: первую.

3) Кому надоело питаться козами да овцами, коровами да баранами?

Ответ: Волку.

4) Какая по величине рыбка достанется Медведю?

Ответ: самая большая.

5) Какую поговорку шептала Лиса, сидя в кустах, чтобы Рыбка клевала!

Ответ: ловись, Рыбка, большая и маленькая.

6) Какая рыба стала тащить Кота в воду?

Ответ: Сом.

7) Кому же из зверей достался улов?

Ответ: никому.

Ведущий: Начинаем игру «Весёлая рыбалка». Каждая команда получает ведёрко, удочку. В зале на полу «плавают» бумажные рыбки. Задача игроков – ловить рыбку по очереди, пытаясь подцепить её за скрепку. Выигрывает тот, у кого богаче улов. Время игры – 3 минуты.

 6 чтец:

За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.
Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твёрдую обложку
Опускается глава.
Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.
А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос –
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенёс.
Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.
Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.
Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.
Дремлет юная невеста
По дороге под венец
И заснули середина,
И начало и конец.

Ведущий: Следующая сказка В.Сутеева, которую вы прочитали, называется «Петух и краски». Я предлагаю вам ответить на вопросы 3 раунда.

Вопросы 3 раунда.

1) Какую птицу нарисовал художник, а раскрасить забыл?

Ответ: Петуха.

2) Что посоветовала Петуху Собака?

Ответ: идти к Краскам.

3) Где жили Краски?

Ответ: нужно пройти леса, горы, через реки и озёра: всё прямо и прямо.

4) Какая опасность подстерегала Петушка?

Ответ: Петуха увидели Лисята.

5) Зачем Заяц ходил к Краскам?

Ответ: к зиме зайцы в белый цвет красятся, чтобы Волк в снежных сугробах не нашёл.

Ведущий: Задание командам: помогите Краскам раскрасить Петуху гребешок и бородку, пёрышки на хвосте, крылышки и грудку.

Ответ: нужно раскрасить:

  • красным цветом – гребешок и бородку; 
  • синим цветом – пёрышки на хвосте;
  • зелёным цветом – крылышки;
  • жёлтым цветом – грудку.

1) Каким стал Петя – Петушок после того, как ему помогли краски?

Ответ: красивый, настоящий.

Ведущий: Вопросы 4 раунда по сказке В.Сутеева «Это что за птица?».

2) Каким был Гусь из сказки «Это что за птица?»

Ответ: глупый и завистливый.

3) На что поменялся Гусь с Лебедем?

Ответ: на лебединую шею.

4) С кем Гусь поменялся: отдал свой красный нос, а себе – клюв с мешком.

Ответ: поменялся с Пеликаном.

5) Какие ноги получил Гусь, поменявшись с Журавлём?

Ответ: тонкие, журавлиные.

6) Что понравилось больше всего Гусю делать?

Ответ: меняться.

7) А что у Вороны выпросил?

Ответ: крылья.

8) Уговорил ли Гусь Павлина поменяться хвостом?

Ответ: да.

9) Что подарил добрый Петух Гусю?

Ответ: гребешок, бородку, «кукареку».

10) Чему учит сказка?

Ответ: завидовать другим не надо.

7 чтец:

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле.
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

Сценка «Яблоко»

Слово жюри, награждение победителей.

Учащиеся исполняют песню «Песня про книги» (на мотив «Песенки мамонтёнка»)

1 куплет:

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза)

Припев:

Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)

2 куплет:

Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.

Припев: тот же

3 куплет:

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза)

Ведущий: До свидания! До новых встреч!

Список используемой литературы:

1. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. – Петрозаводск «Карелия», 1993. – 127 с.
2. Сутеев В.Г. Петух и краски. – М.: «РОСМЭН – ЛИГА»,  1996. – 18 с.
3. Сутеев В.Г. Под грибом. – М.: «РОСМЭН – ЛИГА», 1996. – 20 с.
4. Барто А.Л. У нас под крылом. – М.: «Советская Россия», 1997. – 126 с.