Родительское собрание "Как помочь ребенку учиться?"

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями


Актуальность

Новая  концепция современного образования требует, чтобы "образование имело открытый характер, открывало пути дальнейшего обучения. При этом важную роль имеет решение четырех задач.

Образование должно:

  • Закладывать систему знаний, формирующуюся в течение всей жизни.
  • Развивать потребности  и заинтересованность учащихся, создавать пояснительную мотивацию с целью дальнейшего обучения.
  • Способствовать приобретению умений и навыков,  необходимых при самостоятельном обучении.
  • Прививать интерес к самообразованию и самовоспитанию". [1, стр.6].

Главное в этих задачах, с точки зрения современных образовательных требований, – самостоятельность учащегося. И успешность их решения зависит от взаимодействия двух субъектов учебного процесса: ученика, который этим должен овладеть, и учителя, который должен создать условия для  достижения этих задач.

Надо отдать должное современной педагогике: многое перестраивается в школьном образовании, разрабатываются новые учебные пособия, методики обучения. Но часто бывает "забыта" еще одна составляющая образовательного процесса – родители наших учеников. Получившие образование до глобальных изменений в нашем обществе, пройдя трудный путь адаптации к современным условиям, они понимают, что  нужны несколько другие учебные условия, в отличие от тех, которые помнят они.

Что из этого следует? Родители перестают быть помощниками, собеседниками своим детям? Но тогда для ребенка разрывается важнейшая в жизни человека связь, в чем-то нарушается порядок в его  миропонимании. Чтобы не допустить этого, необходимо и родителям быть участниками деятельности их ребенка. Необходимость участия родителей в школьной жизни подтверждают результаты работы  школьного психолога.

При любом изменении учебной среды: переход из младшей в среднюю, из средней школы в старшую, а также при поступлении в новый учебный коллектив –  понижается успеваемость, повышается тревожность учащихся.

Анализ анкет по адаптации к новой школе вновь прибывших учащихся 8-х классов показал высокий уровень тревожности: 73% учащихся одного класса испытывали трудности самовыражения, в подготовке к проверочным работам, в общении с учителями, новыми одноклассниками, сомневались в возможности успеха. И если в такой момент, когда искать помощи в школе ребенок еще не умеет или не может, рядом не будет близких людей, умеющих грамотно помочь и поддержать, намечается печальная перспектива: уход в себя, развитие чувства неуверенности, различных комплексов, стойкое неприятие школы.

Что же делать?

Шаги реализации

Начала с родительского собрания. Вопрос, хотим ли помочь нашим детям, был явно риторическим. И хотим и помогаем. И тогда спросила: как? Ответы не отличались разнообразием: объясняем сами, просим старших братьев-сестер помочь, обращаемся к репетиторам. А еще вздох: и не могу помочь, и заплатить репетитору тоже не могу. Тут же горячая полемика по поводу репетиторства: репетитор репетитору рознь, постоянная помощь материально обременительна, а психологически порождает зависимость, необходимость в постоянном дублере учителя.

До чего договорились?

Идея 1.

Что имеем? Учитель в школе, папы-мамы дома, ребенок между ними.
Что надо? Постараться соединиться: родители, как и учителя, могут помочь, не подсказывая, не перекладывая ответственность на репетитора или плечи ученика, то есть учить учиться.

Идея 2.

Что было? Родительский всеобуч. Вы, родители, так же, как мы, учителя, должны уметь решать, объяснять, учить.
Что надо? Не брать на себя не свойственные функции, а создать ситуацию, атмосферу для самостоятельного поиска ответов на вопросы.

Идея 3.

Что имеем? Работа, домашние заботы, кухня, телевизор и диван, куда хочется направить свои отяжелевшие за день ноги и голову. На педагогические и методические эксперименты нет времени, может, и знаний и (чего греха таить) желания.
Что надо? Прийти на собрание и научиться нехитрым приемам, которые помогут и научить учиться, и создать атмосферу.
Родителям предлагается модель, в которой они выступят в роли учеников, постараются понаблюдать за происходящим с ними во время "урока",  попробуют объяснить свою реакцию на происходящее.

Примечание: данная модель может использоваться как одно занятие, а в зависимости от подготовки родителей, наличия времени может быть разбита на части, образуя цикл практических занятий. Все приемы знакомы ученикам класса, поэтому организовать работу, аналогичную классной, не составит труда. А что если не знают (учителя-то разные!)? Не беда. Дома тоже можно показать прием, который поможет пониманию учебного материала.

1. Начало работы

Определение перспективного задания.

А как же без него? Читаем же для чего-то: понять явление, получить информацию, разобраться в позиции.

Задание. После прочтения текста необходимо составить его план. Из скольких частей состоит текст? О чем рассказывается в каждой? Как ее озаглавить?

Наличие перспективного задания "сгладит" разницу во времени: читающие быстро не ждут остальных, сразу приступают к заданию.

2. Чтение текста и составление плана.

На эту работу отводится 15 минут.

Ограничить время необходимо, это заставит не отвлекаться и работать в интенсивном режиме. А что, как не это, способствует концентрации усилий?!

Предлагается отрывок  из философской поэмы Ф. Ницше "О трех превращениях" (Приложение 1).  Выбор определен художественностью текста и глубиной заложенного в него смысла. Текст, уровень его сложности можно менять в зависимости от степени подготовленности родителей. 

Текст, выбранный для работы, может быть разным: и информационным, и художественным: подходы к пониманию во многом одинаковы. Текст Ф.Ницше при первом чтении вызывает удивление, непонимание, недоумение. Тем с большим желанием понять (аудитория-то взрослая, образованная) будет выполняться работа.

3. Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Чему способствовало предварительное задание перед чтением?
  • Из скольких пунктов состоит план? (общие положения можно выписать на доске).
  • Какие трудности были при составлении плана?
  • Какие слова стали главными (ключевыми) в формулировке названия каждой части?

Образец получившейся записи.

  • Три превращения.
  • Хорошенько навьюченный верблюд.
  • Свобода, достигнутая силой льва.
  • Дитя и святое слово утверждения.

Вывод 1.  Перед чтением текста необходима установка, задание, которое "потребует" вдумчивого, осмысленного чтения.

Вывод 2. "План помогает понять текст… С одной стороны, чтобы планировать текст, нужно его понять, с другой – планирование углубляет понимание, т.к. при этом систематизируется все, что было извлечено из текста…". [2, с. 163].

4. Постановка вопроса – обозначенный путь к пониманию

Задание. К выписанным трем ключевым словам (или с ключевыми словами: верблюд, лев, ребенок) составить вопросы, используя вопросительные слова.

Кто…            Как…
Что…            Зачем…
Где…             Почему…
Когда…         Каков (-а, -о)…

На составление вопросов и обсуждение в паре отводится 15 минут.

Необходимо предупредить родителей о том, что есть вопросы, ответы на которые имеются в тексте, они связаны с  пониманием содержания (фактологические вопросы), вопросы, которые выталкивают на размышления, к ответам на них надо прийти (проблемные вопросы). Такие вопросы помогают осмыслить проблематику текста, позицию автора.

Вопросы для обсуждения в группе:

  • Прочитайте вопросы, которые помогут вспомнить содержание текста (ответ на них есть в тексте).
  • Какие вопросы направлены на понимание смысла текста?
  • Почему ответы на такие вопросы разные?
  • Чему способствовали заданные вопросительные слова?
  • Отметьте то новое, которое появилось в вашем понимании при составлении и обсуждении вопросов.

Вывод 3.  Фактологические вопросы нужны для проверки знания текста, фактов, цифр, формул. Проблемные (концептуальные) вопросы помогают выявить проблематику, оценку фактов, явлений, определить личностную позицию.

Вывод 4. "Лучший способ понимания – это самостоятельная постановка вопросов к тексту и нахождение на них ответов". "А перед взрослыми стоит очень трудная задача: переключить ребенка с вопросов, обращенных к кому-то, на вопросы к самому себе и тексту" [2, стр. 85].

5. Лучше один раз увидеть

Задание. Представить текст графически. Допускается использование рисунков, символов, знаков, условных обозначений. Значение имеет всё: месторасположение (верх, низ, центр, задний план), группировка элементов, размер, цвет.

Работа в паре. Поменяться своими работами и "прочитать" друг другу получившуюся "картинку". Дополнить или дать другой  комментарий своей работы  к услышанному.

Вопросы для обсуждения:

  • Что общего и различного вы отметили в работах пары?
  • Что заметили при презентации вашей работы собеседником по паре?
  • Какой материал нуждается в графическом представлении? Почему?
  • Целесообразен ли это прием? Почему?

Вывод 5. Графические организаторы  – "инструменты для сбора информации, хранения ее в долговременной памяти и наглядного представления" [3].

6. В поиске концептов

Задание. Записать три главных вывода, сделанных по тексту. Прочитать друг другу, можно понравившимися мыслями дополнить свою работу.

Вопросы для обсуждения:

  • Прочитать выводы, повторяющие авторскую мысль.
  • Прочитать выводы, содержащие личные наблюдения по проблеме.
  • После того, как  часть выводов озвучивается в аудитории, предлагаем поразмышлять над вопросом: какие учебные умения понадобились для формулировки выводов.

Вывод 6. Запись тезисов, выводов, ответов, перефразирование после знакомства с информацией помогают запомнить, осмыслить, оценить ее, определить личностную позицию, увидеть перспективу применения.

Занятие рассчитано на 1,5 часа.

Ну что же, время потрачено было не зря.

В анкетах обратной связи отзывы были серьезные:
– "Полезно было все: как составлять план, как помогать, а не подсказывать".
– "Получили очень нужную информацию, особенная ценна практическая работа с текстом".
– "Убедилась, что ребенку можно помочь, даже не обладая какими-то особенными знаниями".
– "Умение выслушать – главная помощь ребенку".
– "Вспомнила, что учиться – это работа, прежде всего – его работа".
– "Раньше я объясняла (свои знания), указывала на ошибки, слушала меньше".

В чем успех постижения? В коммуникации.

В процессе общения с текстом, собеседником, самим собой отдельные смысловые отрывки информации складываются в целостное понятие, которое приобретается собственными усилиями. Цель всех заданий – показать процесс познания, тот универсальный механизм, овладев которым ребенок сможет сам не только отслеживать понимание и формировать его, но и знать, что это путь постижения любой информации.

Например, в художественном тексте ключами будут слова-символы, в научном тексте этими ключами станут термины, формулы.

Какова роль родителей, учителей и одноклассников в этом процессе?

Все та же – коммуникативная. Учение – в общении.

В заключение, можно предложить в качестве памятки записанные выводы всего занятия (Приложение 2). Их можно пополнять, дописывать варианты заданий. Каждая следующая встреча с родителями учащихся может быть дальнейшим уроком: знакомство с разными видами графических организаторов, работа с текстом, вопросами, резюме.

Надеюсь, что подобные встречи будут полезны всем, заинтересованным  в средствах познания.

Литература:

  1. Журнал "Завуч", №8, 2002 г.
  2. Г. Граник, С.Бондаренко, Л.Концевая. "Когда книга учит", М., 1988.
  3. И.Низовская. "Словарь программы "Развитие критического мышления через чтение и письмо", Фонд Сорос-Кыргызстан, Бишкек, 2003.
  4. Ф.Ницше. "Так говорил Заратустра".