О том, что тема «три кита – песня, танец, марш» проходит яркой линией в различных программах, убеждать никого не нужно. Но знакомить детей с «китами» можно по-разному. Не страшно, если учитель позволит иногда им и себе превратить урок в сказку. Самое главное – ненавязчиво направить ребят на создание творческих шедевров. Разве для первоклассника звонкий и чистый тембр его голоса не шедевр? Разве его красивое движение рукой под музыку не шедевр? Ведь самые маленькие школьники всегда верят, что они своим красивым пением могут разбудить весну, убаюкать самое страшное чудище, а плавными движениями рук под музыку заколдовать кого-либо. Учителю остаётся только чётко осознать, куда он хочет направить детей. Если нужно о марше, танце, песне рассказать, значит можно сделать акцент на ритмические особенности каждого жанра, на образное содержание. В конспекте урока не прописано чётких действий учителя. Всё зависит от ситуации. Но необходимо помнить, что голос, движение, акцент, ритм в музыкальном произведении – всё это важно для образов, которые запомнят дети после урока. К каждому музыкальному произведению дети создавали рисунки на прошлых уроках. Поэтому к обобщающему уроку у них достаточно собрано собственных фантастических и реальных образов. Каждый по-своему представляет дремучий лес, речку, замок – значит перед этим уроком показывать рисунки друг другу не стоит. После урока можно организовать выставку. Были ли у кого-то похожие образы или нет? Почему? Пусть ребята сами попробуют ответить на эти вопросы. Учитель всегда успеет им помочь.
Цели и задачи урока: выделение основных музыкальных жанров в нашей повседневной жизни и в искусстве; формирование представлений о средствах выразительности музыки; эмоциональный отклик на музыку.
Оборудование: музыкальный центр; пианино.
ХОД УРОКА
– Ребята, когда я шла к вам на урок, я нашла приглашение, даже не успела его прочитать. Давайте узнаем, что там написано: «Дорогие друзья! Вот уже несколько дней я наблюдаю за вами. Мне нравится как вы слушаете и исполняете музыку. Поэтому я хочу пригласить вас к себе в гости, в мой красивый и сказочный замок. Но дорога в замок не простая, вы встретитесь с различными препятствиями. А теперь я расскажу как добраться до замка.
Через лес густой пройдёте только с музыкой
легко.
Если солнышку споёте – будет вам в пути светло.
Через горы, через речку проходите посмелей и
медведя рассмешите, у него ведь нет друзей.
Очень жадный мишка, злой, с музыкой совсем не
дружит и никто ему не нужен.
Пусть вам музыка поможет – песня, танец, бодрый
марш!
Приглашаю в гости вас!»
– В каких случаях нам понадобится танец, песня
и марш – не знаю. Ребята, вы мне поможете?
Подождите, здесь ещё что-то написано: «План
вашего пути на доске. Фея Музыка»
Оказывается это приглашение прислала Фея Музыка
(Учитель показывает план на доске с обозначениями препятствий)
– Отправляемся в путь.
Препятствия
1) Дремучий лес. Звучит вступление песни «Монтёр»Д.Кабалевского, В. Викторова.
2) Заходим в лес – встречаем медведя. Чтобы подружиться с медведем, ученики исполняют песню «Монтёр».
3) Учащиеся исполняют песню Ю. Чичкова, П.Синявского «Лесной марш» и лес становится светлее:
Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой родины…
Нам Солнце улыбнётся веселей
И каждый день нам радостным покажется…
4) Следующее препятствие – горы. Марш С. Прокофьева. Учитель предлагает ученикам прохлопать ритм или просто подчеркнуть акцент.
5) Речка. Пластическое интонирование вводим в урок во время звучания Прелюдии И.С. Баха №1 из 12 маленьких прелюдий. Ученики имитируют движения волн руками. Чтобы перейти речку, нужно построить мостик. Поём народную песню «Уж как по мосту мосточку» – «строим» мостик через речку.
6) Так мы приближаемся к замку и попадаем на бал-маскарад. Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Можно выполнять движения, помогающие раскрыть соответствующие образы, рождённые музыкой вальса. Это зависит от того, какую маску – образ захочет примерить на себя каждый ребёнок.
7) Приветствуя хозяйку замка, можно спеть песню И. Гайдна «Мы дружим с музыкой»:
Если мы дружим с музыкой с детства,
Если мы с детства любим её,
Жить нам на свете просто чудесно,
Музыка с детства дарит
Нам волшебство своё...
Общение с Феей Музыкой продолжается на следующих уроках.